Умер оперный певец Владимир РедькинДжей Зи и Foo Fighters попали в Зал славы рок-н-роллаДрейк стал артистом десятилетия BillboardДанила Козловский и Валерий Тодоровский вошли в новый состав Экспертного совета Фонда киноРоссийский тур Hurts отмененНикас Сафронов получил звание народного художника РоссииУмер старейший в мире актер Норман ЛлойдДуа Липа получила две награды Brit Awards, а Little Mix и Haim стали лучшими группами годаХолзи и Марен Моррис получили BMI Pop Awards 2021Rasmus приедет с концертами в Россию через полтора годаНазваны имена лауреатов премии International Opera Awards 2021Концерт Луи Томлинсона в Москве вновь отложен«Евровидение 2021» покажет в прямом эфире Первый канал (Видео)Умер Вадим АлисовКаролина Куркова стала трижды мамойОльга Дроздова ушла из театраВлад Топалов перенес девятичасовую операциюВладимир Качан умер от коронавирусаОльга Бузова восстанавливается после операцииЮрий Антонов отложил юбилейный концерт на неопределённый срок

Эксперты обсудили, что ждет театр в 2021 году

16.02.2021 12:15 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Егор Старшелюк/InterMedia; предоставлено НЦИС

Онлайн-конференция «Театральный комплекс. Новое время», посвященная выживанию зрелищных индустрий в период пандемии, состоялась 4 февраля 2021 года.

Эксперты представили и обсудили практики, которые помогают театрам планировать свою деятельность, эффективно зарабатывать в условиях ограничений, сохранять аудиторию, использовать новые цифровые технологии для развития и находить новых партнеров.

Открывая конференцию, главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов (на фото) отметил, что прогнозы на 2021 год - дело столь же неблагодарное, сколь непредсказуемое, и предложил присутствующим отталкиваться от фактов.

- 2020-й стал одним из самых чудовищных, - подчеркнул Евгений Сафронов. – Наверное, такого спада не было со времен войны - и коснулось это не только зрелищных, но и в целом всех культурных индустрий всего мира. В только что вышедшем нашем исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ– 2020» приведены данные и детали, иллюстрирующие катастрофу - иначе ведь это не назовёшь. В 2018–2019-е годы в сфере культуры отмечался устойчивый рост, а вот в 2020-м, в связи с запретом мероприятий, обороты зрелищных индустрий рухнули в полтора раза, продажи билетов - на 70–75%. По сути, перестали существовать целые предпринимательские секторы зрелищных и ряда других индустрий.

На сегодняшний день мы видим обнадёживающие признаки - картина отличается от города к городу, во всех регионах сохраняются ограничения, но многие площадки потихоньку начинают открываться, уже можно что-то планировать. Понятно, что пандемия – огромная проблема для всего мира, но в некоторых регионах (включая Москву) можно было бы отнестись к этой проблеме серьезнее, не так формально и, будем откровенны, недальновидно.

Вернемся к исследованию. Сфера культуры в России делится на две большие части: творческая деятельность (основанная на произведениях) и деятельность по организации культурного досуга (использование произведений в незначительной степени). От пандемии пострадали обе отрасли, однако сектора, связанные с интернетом, как и во всем мире, выросли - хоть не настолько, насколько ожидалось.

Обращу внимание на структуру Исследования - тома «Аналитика», «Законодательство» и «Терминология». Для аудитории могут стать сюрпризом изменения в сфере законодательства - к примеру, с 2020 г. к «зрелищным мероприятиям» по закону отнесено «публичное представление музейных предметов» - то есть, работа любого музея теперь признается «мероприятием», и это сильно путает общую ситуацию. Есть и еще одна невероятная новация: введен термин «организации исполнительских искусств», в которые почему-то входят ИП, что с точки зрения русского языка, как и с юридической - нонсенс; тем не менее, это уже действующее законодательство. При этом «организации исполнительских искусств» определяются тем, что они осуществляют «создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений искусства» - по формулировке закона только в таком наборе. Организация, занимающаяся чем-то одним - например, показом, или, скажем, интерпретацией - по букве закона не должна признаваться организацией исполнительских искусств и, соответственно, выводится из-под действия Основ законодательства о культуре. Многие возразят: “Нам это не грозит, применяться не будет, так как «все же всё понимают»”. Но правилен ли подход к законодательству «по понятиям»? Вряд ли, но все мы должны работать в таких условиях.

