«Леопольдштадт» Тома Стоппарда покажут в РАМТе
Премьера спектакля «Леопольдштадт» состоится 16 июня 2023 года на Большой сцене Российского академического молодежного театра в рамках фестиваля «Черешневый лес». В основе постановки художественного руководителя Алексея Бородина (на фото) одноименная пьеса Тома Стоппарда, которую покажут на российской сцене впервые. После трилогии «Берег утопии», вышедшей в 2007 году, Стоппард сотрудничает с театром на эксклюзивной основе: здесь были осуществлены первые российские постановки его пьес «Проблема» и «Rock’n’roll».
- Том Стоппард возвращается на сцену РАМТа с автобиографической семейной сагой, с многомерным, многофигурным и, несмотря на всю горечь – ироничным эпосом о вере и иллюзиях, о противостоянии человека и истории, о людской силе и слабости. И о голосе крови, который делает человека человеком, - сообщается в пресс-релизе. - Леопольдштадт - один из районов австрийской столицы, свое официальное название получил по имени императора Священной Римской империи, но в народе всегда был известен как "остров мацы", ведь испокон веков здесь проживала огромная еврейская община. Семья Германа Мерца тоже родом из Леопольдштадта. Но если его прадед был всего лишь разносчиком тканей, то сам Герман - преуспевающий фабрикант, один из богатейших людей Вены, принятый в высшем обществе завсегдатай оперы и светских салонов. За несколько дней до наступления нового XX века, собрав в роскошной гостиной все свое шумное многолюдное семейство, Герман Мерц ни секунды не сомневается, что его дети и внуки будут жить в царстве разума и красоты, научного прогресса, философии и искусства. В 1955 году в этой же самой гостиной встретятся Роза, Натан и Лео - три «осколка некогда огромного рода, единственные, кому удалось выстоять в огне XX столетия…
Германа Мерца сыграет Евгений Редько, а также в спектакле заняты Евгений Редько, Лариса Гребенщикова, Виктория Тиханская, Александр Гришин, Александр Доронин, Александр Девятьяров, Максим Керин, Мария Рыщенкова, Янина Соколовская, Ирина Низина, Александра Розовская, Анна Тараторкина, Дарья Семёнова, Дмитрий Кривощапов, Антон Савватимов, Анна Дворжецкая, Дарья Рощина, Иван Юров, Дмитрий Бурукин, Сергей Чудаков, Алексей Мишаков, Даниил Шперлинг, Виктор Панченко, Алексей Бобров, Наталья Чернявская, Вера Зотова и Яна Палецкая.
- «Леопольдштадт» – это не только трагедия отдельной семьи или даже народа, - считает Алексей Бородни. - Я смотрю на эту историю шире: это трагедия меньшинства, которое всегда раздражает большинство и всегда ему проигрывает. А ещё это размышление о том, как каждому из нас жить в изменяющемся мире, выдерживая все перипетии, не теряя себя и своих корней.
Сценографию «Леопольдштадта» создавал главный художник РАМТа Станислав Бенедиктов, ушедший из жизни в ноябре 2022 года. Этот проект, ставший последней работой Бенедиктова, был завершён художниками Виктором Архиповым и Лилией Баишевой.
Аурелия Имберт: «Люди ходят в театр, чтобы увидеть свое отражение»
В августе в Москве прошел Международный фестиваль «Вдохновение», на котором французская театральная компания TelmahOkusPokus представила моноспектакль Аурелии Имберт «Мечты горничной». В центре сюжета молодая польская уборщица, устроившаяся работать в театр, где одновременно репетируется сразу несколько пьес Шекспира. Однажды, поскользнувшись на мокром полу, героиня вдруг ловит себя на том, что начинает играть Офелию, леди Макбет, Дездемону, Отелло, Гамлета, Ричарда III, переходя с родного польского то на английский, то на французский языки. Конечно, можно иронично сказать, что, ударившись головой, можно еще не такое себе нафантазировать, но тут скорее речь о том, что в человеке живет множество самых разных персонажей, а каждая женщина немного актриса.
IPQuorum пообщался с Аурелией о радостях профессии, кумирах и мягкой силе искусства.
