Российский «оскаровский» комитет во главе с Павлом Чухраем отправил на «Оскар» фильм «Разжимая кулаки»Наталья Орейро стала гражданкой РоссииУмер звезда фильма «Ва-банк» Кшиштоф КершновскийУмер режиссёр «Особенностей национальной охоты»Ирина Медведева стала дважды мамойABBA выпустила «смехотворно счастливую» песню из прошлого (Слушать)Режиссер «Ералаша» Илья Белостоцкий обвиняется в педофилииПолиция Украины возбудила уголовное дело на Сергея МихалкаАлек Болдуин убил кинооператора и тяжело ранил режиссера своего нового фильмаАндрей Бурковский ушел из МХТ им. Чехова«Вечные», «Последняя дуэль» и «Французский вестник» выйдут в России позже из-за локдаунаОльга Бузова перенесла московский концерт на неопределенный срокВ Москве запретят проводить концерты до 8 ноябряДжастин Бибер, Doja Cat и Lil Nas X лидируют в номинациях MTV EMA 2021Суд приговорил Юрия Дудя к штрафуСкончался исполнитель роли профессора Мориарти Виктор ЕвграфовКанье Уэст официально поменял имяКортни Кардашьян выйдет замуж за Трэвиса БаркераКиногруппа «Вызова» вернулась из космоса на ЗемлюШон Пенн разводится с молодой женой

Рецензия на сериал «Основание»: Мультивселенная Айзека Азимова для тех, кому мало «Дюны»

постер к сериалу

Оценка: 8 из 10

Сериал «Основание» вышел на стриминговом сервисеAppleTV+ 24 сентября 2021 года. В ролях: Джаред Харрис, Ли Пейс и другие.

Видеосервис Apple TV+ запустился в ноябре 2019 года, но только сейчас решил выпустить сериал, который претендует на статус настоящего козыря компании. Стриминг взялся не просто за классику научной фантастики, но решил выпустить экранизацию произведения, которое долгое время считалось непосильным для адаптации на экране – цикл «Основание» Айзека Азимова.

Чтобы лучше разобраться во всех плюсах и минусах нового сериала, пожалуй, стоит сказать несколько слов про самого писателя и его огромное литературное наследие. Айзек Азимов – уже не просто классик, но и родоначальник научной фантастики, чей вклад в жанр где-то на уровне Рэя Брэдбери, Артура Кларка, братьев Стругацких, Станислава Лема, Филипа Дика и ряда других. Литературные произведения о будущем человечества существуют аж со второго столетия, но именно Айзек Азимов придумал многие условности и правила жанра, которыми активно стали пользоваться поколения писателей-фантастов, пишущих после него – например, три закона робототехники, на которые сейчас ориентируются не только новые авторы, но и разработчики искусственного интеллекта.

Среди главных работ Айзека Азимова – трилогия про Галактическую империю, серия детективов про робота Дэниела Оливо, а также семь романов из цикла «Основание». При этом все это – глобальный кроссовер: в заключительных романах выясняется, что Транторианская Империя из «Основания» и Галактическая империя – это одна и та же организация, а персонаж Эдо Демерзель на самом деле – еще одна личина робота Дэниела Оливо. Создать глобальный литературный кроссовер, связать все миры в один – это событие для читателей того времени по степени неординарности было сравнимо разве что с выходом первых «Мстителей» в 2012 году. Никто не думал, что это возможно, но это случилось.

С момента выхода «Мстителей» прошло всего девять лет – а зрители уже возмущаются, если в каком-либо новом блокбастере нет намеков на другие фильмы и других героев: настолько прочно в нашу жизнь вошло понятие мультивселенной. Айзек Азимов же придумал свой аналог мультивселенной задолго до появления блокбастеров от Marvel и DC.

При этом нельзя однозначно сказать, что в литературном плане серия «Основание» великолепна. По качеству книги получились очень разными, и многие считают, что под конец творческого пути Азимов исписался. Молодой аудитории его творчество и вовсе может показаться тягомотным, лишенным динамики и наполненным излишним количеством диалогов – ведь творческий путь автора начался еще в 1950-х годах, когда писали совсем иначе (без ваших модных сторителлингов и литературных онлайн-курсов).

Возвращаясь к сериалу, стоит отметить, что стилистически и атмосферно он оказался куда ближе к литературному Азимову, чем все прочие экранизации (например, «Я, робот» и «Двухсотлетний человек»). Он такой же неторопливый, так же медленно раскачивается и так же полон диалогов. Значительную долю времени в нем занимают красочные локации – не важно, показывают ли технологически продвинутый Трантор (столицу Империи) или же просто великолепные виды какой-нибудь заброшенной планеты с окраин Галактики. Визуально все это чудовищно напоминает смесь старых «Звездных войн» и новой «Дюны». При этом фильм Дени Вильнева, хоть и выглядит амбициозным технически совершенным гигантом, но воспринимается при этом холодно, будто бы внешний облик и музыка волновали режиссера больше, чем сама драма. «Основание» в этом плане куда честнее. Оно не пытается поражать своим масштабом, а концентрируется на отдельных личных историях. Известно, что Айзек Азимов сочинял этот цикл, ориентируясь на историю развала Римской империи. Визуально и сюжетно в сериале отсылок к Римской империи также предостаточно.