Снова вернемся к исследованию и рассмотрим, как соотносятся в сфере культуры бюджетные ассигнования и коммерческая деятельность. Последняя явно превалирует, но, в первую очередь – за счет электроники и онлайна, которые, к сожалению, практически не платят создателям произведений. Это прекрасно знают те, кто пробовал организовывать онлайн-мероприятия.

Соотношение доходов от коммерческой деятельности онлайн- и офлайн-сегментов сферы культуры, 2018–2020 гг., млн руб.

Многих удивит то, что объём сферы культуры даже в 2020 г. составил около 3 трлн рублей - из которых создателям и организаторам достаются копейки. Бюджеты разных уровней в РФ щедро поддерживают свои учреждения, но при этом большая часть средств, реально зарабатываемых на творческом контенте, уходит в компании сферы информационно-коммуникационных технологий. Зрелищная индустрия в целом зарабатывает лишь 9% - и это совокупно все театры, концерты, детские шоу, свадьбы, корпоративы, елки и др.

Затронул Евгений Сафронов и важный тренд, который ощутили многие в регионах:

- Руководство дало указание развивать “креативные индустрии”. Это действительно мировой тренд, он важен для всех развитых государств в мире. Но проблема в том, что в каждой стране существует особый подход к этим индустриям - в одной стране к ним относятся, скажем, исключительно культурные индустрии, в другой - ещё и религия, в третьей - спорт, в четвертой - изготовление мебели. Особо интересна с этой точки зрения Бельгия, где приняты два разных определения креативных индустрий для фламандской и французской общин. В Великобритании Министерство культуры сейчас называется “Министерством цифрового развития, спорта, культуры и средств массовой информации” - просто потому, что там уже поняли, что это единая система, требующая единого регулирования.

В России сейчас сферой культуры официально управляют семь ведомств, никак не координирующих свою деятельность. Основное ведомство – Минцифры, управляющее всем интернетом, всеми СМИ, книгами, сетями. Именно от него зависит, как будет развиваться культурная жизнь и “креативные индустрии”. Но при этом ведомству не поставлено задание заниматься культурой. У Министерства культуры - вроде бы профильного - также ограничены полномочия, оно не может координировать сферу культуры в целом. То же и с остальными ведомствами - Минэкономразвития, Минпромторгом, Ростуризмом и др. - координации нет даже на уровне подзаконных актов. Поэтому по вопросам “креативных индустрий” в каждом регионе принимаются решения самостоятельно, кто во что горазд - задания даны каждому из ведомств, и спускаться в регионы они могут по ведомственным вертикалям без всякой координации. Это уже стало серьёзной проблемой для организаций на местах - ведь из действующих законов реально ничего понять нельзя.

Ещё одна проблема - в самом понятии “индустрии”, предполагающем прибыльность, как указано в определении ООН. Но ведь в России не извлекают прибыль, у нас практически все “креативные” организации – бюджетные. Прибыль извлекают другие организации, явно не “креативные”. Как решить эту проблему в РФ - пока неясно. Но основой для этого может послужить блок-схема InterMedia, предложенная вашему вниманию.