— Фестиваль носит название «Вдохновение». А в чем его черпаете вы?
— Во французском слове «вдохновение», как, если я правильно понимаю, и в русском, кроется слово «вдох». А это прямая связь с дыханием и кислородом. Поэтому, наверное, я бы сказала, что мне помогают самые простые вещи. Иногда важно взять паузу и продышаться. Выйти из дома, пройтись по парку, посмотреть фильм, насладиться игрой других артистов. Все это вдохновляет.
— Можете назвать любимых актеров?
— Их очень много. Но, наверное, назову Изабель Юппер. Она словно хамелеон, ей подвластны любые роли, любые перевоплощения.
— Собственно, как и вам: в спектакле вы одновременно играете сразу несколько персонажей. А что, по-вашему, объединяет леди Макбет, Джульетту, Офелию? Есть ли вообще какая-то связь между шекспировскими героинями?
— Наверное, их объединяет судьба, полная потрясений. В какой-то момент их жизни кардинально меняются: причиной может быть проклятье, видения, сумасшествие, власть и даже любовь. Но главное, что все их метания заканчиваются смертью. При этом мы хотели показать женщину, горничную, которая лишена каких бы то ни было возможностей, и дать ей шанс примерить на себя иные роли и попробовать себя в иных ипостасях. Нельзя судить по внешности, ведь то, что мы видим в женщине, далеко не всегда отражает то, что у нее внутри. И потому мне так интересно снимать все эти слои, пробираться через всех героинь к сущности, к тому, что скрыто в душе маленького человека.
— Спектакль называется «Мечты горничной». А о чем мечтаете вы?
— Стать горничной. Шутка. Конечно, это связано с моей профессией. Мне бы хотелось продолжать делать то, что я делаю. Причем мне было хотелось играть больше, лучше, ярче, разнообразнее. Но при этом сохранить в себе покорность горничной, которая каждый день честно выполняет свою работу.
— А если бы вы не были актрисой, то какую бы профессию предпочли?
— Наверное, я бы стала адвокатом. Почему? Мне бы хотелось защищать людей, причем мне кажется, что нужно отстаивать интересы не только вдов и сирот, но даже тех, кто на первый взгляд этого не заслуживает. Даже злодеи нуждаются в защите и понимании. Это чем-то похоже на театр. Ведь у того же Шекспира все истории завязаны на преступлениях, насилии, власти, предательстве. Но нас притягивают эти истории, потому что в театре мы зрители. Почему еще я провожу параллель между работой адвоката и театром? Потому что и там и там присутствует очарование злом. Даже когда адвокат защищает преступника, он все равно ищет аргументы, чтобы его оправдать, и придумывает историю, которая поможет его клиенту. Это удивительная профессия. И очень театральная. Ведь нужно хорошо сыграть свою роль, чтобы люди поверили твоему персонажа.
— В одном из интервью вы сказали, что каждый спектакль бросает артисту вызов и это очень стимулирует в работе. Какой вызов предъявляют вам «Мечты горничной»?
— Я уже довольно давно играю этот спектакль. И здесь важно сохранять запал первого представления, но при этом постоянно совершенствоваться, так как ни один спектакль не похож на предыдущий — другая публика, другие реакции. Но мой вызов заключается в том, чтобы каждый раз немного удивлять саму себя, чтобы не играть так, как знаешь, а идти за залом. Иначе неинтересно.
— Как все артисты, вы подвержены сомнениям. Что помогает не останавливаться?
— Да, меня часто одолевают сомнения. Но порой достаточно одного внимательного взгляда, чтобы все встало на место. Ну и, конечно, спорт. Он очень помогает сохранять равновесие и баланс.
— Во время спектакля вы очень много взаимодействуете с публикой. Есть ли отличие русских зрителей от тех же французов, поляков, армян, перед которыми вы не раз выступали?
— Мне кажется, что в целом публика похожа, ведь у нас в театре одни и те же правила — не фотографировать, выключать мобильные телефоны, не мешать представлению. Хотя, возможно, французы несколько иначе реагируют, например, порой сегодня смех раздавался не в тех местах, где обычно. Могу также отметить, что русская публика очень внимательна, зал сидит, практически не шевелясь. Но в целом мы похожи. На Востоке все иначе. Это совсем иная культура поведения.