При этом экранное «Основание» взяло от литературного первоисточника только самое… основание.

Итак, существует великая галактическая Транторианская Империя, охватывающая планеты всего Млечного пути. Внешне она благополучна, но ученый Гэри Сэлдон, ориентируясь на собственные математические расчеты, предсказывает ее скорую гибель. Он даже разрабатывает специальную науку, которая прогнозирует глобальные процессы – психоисторию. При этом Гэри Сэлдон хочет лишь одного – отсрочить темные времена для человечества, а также создать плацдарм для его возрождения. По его задумке в этом должна помочь организация «Основание», которая соберет и сохранит все ценные знания и технологии со всех планет. Катастрофический прогноз ученого понятен очень немногим, остальные либо просто не в состоянии его осмыслить, либо считают подстрекательством к революции.

Здесь же стоит вновь вернуться к сюжету Айзека Азимова. В этом цикле он показал себя не просто писателем-фантастом, а настоящим визионером. Наука психоистория действительно появилась в дальнейшем, хоть и была немного о другом. То явление, о котором он сочинял, оказалось ближе всего к тому, что в наше время принято называть big data или большими данными. Разумеется, во время Азимова невозможно было представить себе ни такой объем данных, который можно будет обработать, ни появление для этого особой профессии, поэтому в его трактовке этой наукой занимаются исключительно математики.

Но сериал не стали пытаться осовременить. У авторов был соблазн рассказать историю про сбор больших данных корпорациями или про появление профессии дата-аналитиков. Вместо этого «Основание» старается максимально следовать духу книг Азимова, даже если это отдает каким-то ретрофутуризмом.

Весь остальной сюжет уходит в совершенно другую сторону, нежели шли книги. В этом подходе есть смысл – оригинальные романы описывали, скорее, ту самую историю движения масс, не так заметно концентрируясь на персонажах. Адаптировать все дословно и смотрибельно было бы даже не сложно, а попросту невозможно.

Структурно сюжет заметно напоминает «Игру престолов». Вот вам политические стычки между Сэлдоном и императором Клеоном, вот вам внутренние распри между народами разных планет. Политики в сериале много. Опять же, обойтись без деталей там, где Азимов наметил лишь общие штрихи, при всем желании бы не получилось.

Стоит быть готовыми и к другим существенным расхождениям с книгами. Например, помощник Сэлдона Гаал и робот Эдо Демерзель в сериале – девушки, а Клеон – несколько сменяющих друг друга клонов, на протяжении 400 лет выращиваемых из ДНК первого императора. Серьезно отличается от оригинальной и судьба самого Сэлдона.

Во время просмотра сериала кто-то, вполне вероятно, сильно оскорбится таким вольным обхождением с первоисточником. Даже сочтет их неуважением к автору. Азимову на эти претензии, скорее всего, было бы плевать – он всегда считал, что научная фантастика призвана рассказать людям, как любить друг друга, дружить и не враждовать. Сериал старается следовать в первую очередь этой идее. Но если для вас важнее не думать при просмотре каждые пять минут «Какого черта здесь происходит? В книгах было иначе», то лучше все-таки обойти сериал стороной. Другие же, скорее всего, оценят «Основание» как крайне занимательное зрелище.

P.S.: Среди актеров, как ни странно, больше всех приковывает внимание не Джаред Харрис, сыгравший доктора Гэри Сэлдона, а Ли Пейс, исполнивший роль одного из клонов императора Клеона. Всем, кто все еще не может забыть Трандуила из «Хоббита», его участие в сериале будет обязательным поводом к просмотру.

Павел Соломатин, InterMedia

Новости партнеров

Телеканал «Россия» покажет «Пальму»

предоставлено пресс-службой телеканала Россия

Премьера художественного фильма «Пальма» состоится 4 ноября 2021 года на телеканале «Россия». Картина режиссера Александра Домогарова-младшего о дружбе мальчика и овчарки основана на реальных событиях, происходивших в 1974-1976 годах во «Внуково». Оставленная в московском аэропорту собака несколько лет верно ждала возвращения своего хозяина, встречая каждый приземляющийся самолет Ил-18, на котором он когда-то улетел.