Базисная блок-схема сферы культуры в РФ

Нельзя сказать, что в центре не понимают проблемы. Но решение задачи тоже своеобразно: разными ведомствами создано уже четыре рабочих группы для определения “Креативных индустрий”. Эти группы также не координируют свои действия - и в результате одна из них уже приняла решение, что к “креативным индустриям” относится “музыка”, но не относятся “драма”, “опера”, “балет” и др. Это важная информация на будущее, чтобы просто понимать, как с этим справляться. В нашем исследовании есть детальное изложение того, что такое “креативные индустрии”, “культурные индустрии” и как они друг с другом связаны. Пока ясно лишь то, что в основе “креативных индустрий” лежит интеллектуальная собственность (не только творческая, но и изобретательство, наука и др.). - но это лишь теория, которую пока не считают нужным применять на практике.

Коснулся Евгений Сафронов и способов продвижения зрелищных мероприятий:

- В законодательстве ещё в 1930-х указана тройка терминов: “театрально-зрелищные, зрелищно-развлекательные и культурно-просветительные мероприятия” - без определения различий. Однако уже в 2021 году дано указание разработать новый закон “О просветительской деятельности”, у которой тоже нет определения, но наличие в законодательстве “культурно-просветительских мероприятий” весьма настораживает - ведь все мероприятия, которыми мы занимаемся, по закону вполне могут быть к этому отнесены. Каким образом и кто будет это регулировать – пока понять невозможно. Ясно одно - кроме привычного уже контроля у нас будет какой-то дополнительный, возможно – со стороны МВД или ФСБ.

Перейдём к продвижению зрелищных мероприятий - уверен, что в разделе «Портфолио» вы вполне можете найти себя. За последние 30 лет InterMedia поддерживала более 1500 самых разных акций – от концертов U2 и Мадонны до премии “Хрустальная Турандот” и открытия Театра Армена Джигарханяна - посмотрите там отчеты о продвижении. Печально, что организаторы крайне осторожно пользуются такими простыми и недорогими способами продвижения, как анонсирование в СМИ, СММ, мессенджеры, подкасты и т.д. Ведь все же вроде бы заинтересованы в том, чтобы больше людей узнали о мероприятии, купили побольше дорогих билетов. Все бы остались довольны (особенно - губернатор). Это ведь совсем недорого, если действуют профессионалы. Но почему достойный спектакль нередко проходит незамеченным?

Организатор мероприятия нередко считает, что пиар – это дорого и бесполезно. Грамотных специалистов по продвижению мероприятий в нашей стране действительно немного - но всё же они есть, и - не сочтите за саморекламу - стоит обращаться к ним (не обязательно к нам), когда спектакль изначально имеет большой, всероссийский потенциал. Это ведь смешные деньги, от 40-50 тыс. рублей по безналу - совсем немного, если планируется продать, скажем, 10 или 50 тыс. билетов.

Директор научно–образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская обозначила тему своего доклада как «Защита интеллектуальных прав в театральной сфере».

По словам спикера, развитие новых технологий и пандемия заставляют индустрию искать новые формы взаимодействия со зрителем – так, например, родилась постановка пьесы «Вишневый сад» в игре Minecraft: актёры БДТ им. Г.А. Товстоногова играли и озвучивали персонажей в режиме реального времени, а до спектакля зрители могли «посетить» здание театра в той же игре. Подобные творческие эксперименты, отметила докладчица, приводят к замене театрально-зрелищного представления мультимедийным продуктом, который имеет свою специфику регулирования.

- Аудиовизуальные произведения, в отличие от театральных, всегда более строго зарегулированы: для использования необходимо получить прокатное удостоверение, если я хочу получить налоговые льготы — удостоверение национального фильма, необходимо депонировать экземпляр в Госфильмофонде, есть большие требования к содержанию. Поэтому, когда театр создает на базе театрально-зрелищного представления аудиовизуальное произведение, он должен учитывать эти дополнительные правила, — напомнила эксперт.