— В «Мечтах» вы переходите с одного языка на другой. Трудно ли «переключаться»?
— Нет, потому что мне нравится говорить на разных языках. У каждого своя манера, свои интонации, свои ударения. Переходя на другой язык, вы начинаете иначе мыслить, двигаться, меняется взаимоотношение с телом, с жестикуляцией.
— Несмотря на сложную политическую обстановку, вы решились приехать на российский фестиваль. Почему?
— Думаю, что как раз сегодня очень важно сохранять культурные связи. Плюс, конечно, меня привлекает богатство русской культуры.
— Ваша героиня задается вопросом: зачем люди ходят в театр? Что бы вы сами ответили на этот вопрос?
— Желание увидеть свое отражение, но при этом более смелое и решительное. Это что-то вроде лучшей версии самих себя. Людям хочется увидеть себя в героях пьес, прожить их опыт и отчасти присвоить его себе.
Ксения Позднякова, IPQuorum
Театр Сатиры отметит 100-летний юбилей
Пресс-конференция, посвященная 101-му сезону Театра Сатиры, юбилейным мероприятиям, премьерам и спецпроектам театра, состоится в ТАСС 19 сентября 2024 года. В ней примут участие художественный руководитель Театра сатиры Евгений Герасимов, режиссер Виктор Крамер, а также актеры театра Игорь Лагутин и Антон Буглак.
1 октября 2024 года Театру Сатиры исполняется 100 лет. В этот же день состоится открытие 101-го театрального сезона спектаклем «Планета Ширвиндт» режиссера Антона Буглака.
- Это будет расширенная версия спектакля, который мы показали в день рождения Александра Анатольевича 19 июля, - говорит Евгений Герасимов. - Успех у постановки был огромный, не все желающие зрители успели купить билет. На вечер не смогли приехать и многочисленные друзья и коллеги Ширвиндта, так как лето – время отпусков. Именно поэтому мы решили сделать новую версию спектакля, в которой примут участие друзья Александра Анатольевича, известные артисты и режиссеры. К слову сказать, все деньги, которые мы заработали от продажи билетов на спектакле в июле, мы отправили на учреждение специальной стипендии Ширвиндта в Щукинском училище. И будем продолжать эту традицию: ежегодно перечислять деньги на созданную нами стипендию.
Начало в 14.00.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе пресс-центра ТАСС в "ВКонтакте".
Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.
Объявлен шорт-лист «Звезды Театрала»
Международная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» обнародовала финальный список претендентов на награду. Как сообщается на официальном сайте премии, в 2024 году свой выбор по лонг-листу «Звезды Театрала» сделали более 50 тысячам человек, что является абсолютным рекордом для первого этапа голосования в премии. В шорт-лист попали 48 претендентов на победу в 16 разных номинациях – от лучшего спектакля большой формы до лучшей роли театрального актера в кино и лучшего русского театра за рубежом.
В частности, среди финалистов «Звезды Театрала» в актерских номинациях оказались Вениамин Смехов, Александр Домогаров, Юлия Снигирь, Евгения Крегжде, Иван Янковский, Евгений Цыганов, Лев Додин, Игорь Верник, Виктория Исакова, Марина Зудина, Иван Поповски и другие.
За статуэтку «Звезды Театрала» в одной из главных номинаций «Лучший спектакль. Большая форма» поборются спектакли Москвы и Санкт-Петербурга: «Воскресение» Айдара Заббарова (Театр им. Ленсовета), «Собачье сердце» Антона Федорова (МТЮЗ) и «Холопы» Андрея Могучего (БДТ им. Товстоногова). В номинации «Лучший спектакль. Малая форм» представлены «Кто убил Фриду Кало» Бориса Константинова (Театр кукол им. Образцова), «Повесть о Сонечке» Владислава Наставшева (Театр им. Вахтангова) и «Прозрачное солнце осени» Александра Коршунова (Театр «Сфера»).
Голосование за номинантов продлится до 30 ноября на официальном сайте, а решение зрительского жюри будет озвучено 16 декабря со сцены Театра им. Вахтангова, сообщает пресс-служба премии.