Актера и режиссера Роба Райнера и его жену жестоко убили в собственном домеУмер пианист Левон ОганезовИтоги юбилейного кинофестиваля «Победили вместе» подведут на пресс-конференции в ТАССЕгор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд Бежанов

Никита Михалков: «Покинули страну те, кому есть куда ехать»

Илья Золкин

ОБ ИНФАНТИЛЬНОСТИ

- Инфантилизация людей доходит до предельного уровня сегодня, когда человека до 40 лет считают молодым. Эта инфантильность видна в отношении ко всему, в том числе и к профессии. Смотрите, насколько инфантильно, безответственно сегодня существует режиссура. Ярчайший пример этому — сериалы. Не спорю, есть среди них и прекрасные работы, и большие режиссёры сегодня уходят в эту сферу, потому что деньги там те же, а аудитория — стократно больше. Но уровень погружения в материал невероятно примитивный. Сегодня органично сказанная фраза считается верхом мастерства. И мы, актеры, теряем уважение зрителя, потому что не затрачиваемся. Нам ничего не надо. Мы понимаем, что от нас требуется только самое элементарное — органика.

О СТАРОЙ ШКОЛЕ АКТЕРОВ

- Что мы умеем? С чего начинаем? Что является отправной точкой в выборе профессии? Слава, известность, успех — это понятно и естественно. Честолюбие порой бежит впереди человека. Это естественно для людей, которые берут на себя бремя публичной профессии. В своё время Юра Богатырев, который снимался у меня и в «Механическом пианино», и в «Свой среди чужих», жаловался, мол, простоял 10 часов за туалетной бумагой, и никто его в этой очереди не узнал и вперед не пропустил. «Я уж и так голову поворачивал, и так, — говорил он. — Они же каждый вечер «Два капитана» смотрят! И никто своё место мне не уступил!». Я его тогда утешил: «Ты даже не представляешь, какой ты счастливый! Если тебя не узнают, это значит, что в ролях ты умеешь быть разным, а не стал жертвой одного образа».

О НЕИСКУШЕННОСТИ ЗРИТЕЛЯ

- Но современного зрителя очень легко обмануть. Очень! Потому что его приучили к обману. Ему в массе своей скучно смотреть то, над чем нужно думать. Искусство — это точка зрения. Но зрителю сегодня не интересна моя точка зрения, его больше интересуют внешние стороны того, что происходит на экране. К счастью, он уже насытился теми зрелищами, что были внове 30 лет назад. Это всё смотрелось потому, что подобные вещи было запрещено делать раньше. Но я считаю, что прав был один старец, сказавший: «Жестокая правда без любви есть ложь». Если ты не заставляешь меня сострадать даже самым жестоким вещам, которые ты показываешь, если я не вижу твоего сострадания, для меня это зрелище разрушительное.

О СПЕЦЭФФЕКТАХ

- Вспомните фильмы 1970-х годов с Джеком Николсоном — наполненные, талантливые, с невероятной глубиной. А вы назовёте фамилии артистов, которые играли в «Аватаре»? Миллиарды долларов фильм по миру собрал. Но для меня это не основной критерий. Камерон очень хороший режиссер, но когда 300 человек рисуют тебе кадр за кадром, потом ты на хромакее это все снимаешь и высочайшего класса профессионалы-электронщики компьютерной графикой превращают это во впечатляющее зрелище — все-таки это в большей степени работа менеджера, а не художника! Есть и сейчас талантливые картины — но это штучная вещь: первый «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта или его же «Гладиатор». Да, это кассовый блокбастер, но там есть живое. Однако большая часть того, что сегодня выходит на экраны — этакий интеллектуальный "Макдоналдс".

ОБ УЕХАВШИХ КОЛЛЕГАХ

- Как я отношусь к коллегам, которые покинули страну? Я не испытываю к ним ни сострадания, ни снисхождения. Да и потом: кто уехал-то? Те, кому есть куда ехать. И ради чего? Зарабатывали здесь, а тратили там... Знаете, я считаю так: это ты потом можешь разбираться с тем, что произошло. Но бежать в момент происходящего — это предательство. Среди уехавших, безусловно, есть талантливые люди. Но талант талантом, а совесть совестью. И справедливость — недаром же именно она всегда в России по-настоящему ценилась. Сегодня много обсуждают: раскол, не раскол... Вообще, я пришел к такому выводу: многие говорят, свобода — это возможность выбора, это верно. Несвобода — это отсутствие выбора, это тоже верно. Но мне кажется, что высшая свобода — это как раз когда не нужно выбирать, потому что твой выбор уже сделан.

(Юлия Шигарева, «Аргументы и факты», 29.03.2022)

Источник: Аргументы и факты Фото: Илья Золкин
Теги: Никита Михалков, цитаты
β 16+