Карен Шахназаров: «Проблема российского кино в том, что оно ушло от советской модели кинопроизводства, но так и не пришло к рыночной» (Видео)
О ФИЛЬМЕ «ВЛАДИВОСТОК»
- Идея фильма возникла из ностальгического воспоминания о картине, которая мне очень нравилась в детстве – «Набережная туманов» режиссера Марселя Карне с Жаном Габеном и Мишель Морган в главных ролях. До сих пор помню свое первое сильное детское впечатление от фильма.
Я попросил сценариста Алексея Бузина, с которым мы уже работали над «Анной Карениной» и «Решением о ликвидации», написать историю, которая, конечно, получилась очень далекой от «Набережной туманов», но тема моря и порта осталась, хотя и герои, и сюжет совсем другие.
О ДОХОДАХ «МОСФИЛЬМА» ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
- «Мосфильм», являясь государственным унитарным предприятием, не получает от государства ни копейки. Согласно постановлению 2018 года, государственные унитарные предприятия в отличие от частных, помимо уплаты всех налогов, должны перечислять государству ещё и половину прибыли. Хорошо, что нас временно освободили от этой обязанности. Но даже несмотря на то, что «Мосфильм» с 2021 по 2024 годы перечисляет меньшую долю прибыли в федеральный бюджет, мы продолжаем платить большие налоги, как и любое другое предприятие. За время моей работы на этом посту, думаю, 10 или 15 млрд рублей государству мы выплатили.
Я не могу сказать, что за время пандемии «Мосфильм» столкнулся со сверхпроблемой, которую нельзя было бы решить. Да, потери у студии были, но я бы не назвал их катастрофическими. Всем сотрудникам в период локдауна выплачивалась заработная плата, часть из них все равно работала, например, служба обеспечения. Мы довольно быстро преодолели постпандемийный кризис, нарастили производство, компенсировали потери.
Сейчас «Мосфильм» полностью восстановился, у нас большая загрузка, которая, как ни странно, после пандемии даже увеличилась. Это объясняется и высоким качеством производства, которое не каждая студия может обеспечить.
О ПЕРСПЕКТИВАХ СНИМАТЬ НА ««МОСФИЛЬМЕ»» БОЛЬШЕ СОБСТВЕННОГО КОНТЕНТА
- К сожалению, поскольку «Мосфильм» продюсирует фильмы самостоятельно без господдержки, финансировать много не получается. Но студия входит в копродукцию с несколькими картинами в год, вкладываясь не деньгами, а услугами. Например, являемся сопродюсерами недавних картин Влада Фурмана и Александра Миндадзе. В этом году таких работ порядка пяти. Сейчас помогаем в производстве фильма от ВГИК-Дебют «У самого белого моря».
Но все эти фильмы финансово ничего не приносят нашей студии, мы лишь получаем права на демонстрацию в интернете – в нашей киноколлекции на YouTube. На канале около 40 млн просмотров в месяц, так что эти картины может увидеть широкая публика. К тому же, на YouTube-канале «Мосфильм»а много иностранцев – например, из США приходит 140-150 тысяч зрителей в неделю.
О РЕДАКТОРСКОЙ РАБОТЕ В ФОНДЕ КИНО
- Со сценариями, действительно, необходима более тщательная работа, как в Голливуде или как было в СССР. Дело вовсе не в цензуре, а в кропотливой редакторской работе, решении творческих задач. Я часто об этом говорил, но пока ничего не изменилось. Проблема российского кино в том, что оно ушло от советской модели кинопроизводства, но так и не пришло к рыночной, оказавшись где-то посередине – а это самое неудобное положение.
Кстати, немногие знают, что на производство своих картин в советское время «Мосфильм» брал кредит в банке, а Госкино возвращало студии деньги, если принимало картину. В то время главным продюсером было государство. А режиссеры иногда оказывались «безработными», они фактически были в штате студии, но если не имели в работе проектов – то зарплату не получали. Как известно, Тарковский иногда годами сидел без зарплаты. У советской системы, конечно, имелись проблемы, она была экономически жесткой, но очень эффективной.
На сегодня выход у российского кино один – либо стремиться к рыночной системе производства, либо возвращаться к советской. Первый вариант – наиболее реален. Не стоит бояться рынка, нужно усиленно работать!
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ НА «МОСФИЛЬМЕ»
- По поводу этого проекта много спекуляций, поэтому расскажу обо всем подробно. Строительством четырех новых объектов на территории «Мосфильма», которая ранее не использовалась, занимается частная компания, но строго в согласовании с правительством РФ. Два уже построено и работают – 16 киносъемочный павильон и Дом костюма и реквизита. 16 павильон сразу после строительства стал одним из самых популярных, в нем снимали свои фильмы Кончаловский, Серебренников и другие режиссеры.
17 павильон будет самым большим в Российской Федерации и одним из крупнейших в Европе, на съемки в нем уже выстроилась очередь из желающих. Киноконцертный комплекс с выходом на Мосфильмовскую улицу будет включать четыре зала. Такого масштабного строительства на «Мосфильме» не было с середины прошлого века. Это дает студии принципиально новые возможности. Мы с гордостью можем говорить, что не просто модернизировали «Мосфильм», а отстроили его.
О ПРАЗДНОВАНИИ 100-ЛЕТИЯ ««МОСФИЛЬМА» В 2024 ГОДУ
- Я не большой сторонник праздничных концертов. (Смеется.) Отличным подарком к 100-летию «Мосфильма» станет выпуск книги. Руководитель информационного центра «Мосфильм-инфо» Гаянэ Амбарцумян написала потрясающую книгу, которая сейчас находится в работе в издательстве Проспект. Это уникальное издание будет представлять собой полный каталог фильмов «Мосфильма». Ничего подобного ни одна студия в России не делала. Сейчас мы еще усиленно занимаемся реставрацией картин…
О РЕСТАВРАЦИИ КАРТИН
- Отбор фильмов для реставрации – это очень субъективный процесс, но я считаю, что в кино по-другому нельзя. Я выбираю фильмы, которые представляют художественную и культурную ценность. На «Мосфильме» уже отреставрированы все фильмы Тарковского. Сейчас реставрируем «Страсти по Андрею» - это режиссерская версия фильма «Андрей Рублёв», которая содержит ранее вырезанные при монтаже сцены и дубли. Работа проходит тяжело, потому что нет негатива. Только что закончена реставрация ленты «Девять дней одного года» Михаила Ромма.
Некоторые картины делаем по заказу телевизионных каналов.
Процесс реставрации трудоемкий – сначала нужно оцифровать фильм, а затем уже идет кропотливая работа с цифровым материалом, которая порой требует инженерных решений. Иногда присутствует авторский брак, который приходится убирать. И уже с отреставрированной цифровой копии при необходимости можно сделать негатив высокого качества.
Это дорогое удовольствие, и всю работу мы делаем за свои собственные средства. Так как наши картины на Youtube-канале смотрят и иностранные зрители, возрастает необходимость субтитрирования, на которое тоже нужны дополнительные средства. В год удается отреставрировать 9-10 картин. Но каждая из них того стоит. Несколько лет назад, на 74 Венецианском кинофестивале Гран-при за лучшую реставрацию получил фильм Элема Климова «Иди и смотри» в секции Venezia Classici.
Реставрация выдающихся картин «Мосфильма» – это тоже огромный вклад в подготовку к юбилею нашей студии, который уже не за горами.
(Киноконцерн «Мосфильм», 26.11.21)
.jpg)