Ольгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФ

Рецензия на фильм «Вызов»: Русский космос

постер к фильму

Оценка: 5 из 10

Российская картина «Вызов» выходит в российский прокат 20 апреля 2023 года. Режиссёр: Клим Шипенко. В ролях: Юлия Пересильд, Милош Бикович, Владимир Машков, Александр Балуев и другие.

Когда-то режиссёр Алексей Федорченко снял ироничное мокьюментари «Первые на Луне» в ответ на общеизвестный миф о фальсификации высадки американцев на спутник Земли. Сюжет о том, как русские ещё в конце 1930-х якобы запустили ракету в космос, но что-то пошло не так, ярко характеризует одержимость нашей страны лидерством в космической гонке. Это всегда в первую очередь вопрос идеологии, политический жест: сначала Гагарин, потом Леонов, Терешкова - и вот выходит фильм «Вызов», для частичных съёмок которого кинематографисты специально летали на МКС (теперь всерьёз, а не как у Федорченко). Но стал ли фильм той вехой кинематографа, которой его позиционировали создатели ещё задолго до релиза?

Хирург Евгения Беляева (Юлия Пересильд) разрывается между работой и воспитанием дочери. С последним у неё дела идут совсем плохо, в отличие от успехов в Боткинской больнице, где она задерживается на очередной операции и не успевает на встречу с завучем школы по поводу агрессивной выходки дочери. Параллельно земным событиям на МКС происходит ЧП: космический осколок наносит травму российскому космонавту Олегу Богданову (Олег Новицкий). Пока Женя оперирует пациента на Земле, второй космонавт Пётр (Пётр Дубров) как может спасает жизнь Олегу. Однако проблема не решается до конца: нужна срочная помощь профессионального хирурга, ибо от смерти Богданова не спасёт ни близость к Богу, ни его фамилия, ни православные кресты на шее, ни даже цитаты из «Брата». Женя ещё не догадывается, что это именно ей предстоит стать первым хирургом в космосе.

Но до полёта, а, следовательно, и до кадров с МКС ещё полтора часа хронометража. На что это время тратит «Вызов»? Оказывается, на симуляцию земной жизни. Шаблонные отношения матери-одиночки и бунтующего подростка резко уходят на задний план, как только камера Клима Шипенко вступает на территорию павильонов Роскосмоса. По сюжету руководитель полётов (его играет Владимир Машков) должен отобрать из нескольких кандидатов хирурга, которому доверят операцию в условиях невесомости. Среди претендентов – лучшие мужчины-хирурги со всей страны, а Женя в этой компании лишь на правах консультанта, в испытаниях она не участвует.

Сам процесс отбора кандидатов похож на фарс. Есть армянин с лишним весом, хирург с плохим зрением, юморист с набором баянистых шуток, который так и просит, чтобы его забыли на Марсе с семенами картофеля, плюс ещё парочка невзрачных претендентов, имён которых вы даже не запомните. И есть Милош Бикович (он играет коллегу Жени и её потенциальный любовный интерес) - атлетичный, красивый, обаятельный мужчина, от которого колени подкашиваются у всех сотрудников Роскосмоса. Как думаете, кого из этой компании отберут для орбитальной миссии?

Отбирают, тем не менее, героиню Пересильд, причём совершенно внезапно – то, что она летит на МКС, ей сообщают за день до полёта. Вы всё правильно поняли: группа мужчин-хирургов каждый день лезла из кожи вон на тренажёрах, а в космос в итоге летит девушка с нулевой физической подготовкой, только потому что её кандидатуру кое-кто шепнул на ушко кому надо.

Первая половина «Вызова» столь же невыносима, насколько захватывающими получились эпизоды хирургической операции на МКС. Серьёзно, если вы готовы терпеть вымученные диалоги пошива плохих телевизионных мелодрам, лобовой патриотизм с огромным количеством рекламы банков, операторов сотовой связи и, конечно же, Роскосмоса (фильм - их инициатива, в конце концов), то «Вызов» сможет вас порадовать. Удивительно даже, что все актеры поголовно не одеты в Bosco, а игрушка, которую берёт героиня с собой в космос, - не Чебурашка.