Екатерина Чуковская также отметила, что предлагая зрителям онлайн-постановки, театральная индустрия может столкнуться с проблемой пиратства. Для защиты прав на такие произведения докладчица рекомендует правообладателям предпринять дополнительные шаги – в частности, задействовать современные цифровые сервисы, упрощающие взаимодействие с авторскими правами. Например, это сервис депонирования n’RIS, позволяющий зафиксировать факт создания произведения, и платформа IPEX — биржа, где правообладатель и покупатель могут взаимодействовать без посредников.

Директор Кинешемского драматического театра имени А.Н.Островского Наталья Суркова представила доклад на тему «Работа со взрослой и детской аудиторией в режиме онлайн» на примере города Кинешма Ивановской области, в котором запрет на проведение зрелищных мероприятий продлился с 8 марта 2020 года по 12 февраля 2021 года. За это время театр подготовил и представил зрителям 10 спектаклей с помощью YouTube. Постановки были отсняты и показывались онлайн каждую пятницу (детские постановки транслировались по воскресеньям). Для получения обратной связи была разработана акция «Я – театральный критик». В общении со зрителями принимали участие режиссеры спектаклей, и в результате театр расширил свою аудиторию на YouTube до 2 тыс. подписчиков.

- Сейчас мы начали активно работать со зрителями, поэтому онлайн-трансляции ушли на задний план, - призналась докладчица. – Но мы продолжаем активность в YouTube, и раз в месяц показываем интервью с театральными деятелями. Поэтому, когда нас спрашивают, что потерял театр в эпоху COVID-19, мы отвечаем, что многое приобрели! Помимо YouTube, мы используем Вконтакте, Одноклассники и TikTok. Ведь наша задача – работать еще и с молодежью. В общей сложности у нас набралось 20 млн просмотров. С авторскими правами сложности иногда возникали (особенно – по музыке), но все вопросы успешно разрешались, и у всех авторов мы получили согласие.

Директор Сургутского музыкально-драматического театра Татьяна Лычкатая выступила с докладом «Форма продвижения регионального театра в условиях локдауна». Так же, как и ивановские театры, театр в г. Сургут десять месяцев не видел своего зрителя.

- Мало какая сфера пострадала в условиях пандемии так, как театральная, - посетовала докладчица. – Да, мы работали онлайн, но это не заменяет живого контакта со зрителем. Тем не менее, все свои процессы в условиях самоизоляции мы перевели в дистанционную форму. Мы придумали всякие активности, например – уроки, как из подручных материалов сделать материалы для косплея. Десять мини-спектаклей мы создали специально для онлайн-формата.

Затронула Татьяна Лычкатая и тему сотрудничества театров с торговыми центрами, которые могут обеспечивать необходимое продвижение и рекламу спектаклей.

Режиссер и продюсер театральной команды «Эскизы в пространстве» Дмитрий Максименков выступил с докладом «Театр выходит на улицу». Одно из направлений деятельности компании спикера – уличные спектакли для небольшого количества людей. Часто «Эскизы в пространстве» показывают свои постановки в необычных локациях, вроде заброшенных заводов или природных угодий. В начале пандемии театр потратил последние сбережения на покупку дома в 25 километрах от Суздаля, где был создан «Сельский театр драмы и комедии в Фомихе». Сценическим пространством там стало все сельское пространство, включая реку Нерль. Впервые театр начал работу в сентябре 2020 года.

- В русском пейзаже даже какие-то привычные театральные вещи выглядят совершенно космически, - признался Дмитрий Максименков. – После успешных тестовых постановок мы сыграли в сентябре наш первый билетный спектакль - «По грибы» по современной пьесе Натальи Зайцевой. Спектакли, которые идут сейчас, обслуживаются восемью людьми, а в зале сидит до 40 зрителей, которых мы, как правило, привозим трансфером из Владимира. На гонорары артистам и на текущие расходы выручки хватает.

