Рецензия на фильм Мэтта Ривза «Бэтмен»: Сочувствие господину Месть
Оценка: 7 из 10
Блокбастер «Бэтмен» вышел на стриминговом сервисеHBO Max 18 апреля 2022 года. Режиссёр: Мэтт Ривз. В ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Барри Кеоган, Энди Серкис, Колин Фаррелл и другие.
Мы живём в таком мире, где Бэтмены сменяются быстрее, чем Терренс Малик монтирует свои фильмы. А сейчас и вовсе не сменяются, а накладываются друг на друга – пока один прощается с ролью, другой спустя много лет к ней возвращается, а третий только вливается в коллектив угрюмых почитателей летучих мышей, чтобы стать лицом новой трилогии о тёмном рыцаре, хотя, казалось бы, о старой ещё никто толком не успел и позабыть. В этот раз, как снова клянутся создатели, всё будет по-другому, свежо и оригинально. Теперь кино про Бэтмена не какой-то там комиксный блокбастер с налётом фэнтези или фантастический боевик, как раньше, это резкий выпад в сторону жанрового кино, в область детективного нуара, где нам, вместе с главным героем, предстоит разгадывать загадки, словно мы с ним давние партнёры. На деле же единственная загадка, которую зрителю предстоит решить (вероятно, каждый это сделает по-своему), зачем, собственно, нам нужен был этот «Бэтмен» и так ли он вообще всем нам необходим?
После предыдущих Бэтменов, познавшего жизнь Кристиана Бэйла и находящегося в шаге от заслуженной пенсии Бена Аффлека, наш ночной мститель снова омолодился. Теперь он – горячий, безрассудный эмо-бой с внешностью Роберта Паттинсона и вечно грустными глазами. Бэтмен Паттинсона – это ночное животное Готэма, жажда мести всё ещё правит его инстинктами, он всего второй год на службе, ведёт ежедневники, а в голове его поёт Курт Кобейн. В его душе, как в Готэме, льёт проливной дождь и застыли вечные сумерки. Такой Брюс Уэйн больше думает, слушает и наблюдает, полноценный Бэтмен-интроверт – тёмный, тихий и тревожный, впрочем, как и весь фильм Мэтта Ривза.
Открывающееся сценой расправы под Шуберта, кино с первых же кадров окунает зрителя в промозглую и тягучую атмосферу прогнившего города, где происходит убийство. Некий Загадочник (его исполняет Пол Дано) затевает игру в кошки-мышки с Бэтменом и полицией, которую в основном представляет лейтенант Гордон (Джеффри Райт): вдохновившись Зодиаком, убийца начинает разоблачать коррумпированных чиновников, оставляя подсказки о том, кем станет его следующая жертва. В процессе расследования этой цепочки убийств Бэтмен основательнее пачкается гнилью подпольной жизни Готэма, встречаясь с преступным боссом Кармайном Фальконе (Джон Туртурро) и его правой рукой Пингвином (неузнаваемый Колин Фаррелл), а также с мелкой воровкой с кошачьей пластикой Селиной Кайл (Зои Кравиц) и сильно изуродованным Джокером в исполнении Барри Кеогана.
Время действия картины Мэтта Ривза выбрано не случайно: Хэллоуин отсылает к культовому графическому роману о Бэтмене «Долгий Хэллоуин», написанным Джефом Лоубом и блистательно проиллюстрированным Тимом Сейлом. Там тоже герой только начинает свой путь борца с преступностью, а детективный сюжет с серией убийств доминирует над всеми остальными условностями комиксного жанра. Роман, как известно, был экранизирован в виде анимационного и, к сожалению, весьма посредственного фильма, а также оказал большое влияние и на Нолана, который взял оттуда взаимоотношения Бэтмена и Харви Дента, перевоплощающегося в Двуликого. Но в целом трилогия Нолана до сих пор остаётся эталоном самобытности, где даже подмигивания в сторону Майкла Манна выглядят как приятное дополнение к полностью независимому, авторскому прочтению героя в костюме летучей мыши.
Ещё на момент выхода «Долгого Хэллоуина» в прессе проскакивали сравнения графического романа с недавно отгремевшим тогда в кино триллером Дэвида Финчера «Семь». За такое сравнение мёртвой хваткой цепляется и Мэтт Ривз, решивший во многих аспектах стилизовать свой фильм под детективный шедевр Финчера ещё и визуально. Обилие мрачных тонов, отсутствие красок, приглушённое освещение, стильная картинка новоиспечённого «оскаровского» лауреата Грега Фрейзера, сочетающая в себе все 50 оттенков чёрного, и, конечно же, использование дождливой погоды в качестве лейтмотива всего фильма. Но есть ли в этом что-то ещё, кроме обычной стилизации? В конечном счёте, почему всё это выглядит, как жалкая попытка Мэтта Ривза скрыть свою безликую режиссуру, мимикрировав под стиль выдающегося мастера? Почему сыгравший в Скорсезе Тодд Филлипс ощущается куда более самостоятельным режиссёром, чем Ривз, играющий в Финчера? Хотя какое откровение можно было ожидать от человека, чьи предыдущие работы включают в себя бледную американскую копию отличного скандинавского хоррора и фильм, целиком состоящий из прямых цитат «Апокалипсиса сегодня» Копполы? Может быть, кому-то пора наконец уже сорвать маску с самого себя?