И пусть перед нами продукт государственной пропаганды высочайшего уровня, основанный на сбивающем с толку софизме в основе рекламной кампании (на самом деле, это далеко не первый фильм, снятый в космосе), его космический сегмент удался. Мы оставим за скобками обсуждение экономических и этических сторон туристического полёта Пересильд и Шипенко, и вместо этого сосредоточимся на кинематографических характеристиках увиденного. Ведь именно на мельесовских грёзах о полёте в космос зарождался кинематограф, и вот он в лице российского «Вызова», наконец, выбрался на орбиту.

Невесомость чувствуется в кадре, ощущение клаустрофобии в замкнутом пространстве космической станции передано весьма аутентично. Эпизод, к которому так подогревали интерес у российского зрителя ещё года так с 2021-го, в целом достойно реализован. Конечно, и в нем есть пара-тройка причин схватиться за голову (пожалуй, момент «мне нужно выгулять моё красивое вечернее платье в открытом космосе» - главный из них). Но это не столь критично.

К сожалению, видно, что весь фильм был задуман, а затем и снят вокруг этого небольшого по меркам общего хронометража полёта в космос. Авторам как будто бы не хватило денег, вдохновения, сил, времени (нужное подчеркнуть), чтобы написать по-настоящему интересную историю. Там, где можно было показать проработку персонажей, нам устраивают виртуальный тур по павильонам Роскосмоса в сопровождении реальных космонавтов, проводящих для зрителя познавательную экскурсию. Там, где у создателей был шанс выстроить мощный феминистический нарратив, нам предлагают заезженные мизогинические шутки. За фразу «Привязанная женщина в ласке не нуждается» сценаристов вообще стоило бы отстранить от профессии.

Иронично, что столь патриотичный фильм в сценарии подозрительно много заимствует у голливудских картин схожего жанра - «Гравитации» и «Первого человека». В центре сюжета – человек с душевной травмой, вызванной трагедией в семье. И только бескрайний одинокий космос эту душевную пустоту может залатать. Даже сцена, где Женя метафорически отпускает весь свой эмоциональный груз в открытом космосе, один в один повторяет финал фильма Шазелла (только Гослинг там не пел, за что ему, конечно, отдельное спасибо).

«Вызов» – угрожающий жест в сторону всех недружественных стран, призванный рассказать миру о величии державы, которая своих не бросает даже в космосе. Это программный фильм-манифестация исконно русских ценностей на всю Солнечную систему. При его просмотре видно, зачем он снят, но во всём этом нет никакого художественного смысла. Зато его создатели обошли самого Тома Круза, который только готовится когда-нибудь в обозримом будущем сняться в космосе. А возьмём, к примеру, его же фильм, прошлогодний американский хит «Топ Ган: Мэверик». Эта военная бравада - тоже образец прямолинейной национальной пропаганды (ВВС США ещё никогда не выглядели так сексуально, как в «Топ Гане»), но с какой выдумкой и художественным энтузиазмом она снята! Косински куда больше волновало, сможет ли зритель ощутить себя внутри ультразвукового джета, чем то, как хорошо видны нашивки с американским флагом на униформе актёров. А что интересовало Клима Шипенко во время создания «Вызова»? Здесь уже после просмотра у каждого ответ будет свой.

Вадим Богданов, InterMedia

Книга о Пьере Паоло Пазолини выпущена в России с закрашенным текстом

соцсети

Книга Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идею» в переводе Мильды Соколовой вышло в издательстве АСТ весной 2024 года. Покупатели обратили внимание, что биография итальянского режиссера и поэта Пьера Паоло Пазолини подверглась цензуре: некоторые фрагменты текста оказались закрыты черными плашками. По некоторым подсчетам, из биографии "исчезла" примерно пятая часть книги, в основном, касающаяся личной жизни героя.

Выложенные с сеть фотографии отцензурированных страниц вызвали обсуждение в СМИ, в связи с чем издательство АСТ выпустило официальное объяснение. В нем сообщается, что правки были внесены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе ст. 6.21 КоАП «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола».

- Такое решение не является универсальным, - заявили в издательстве, - Как правило, зарубежные издатели нон-фикшна не соглашаются на сокращения и правки оригинального текста рукописи. Однако в данном случае правообладатель одобрил предложение издательства АСТ, текущая версия в России вышла с его разрешения. Решение редакции, выпустившей книгу, — вынужденное, чтобы издание могло увидеть свет. Закрасить фрагменты текста — более честный выбор, чем просто вырезать абзацы, будто их в книге и не было. Подобная практика — выпускать книги с заретушированными фрагментами, которые не соответствуют требованиям законодательства — уже широко применяется в российских издательствах.