Сергей Хапров рассказал о мытищинском театре «ФЭСТ». С мая по июнь 2020 года он опубликовал на YouTube более двухсот роликов, что является своего рода рекордом. А с 23 апреля было решено провести в Zoom конкурс режиссерских предложений спектаклей о войне. Пришло 40 заявок, из которых были отобраны 32. Конкурс проходил в четыре тура.

- Не затрачивая ни копейки (кроме оплаты программы), мы провели конкурс в новом формате, привлекли всю труппу, режиссеров и критиков, - подчеркнул докладчик. - До финала дошли 9 режиссерских предложений. В итоге у нас вышло два победителя – из Москвы и Санкт-Петербурга. В 2021 году мы готовим конкурс режиссерских предложений на постановку спектаклей для подростков и юношества.

Айрат Тухватуллин поведал о деятельности возглавляемого им Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Волкова. Во время самоизоляции сотрудники театра стали организовывать в социальных сетях активности, совпадающие по времени с обычным началом спектаклей, помечая их хэштегом #ВолковскийНаКарантине.

- Прямые эфиры театра привели к ощутимому росту целевой аудитории и новых подписчиков наших соцсетей, - рассказал докладчик. – В конце мая мы закончили эфиры и стали показывать архивные спектакли театра. Всего мы показали 30 спектаклей. В итоге наша аудитория на YouTube составила 126 323 человека. Еще мы придумали разные необычные акции, вроде фотосессий в театре.

Президент группы компаний Korotin Consultancy & Development Group Павел Коротин выступил с докладом «С ног на голову: сетевые гонорары, театр – зрителю, а культурные сообщества – на блокчейне». Докладчик высказал опасение, что театры в пандемию начали отставать от реальности. По его мнению, в такой ситуации необходимо повышать голос, а не молчать. Спикер отметил, что ограничения для театров не касались репетиций, но он не слышал, чтобы за время пандемии была отрепетирована хоть одна новая злободневная премьера.

Также, по мнению докладчика, у театров был год на то, чтобы изменить формат своего присутствия в медийном пространстве, но многие этим не воспользовались. По его мнению, никто так не научился за это время делать из спектаклей громкие события. Мало того, Павел Коротин высказал мнение, что коронавирус может быть выгоден государственным театрам, потому что актеры трупп продолжают получать зарплату, ничего при этом не делая.

- Да, нам дали сейчас послабления по коронавирусу, - констатировал докладчик. – Но как долго они продлятся, станет ясно лишь после выборов. Мы в ситуации, когда направление дальнейшего развития непонятно, но сами театры могут ускорить изменения. Тем более – в обществе есть на это запрос. Общество неоднородно: кто-то хочет сделать фотосессию в театре, кто-то спешит выгулять платье, а кто-то ведет ребенка на спектакль, чтобы тот не стал жертвой ЕГЭ окончательно. Все эти люди при правильном позиционировании театра могут прийти по адресу - уже существуют возможности узкого таргетирования.

Изменилось и само понятие «культурное сообщество». Культпоходов в театр, как раньше, больше не будет. Малые группы людей объединяются благодаря каким-то смыслам и ценностям. А театр может говорить на метафорическом языке, когда смыслы и ценности, которые он транслирует, совпадают со смыслами и ценностями этих малых групп. Объединяться вокруг людей сегодня сложно, а вокруг театра – легко. Поэтому задача театров – объединять неформальных лидеров города. Можно привлекать к пиару спектаклей раскрученных блогеров, но лучше – тех людей, чьи посты создают резонанс в сети и, соответственно, могут приносить театру ощутимую пользу.

Стоит привлекать и аудиторию TikTok, который является механизмом мощного подражательного обучения. Можно вокруг спектакля сформировать свой TikTok-клуб. Аудитория соцсети будет постить мизансцены в исполнении того или иного артиста. Это безумно легко. Вспомним пример Ирины Горбачевой, которая прославилась именно как автор инстаграмных роликов. Если вы создадите молодежное сообщество, вы сможете привлекать бюджеты в том числе и молодежных министерств.