Не так много можно разглядеть в «Бэтмене» (простите за игру слов, достойную Загадочника) и в плане сюжета. Он движется прямолинейно, последовательно, порой вызывающе медленно, но снова без каких-либо откровений. Зритель и так уже понимает, чем всё кончится, а кино ещё даже к третьему акту не подобралось. Для сценария, который, по словам Ривза, писался и переписывался целых два года, конечный результат вызывает только лишь недоумение. Обойдём стороной предсказуемость развития, заурядные диалоги и персонажей-функций, но ведь здесь абсолютно никакого удовольствия от раскрытия загадок, полная зрительская безучастность, ибо все идеи Загадочника, его задачки и придуманные механизмы смотрятся жутко вторичными даже по сравнению с любой из частей «Пилы».
Актёрский состав подобран грамотно и с воображением, но даже самым ярким актёрам сценарий не даёт особо разыграться. Паттинсон достаточно аутентичен в роли Бэтмена, хорошо двигается, ещё лучше отыгрывает депрессивный настрой, хотя никакого сочувствия наш господин Месть тут всё же не вызывает, а вот как Брюс Уэйн… здесь даже сказать особо нечего, кроме как того факта, что он просто «существует» в этом фильме. С хорошим потенциалом вышли Гордон Джеффри Райта и Пингвин Колина Фаррелла (его игра, пожалуй, наиболее яркая среди всех), Женщина-Кошка – сама по себе, Загадочник – сплошное клише, а дворецкий Альфред (Энди Серкис), откровенно говоря, совсем не получился. Мало того, что роль крошечная, так ещё и толку от неё никакого.
Если с чем и сравнивать нового «Бэтмена», так это с прошлогодней «Дюной». Мэтт Ривз снял точно такой же медленный, затянутый, атмосферный и визуально безупречный арт-блокбастер, который кажется скорее дерзким формалистским упражнением, нежели полноценным фильмом. Как и в случае с работой Дени Вильнёва, о картине Ривза будут долго спорить, восхвалять и критиковать, пересматривать и переосмыслять (можно с уверенностью сказать, что именно кинотеатральный опыт здесь способен склонить чашу сомнений в положительную сторону). Пока же остаётся лишь авансом выписать Ривзу наше доверие, так сказать, за горящие сквозь мрак глаза, ибо у него ещё целых две попытки, чтобы всем нам дать ответ на вопрос, зачем кинематографу так срочно и жизненно необходимо понадобилась новая реинкарнация величайшего детектива из комиксов.
Вадим Богданов, InterMedia
Фальшивый убийца Глен Пауэлл встречает опасную женщину в трейлере «Я не киллер»
Новый трейлер комедии «Я не киллер» (Hit Man) режиссера Ричарда Линклейтера был обнародован 18 апреля 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главный герой истории Гэри Джонс (Глен Пауэлл) – университетский преподаватель, который в свободное от основной специальности время подрабатывает фальшивым киллером. Мужчина очень ловко изменяет свой облик (с помощью накладных усов, париков, одежды) и принимает заказы на убийство (мужей, недругов, конкурентов), чтобы потом эффектно сдать заказчиков полиции. Но одна из его миссий идет не по плану, когда Гэри встречается с очередной заказчицей – очаровательной молодой женщиной (Адриа Архона), в которую влюбляется, а вскоре после начала их романа ее мужа находят мертвым.
В картине также снялись Остин Амелио, Молли Бернард, Майк Маркофф, Ричи Монтгомери, Моргана Шоу и др.
В российский прокат фильм «Я не киллер» выпустит 16 мая кинокомпания «Парадиз».
Оптимус Прайм и Мегатрон обретают суперспособности в трейлере «Трансформеров один»
Первый трейлер анимационного фильма «Трансформеры один» (Transformers One) представила 18 апреля 2024 года кинокомпания Paramount Pictures.
Первый почти за 40 лет полнометражный мультфильм о Трансформерах фактически является приквелом франшизы. Он рассказывает о том, как Оптимус Прайм и Мегатрон, первоначально известные как Орион Пакс и D-16, превращаются из братьев по оружию в заклятых врагов и навсегда изменят судьбу Кибертрона. В трейлере можно увидеть, как Трансформеры подбирают себе новые имена (не всегда удачные), а также с удивлением осваивают различные суперспособности.
Персонажей озвучили Крис Хемсворт, Брайан Тайри Генри, Скарлетт Йоханссон, Киган-Майкл Ки, Стив Бушеми, Лоуренс Фишберн, Джон Хэмм и др. Режиссером фильма стал Джош Кули («История игрушек 4»).
В мировой прокат «Трансформеры один» выйдут 20 сентября.
Скончался режиссер фильма «На Муромской дорожке» Фёдор Петрухин
Кинорежиссёр Фёдор Петрухин скончался на 73-м году жизни 18 апреля 2024 года. Соболезнования по поводу смерти режиссёра выразил Союз кинематографистов России.
Будущий режиссер в 1989 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, режиссерское отделение, мастерскую Ролана Быкова. В 1991 году он дебютировал в качестве режиссера-постановщика фильма «Дина». Снял такие фильмы «На Муромской дорожке», «День Победы», «Кензели», «Подсолнух», телесериалы «Новая жизнь сыщика Гурова», «Новая жизнь сыщика Гурова. Продолжение», «Одиссея сыщика Гурова», а также документальный фильм «Курсанты Кремля». В производстве находится лента Петрухина «Танки брода не ищут».
Как мы сообщали ранее, известный радиоведущий Олег Гробовников погиб в результате несчастного случая 17 апреля 2024 года в возрасте 62 лет.