В РСПП обсудили, где креативным индустриям взять деньги
Форум по креативным индустриям и интеллектуальной собственности состоялся 12 октября 2021 года в программе «Недели российского бизнеса». На нем компании, представители власти и институтов развития обсудили, кто и как может инвестировать в креативное предпринимательство.
Концепция развития творческих (креативных) индустрий, утвержденная правительством России, ставит амбициозную цель — обеспечить рост сектора с нынешних 2% до 6% ВВП. Но для существенного рывка есть ряд барьеров, в частности связанных с вопросом, где найти инвестиции. Это и стало одной из главных тем дискуссии форума.
По мнению председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игоря Вдовина, финансовая инфраструктура в сегменте креативной экономики, в отличие от традиционных, сырьевых и перерабатывающих секторов, так и не создана.
- С одной стороны, хорошо, что креативные индустрии пока не попали под общий каток регулирования, с другой — одного Президентского фонда культурных инициатив явно недостаточно, чтобы насытить деньгами проекты, которые находятся на стадии идеи, — отметил он.
Игорь Вдовин подчеркнул, что в креативных индустриях пока нет инструментов поддержки, уже действующих в ИТ-бизнесе.
- Сложный процесс превращения идеи в стартап, а потом, не дай бог, в единорога нуждается в поддержке, и не обязательно со стороны государства, - сказал он. - Но пока такого акселератора в креативных индустриях я не вижу.
Не принял на себя роль активного инвестора и банковский сектор. Банки игнорируют не только новые явления в креативных индустриях, но и такие традиционные направления, как музыкальный бизнес. Председатель правления Российского авторского общества (РАО) и основатель лейбла «Первое музыкальное» Максим Дмитриев отметил, что даже крупнейшим игрокам отрасли крайне затруднительно получить деньги под залог креативного продукта.
- За последние 25 лет мы искали самые разные источники заимствований и реже всего находили финансирование в банках, - сказал он. - Наше общение с представителями банковского сектора можно подытожить фразой «Страшно далеки мы друг от друга».
При этом банковское сообщество холодно относится и к такому, казалось бы, доказавшему свою ликвидность на практике сектору, как ИТ. Председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов подчеркнул, что «интерес к инвестициям в технологии растет не только в мире, где продолжается бум IPO, но и в России, пусть мы и отталкиваемся от более низкой базы». Однако речь, по его словам, идет не о том, что банки кредитуют технологические компании, а об активном интересе со стороны бизнес-ангелов или институциональных партнеров — компаний-стратегов, которые приобретают продукты и интегрируют их в свои холдинги».
Традиционный банковский аргумент звучит так: полноценной работе по кредитованию креативного бизнеса якобы мешает позиция Центрального банка РФ. Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка России Михаил Мамута считает, что препятствий регуляторного характера все же нет.
- В регулировании Банка России нет ни одной нормы, которая каким-либо образом ущемляла бы интеллектуальную собственность как предмет или право залогового характера, - отметил он. - Банки не ограничены в своем праве эту собственность брать. Никакого негативного влияния на капитал или резервы это не оказывает.
По данным ЦБ РФ, за последние три года банки выдали более 130 кредитов под залог интеллектуальной собственности. По словам Михаила Мамуты, проблема, во-первых, в недостатке сформированной практики оценки нематериальных активов, а во-вторых — в отсутствии необходимого вторичного рынка залогов. Он напомнил, что, в отличие от России, в странах с богатой практикой работы с залогом в сфере интеллектуальной собственности, как правило, есть мощный институт независимой оценки нематериальных активов, а также механизм обратного выкупа залогов по гарантированной стоимости государственными институтами развития.
- Необходимо подумать над решением этих задач совместно с институтами развития, министерствами, которые в этом заинтересованы, и, разумеется, с бизнес-сообществом и экспертами, — отметил представитель ЦБ РФ.
Однако ранее РСПП и Минэкономразвития уже обращались к ЦБ РФ с просьбой скорректировать ряд регламентов, не позволяющих относить интеллектуальную собственность к залогам надлежащего качества.
Отвечая представителю ЦБ РФ, Максим Дмитриев заверил, что бизнес давно готов включиться в разработку методики оценки залогов для банков на основе опыта, накопленного лейблами.
- Мы предлагали сформировать, например, на базе ВЭБ РФ совет, который мог бы оценивать объекты интеллектуальных прав, - сказал Дмитриев. - Мы проводили соответствующие исследования и пришли к выводу, что разброс в оценках продуктов составлял не более 5–10%.
Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский (на фото) подчеркнул, что вопрос о залоге для развития финансовой инфраструктуры в интересах креативных индустрий имеет системообразующий характер.
- От решения этого вопроса зависит само функционирование рынка интеллектуальной собственности, его институционализация. Когда рынок существует в режиме гаражной экономики, очень сложно гарантировать дальнейший оборот залога в случае негативного исхода кредитования, - сказал Кричевский.