Евгений Ростов рассказал о проектах представляемой им компании JC Group. Согласившись с тем, что съемка не может заменить театрального действа, спикер отметил, что она может его дополнить. Особенно если это касается востребованной ныне съемки 360.

- Для театра это может быть неплохим дополнением, - подчеркнул докладчик. – У театра Наций, например, уже был такой опыт в постановке «Я царя убил». Причем такое видео можно показывать как бесплатно, так и монетизировать. Например, мы можем делать уникальные ссылки, которые невозможно веерно рассылать другим людям.

Заведующая отделом работы со зрителями (главный администратор) Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В.М. Леонтьевой Александра Горбунова представила доклад «Выездная работа театров в условиях пандемии, поиск новых партнеров и способов взаимодействия». В связи с пандемией театр впервые попытался выйти на открытый воздух - провести постановки на открытых парковых эстрадах.

- На практике внедрить это не получилось, - призналась докладчица. – В конце лета ограничения с парков были частично сняты, но проводить там театральные мероприятия власти так и не разрешили. Поэтому наш кейс больше носит теоретический характер. Мы прекрасно договаривались по всем финансовым условиям, прописывая нюансы в договорах. Для каждого из парков был составлен свой план. До практики не дошло, но это предложение было интересным для зрителя, потому что в летний сезон приятнее смотреть спектакли на воздухе, без пандемических опасений. Этим проектом мы хотели расширить свою зону охвата и привлечь нового зрителя.

Генеральный директор агентства «Йеллоу Банана» Антон Ковалевский представил доклад «Чек-лист маркетинга». Он коснулся проблем планирования работы в условиях, когда непонятно, как изменится конъюнктура рынка. Большое значение в этой ситуации имеет партнерский маркетинг, когда, например, театры сотрудничают с парками и музеями.

- Наша стратегия на начавшийся год состоит из трех компонентов, заявил докладчик. – Это целевая аудитория (точное определение), окружение (изучение конкурентов и определение позиции по отношению к ним) и инструменты (определение методов).

Рассуждая об инструментах, Антон Ковалевский остановился на теме модного ныне TikTok. Он порекомендовал присмотреться нему, но пока не пользоваться, потому что, во-первых, там слишком молодая аудитория, а во-вторых, выкладываемый видеоконтент остается видимым очень недолго. Не очень подходят для партнерства и Одноклассники. В качестве примера компании, одинаково представленной во всех соцсетях, Антон Ковалевский привел Aviasales - но у нее для каждой социальной сети есть свой контент-менеджер. Если же компания не может позволить себе такой роскоши, необходимо расставлять приоритеты. Например, сам Антон Ковалевский отдает предпочтение Instagram и Facebook.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: Егор Старшелюк/InterMedia; предоставлено НЦИС
Теги: Евгений Сафронов, репортаж, Денис Ступников, Екатерина Чуковская

Новости партнеров

Главными темами РИФ-2021 станут искусственный интеллект, цифровизация и зумеры

13.05.2021 11:37 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой РИФ

XXV Российский интернет-форум РИФ пройдет с 19 по 22 мая 2021 года в подмосковном пансионате «Лесные Дали». Организатором форума выступает Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Мероприятие в 2021 году продлится четыре дня, а не три, как раньше, и объединит в себе форум, выставку, фестиваль и нетворкинг.

- РИФ — это главная весенняя площадка для общения игроков Рунета, именно здесь обсуждаются тенденции развития, строятся планы и стартуют новые проекты, - отмечают организаторы. - РИФ — мероприятие с богатой 25-летней историей. Меняются тренды, эпохи, роль интернета в экономике страны и отраслевые министры, но форум неизменно проходит каждый год, умело адаптируясь к интернет-среде.