По мнению АСТ, такое решение только повысит интерес к книге:

- Так, работа Роберто Карнеро стала интерактивной: читатель сам решает, воспользоваться ли ему какими-либо источниками информации, чтобы выяснить, что же скрыто от него в данной версии издания. Благодаря наличию скрытых фрагментов зарождается перекличка исходного текста с современным контекстом, в котором мы живем здесь и сейчас. Кроме того, книга становится артефактом эпохи, атрибутом перформанса, художественного высказывания. Неслучайно и название серии, в которой вышло издание — «Картина времени». Возможно, сигнальный экземпляр книги в скором времени станет экспонатом одного из музеев современного искусства.

Фото: соцсети
Теги: цензура, книги, биография, Пазолини
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Фестиваль актуального российского кино «Маяк» пройдет в Геленджике осенью

предоставлено пресс-службой фестиваля

Второй фестиваль актуального российского кино «Маяк» пройдет в Геленджике с 5 по 10 октября 2024 года. В этом году программу фестиваля дополнит конкурс короткого метра. Его куратором стал киновед, эксперт по короткометражному кино Андрей Щиголев, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе фестиваля.

- Здорово, что «Маяк» открывает секцию короткого метра, этого конкурса не хватало, - говорит Андрей Щиголев. - Будем искать яркие фильмы и авторов, которым есть что сказать. Наша задача собрать в программе все самое актуальное и перспективное. И, да, мы рассматриваем только фильмы, которые не были показаны в России — премьера будет на «Маяке».

Фильмы основного конкурса будут бороться за награды в 7 номинациях: Лучший фильм (Гран-при), Лучшая работа режиссера, Лучший сценарий, Лучшая работа оператора, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль и Лучший дебют. В конкурсе короткого метра по решению жюри будет вручен приз за Лучший короткометражный фильм.

- «Маяк» привлек к себе внимание профессионалов и прессы благодаря тому, что представил срез отличного актуального российского кино, само наличие которого сегодня не всем очевидно, - считает программный директор «Маяка» Стас Тыркин. - Средний возраст режиссера, участвовавшего в конкурсе первого “Маяка”, — 38 лет. В этом году мы надеемся на некоторое его омоложение, благодаря программе короткометражных фильмов, отбор которых будет не менее жестким, чем в основном конкурсе. Но “Маяк” не является фестивалем дебютов, в программе обязательно будут представлены и новые картины ведущих российских авторов.

Прием заявок на участие в основном конкурсе и конкурсе короткометражных фильмов «Маяка» уже открыт. К участию принимаются игровые фильмы, ранее не демонстрировавшиеся в России и не представленные на онлайн-платформах. Заявку можно подать на сайте «Маяка» до 1 августа 2024 года включительно. Аккредитация на фестиваль будет открыта в июле.

«ИнтерМедиа» напоминает, что первый (пилотный) выпуск кинофестиваля «Маяк» прошел в Геленджике с 5 по 9 октября 2023 года и собрал на своей площадке более 300 представителей киноиндустрии и журналистов, пишущих о кино. Программа включала конкурс из одиннадцати российских полнометражных фильмов и серию деловых мероприятий.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля На фото: Стас Тыркин
Теги: анонс фестиваля, Маяк (кинофестиваль)

Аарон Тейлор-Джонсон и Джоди Комер снимутся в зомби-хорроре «28 лет спустя» Дэнни Бойла

соцсети

Джоди Комер, Рэйф Файнс и Аарон Тейлор-Джонсон исполнят главные роли в фильме «28 лет спустя» (28 Years Later). «ИнтерМедиа» напоминает, что это одновременно и сиквел зомби-дилогии «28 дней спустя» и «28 недель спустя», и первая часть новой кинофраншизы из трех фильмов, задуманной режиссером Дэнни Бойлом и сценаристом Алексом Гарлендом (авторами самой первой картины 2002 года). Как сообщает Deadline, Гарленд напишет сценарии еще двух фильмов, но их режиссером будет Ниа Дакоста («Кэндимен», «Капитан Марвел 2»).

Бойл и Гарленд также продюсируют «28 лет спустя вместе с Эндрю Макдональдом, Питером Райс и Берни Беллью. Киллиан Мерфи, сыгравший главную роль в «28 дней спустя», также возвращается в качестве исполнительного продюсера, о его актерском участии в проекте пока не сообщаtтся. Производством и дистрибуцией занимается Sony Pictures.

β 16+