В результате дискуссий участники форума высказались за необходимость срочной разработки методов оценки залогов для банков. Итоги обсуждения в форме предложений РСПП будут направлены в Правительство России для рассмотрения и включения в план реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий.
Бруно Марс не находится в рабстве у MGM
Компания MGM Resorts International (владеющая гостиницей, казино и концертным залом в Лас-Вегасе) официально прокомментировала слухи о том, что музыкант Бруно Марс семь лет выступает на их площадке, чтобы расплатиться с многомиллионными долгами из-за азартных игр. Такое сообщение распространили на днях СМИ со ссылкой на анонимные источники, заявлявшие, что артист фактически находится в рабстве у компании.
- Мы гордимся нашими отношениями с Бруно Марсом, одним из самых ярких и динамичных исполнителей в мире, - говорится в заявлении MGM , сделанным через издание Complex. - От его выступлений в Dolby Live в Park MGM до нового зала Pinky Ring в Белладжио, развлекательный бренд Бруно привлекает посетителей со всего мира. Партнерство MGM и Бруно имеет давнюю историю и основано на взаимном уважении. Любые иные предположения являются полностью ложными; у него нет долгов перед MGM. Вместе мы рады продолжать создавать незабываемые впечатления для наших гостей.
Сам Бруно пока никак не прокомментировал слухи о долгах, хотя ранее признавался, что страдает игроманией.
Драма «Туман» с Ольгой Красько и Евгением Харитоновым выйдет в российский прокат в апреле
Трейлер психологической драмы «Туман» представила 19 марта 2024 года кинокомпания Base Development. Это первая полнометражная игровая картина режиссера-документалиста Наталии Гугуевой. Главные роли исполнили Ольга Красько, Евгений Харитонов, Валерия Репина, Денис Бондаренко, Олег Кассин, Кирилл Крошман-Климов, Олег Бойко, Екатерина Ефимова.
По сюжету, кинооператор Настя отправляется на труднодоступную метеостанцию вместе с метеорологом Андреем, чтобы самостоятельно расследовать исчезновение со станции семейной пары метеорологов. В результате она понимает, что Андрей причастен к этой трагедии. Но и Андрей вдруг обнаруживает связь Насти с исчезнувшими людьми…
Действие картины происходит на труднодоступной северной метеостанции. Фильм действительно снимался на Кольском полуострове на действующей метеостанции, которой уже более 130 лет.
— Наш фильм «Туман» — это история любви, ненависти, вины и прощения между самыми близкими людьми, - говорит режиссера Наталия Гугуева. - Природа в нашем сценарии является одним из персонажей фильма. Мы старались создать в кадре ощущение документальности происходящего. Для меня было важно погрузить всю съемочную группу в условия жесткой арктической среды. Создать образ острова, находящегося вдали от цивилизации. Именно на острове, вдали от всех коммуникаций герои фильма глубоко погружаются в свой внутренний мир, пытаясь понять и разрешить свои самые важные и мучительные проблемы жизни.
Оператором-постановщиком фильма стал Шандор Беркеши («14+», «Зулейха открывает глаза», «Дети Арбата»), музыку написал Антон Силаев («Земля Эльзы», «Снегирь»), художественным руководителем проекта выступил Сергей Урсуляк.
Фильм принял участие в нескольких российских («Сталкер», «Золотой ворон» и др.) и зарубежных фестивалях, получил спецдиплом Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России, приз «За лучшую режиссуру» на Asti Film Festival (Италия, Асти), спецприз жюри на ArianoInternational Film Festival (Италия, Ариано-Ирпино), пять призов жюри на Imagineindia International Film Festival (Испания, Мадрид).
В российский прокат «Туман» выходит 11 апреля. Специальные показы картины с участием Наталии Гугуевой пройдут в Москве 9 апреля в кинотеатре «Пионер», в Санкт-Петербурге 10 апреля в кинотеатре «Родина» и 11 апреля на «Ленфильме», а также в Мурманске (3 апреля) и Красноярске (16 апреля).
Творчество Shaman, «Любэ» и Олега Газманова собираются включить в школьную программу
Министерство просвещения РФ поддержало инициативу о включении в учебную программу школьных уроков музыки изучения творчества патриотических коллективов и исполнителей, выдвинутую депутатом Госдумы Сергеем Колуновым. Он предложил включить в школьную программу творчество группы «Любэ», Олега Газманова и Ярослава Дронова, известного как Shaman.
- Мою инициативу с предложением включить в учебную программу школьных уроков музыки изучение современных патриотических композиций Минпросвещения поддержал, - приводит слова Колунова РИА «Новости.
По словам депутата, теперь совместно с экспертным и родительским сообществами будет прорабатываться список таких исполнителей и композиций. В этом списке точно будут «Любэ», Газманов и Shaman.
Ранее Shaman был признан самым востребованным артистом в России. Рейтинг составил сайт «КП» на основе анализа гастрольных графиков музыкантов и заполняемости залов. По итогам 2024 года безоговорочным лидером оказался певец Shaman, давший 90 концертов и неизменно собирающий аншлаги в самых больших залах России.