Действие фильма происходит в 1977 году. Игорь Польский улетает за границу и вынужден оставить свою овчарку по кличке Пальма прямо на взлетной полосе: по недоразумению у собаки нет медицинской справки. Пальма прячется в аэропорту и изо дня в день встречает самолеты в надежде, что хозяин вернётся. Но время идет… Овчарка становится талисманом аэропорта, оказываясь в центре всех важных событий в жизни его обитателей. А для 9-летнего Коли, который после гибели мамы приезжает к отцу, пилоту Вячеславу Лазареву, Пальма и вовсе становится лучшим другом. Лазареву предстоит заслужить доверие сына, сделав нелегкий выбор между карьерой и семьей и решив, что делать, когда за Пальмой возвращается ее настоящий хозяин.

Главные роли в фильме сыграли Леонид Басов и овчарка Лилия, а также снялись Виктор Добронравов, Владимир Ильин, Валерия Федорович, Евгения Дмитриева, Игорь Хрипунов, Павел Майков, Ян Цапник и другие. В российский прокат «Пальма» вышла в июне 2020 года и получила несколько призов на российских и международных фестивалях.

Эфир в 21.00.

Фото: предоставлено пресс-службой телеканала Россия
Теги: Россия-1, телепремьера, анонс показа, Пальма
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня: родились Кит Урбан и Игорь Масленников

Shutterstock/Fotodom

26 октября 2021 года, вторник

Александр Розенбаум начинает серию юбилейных концертов «Обратный отсчет» в Театре Российской Армии.

45 лет актрисе Марии Сёмкиной.

54 года певцу Киту Урбану (на фото).

90 лет кинорежиссёру Игорю Масленникову.

10 лет назад умер кинорежиссёр Ярополк Лапшин (1920-2011).

80 лет назад погиб писатель Аркадий Гайдар (1904-1941).


27 октября

Игорь Бутман отметит юбилей в Государственном Кремлёвском дворце.

Николай Фоменко расскажет «Серьезное и смешное» в ММДМ.

22 года певцу и битмейкеру Славе Марлоу.

38 лет актёру Артуру Смольянинову.

43 года скрипачке Ванессе-Мэй.

51 год балетмейстеру Сергею Филину.

59 лет лидеру и басисту группы «Мастер» Алику Грановскому.

63 года вокалисту группы Duran Duran Саймону Ле Бону.

82 года участнику комик-труппы «Монти Пайтон» Джону Клизу.


28 октября

Стивен Ридли даст концерт в ММДМ.

33 года диджею и продюсеру Jamie xx.

34 года лидеру группы «Порнофильмы» Владимиру Котлярову.

34 года певцу Фрэнку Оушену.

39 лет актёру Мэтту Смиту.

47 лет актёру Хоакину Фениксу.

50 лет актёру Михаилу Трухину.

52 года певцу Бену Харперу.

54 года актрисе Джулии Робертс.

58 лет певцу Эросу Рамаццотти.

58 лет певице Вике Цыгановой.

66 лет основателю корпорации Microsoft Биллу Гейтсу.

71 год актрисе Галине Логиновой.

80 лет назад родился писатель-сатирик Анатолий Трушкин (1941-2020).

85 лет назад родился режиссёр Роман Виктюк (1936-2020).

85 лет назад родился актёр Нино Кастельнуово (1936-2021).

270 лет назад родился композитор Дмитрий Бортнянский (1751-1825).

Российский «оскаровский» комитет во главе с Павлом Чухраем отправил на «Оскар» фильм «Разжимая кулаки»

постер к фильму

Драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки» выдвинута от России на премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в Российском «оскаровском» комитете. Его заседание состоялось 25 октября 2021 года, и на нем был избран новый председатель комитета: им стал режиссер Павел Чухрай, заменивший на этом посту скончавшегося летом этого года Владимира Меньшова. За кандидатуру Чухрая проголосовали большинством голосов.

«Разжимая кулаки» - вторая полнометражная работа ученицы Александра Сокурова Киры Коваленко. Действие фильма разворачивается в Северной Осетии, в небольшом шахтерском городке Мизур, зажатом между отвесными скалами. Сюда перевез свою семью Заур. Сыновей и дочь он воспитывает строго, не зная границ между отцовской заботой и гиперопекой. Старший Аким уже сбежал на заработки в ближайший крупный город – Ростов. Младший Дакко еще не вполне осознал, чего он хочет от жизни, а средняя Ада активно строит планы побега. Она уже взрослая девушка, но отец по-прежнему хочет видеть ее маленьким беззащитным ребенком. Разомкнуть крепкие отцовские объятия, чтобы наконец начать самостоятельную взрослую жизнь, оказывается сложнее, чем казалось. Фильм уже получил Гран-при 74-го Каннского кинофестиваля в секции «Особый взгляд». В российский прокат «Разжимая кулаки» вышел в сентябре.

InterMedia напоминает, что в лонг-листе премии "Оскар" в этом году есть еще один частично российский фильм – «Купе номер 6», который представляет Финляндию. Шорт-лист будет объявлен 21 декабря, тройки номинантов – 8 февраля 2022 года, а сама церемония вручения наград Американской киноакадемии состоится 27 марта.

Новости партнеров

β 16+