В этом году главными темами форума станут:

  • трансформация искусственного интеллекта;
  • технологии и люди;
  • digital-аудио;
  • как «зумеры» покупают бренды? как работать с блогерами?
  • управление digital-продуктом.

- Пять ключевых тем форума связаны с трендами этого года: персонализацией, аудио-форматом, трансформацией коммуникаций с новым поколением и фантазиями о будущем, - говорит программный директор РИФ-2021 Вера Бородкина. - Мы сделали больше тем фестивального формата, уменьшили количество повторяющегося контента. Именно поэтому вы не увидите традиционные темы РИФ, которые были с нами не первый год.

Приглашены докладчики из крупнейших компаний, таких как «Яндекс», «Альфа-банк», AliExpress, Spotify, Mail.ru, «Вконтакте», «Газпром Медиа», You drive, МТС, «Билайн», Rassvet.Digital, Rambler.Group и др. Они расскажут об управлении digital-продуктом, трендах таргетированной рекламы и e-commerce, продуктовой разработке цифровых продуктов, digital-аудио, GR, data-решениях в martech-стратегиях и PR.

Во все дни форума на площадках пансионата «Лесные дали» будут развернуты экспозиционные зоны, медиа-центр, спортивные активности и зоны нетворкинга.

Форум традиционно откроется аналитической панелью, где будут представлены самые актуальные данные об экономике Рунета.

- В этом году форум РИФ+КИБ празднует 25-летие, - говорят организаторы. - Отметим знаменательную дату вместе: вспомним, как росла и развивалась интернет-отрасль, чего мы добились. Представим, что нас ждет в будущем.

Дополнительная информация - наофициальном сайте форума.

Фото: предоставлено пресс-службой РИФ
Теги: ..., РИФ, анонс форума
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Алексей Рыбников: «Мюзикл вообще не мой жанр»

Илья Золкин

О СВОЕЙ ОПЕРЕ «LE PRINCE ANDRE. КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ»

— Для оперы очень важна драматичность, острота судьбы, градус переживаний — за этим интереснее всего наблюдать зрителю. В этом плане князь Андрей более интересная фигура, чем, скажем, Безухов, потому что первый — цельный во всех проявлениях, бескомпромиссный в любви. В романе именно Болконский с самого начала стал моим любимым героем. Но вообще у Толстого можно делать оперы о разных персонажах, и это будут полноценные произведения, настолько у него все характеры многогранные.

О МЮЗИКЛАХ

— Мюзикл вообще не мой жанр — это, знаете, такая оперетта XX века. Там нет драматургии: поговорили-потанцевали и снова по кругу. Ни одного мюзикла за свою жизнь я не написал! У меня именно опера-драма, потому что это опера с вплетенными элементами драматического представления.

О МНОГОЖАНРОВОСТИ СВОЕЙ НОВОЙ ПОСТАНОВКИ

— Мне кажется, современному зрителю наскучат проекты, замкнутые в рамках одного жанра. Им ближе представление, в котором соединено несколько форматов — просто потому, что восприятие у нас изменилось. Из-за развития техники и соцсетей мы спокойно воспринимаем сразу несколько источников информации.

ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ «LE PRINCE ANDRE»

—Какие-то эскизы были около десяти лет назад. Но потом работу над произведением я остановил, занимался другими проектами. А ровно год назад представился случай оперу доработать: я на два месяца отключился от мира из-за пандемии.

О ВЛИЯНИИ КАРАНТИНА НА ТВОРЧЕСТВО

— Думаю, любому художнику затворничество, пусть даже и вынужденное, должно пойти на пользу.

О ПЕРСПЕКТИВАХ ВЕРНУТЬСЯ К СОЗДАНИЮ КИНОМУЗЫКИ

— Нет, пожалуй, хватит, теперь только личные проекты. Мне интересно воплощать собственные идеи, а не озвучивать чужие.

О ТОМ, ЧТО ЕГО МУЗЫКУ НЕ СВЯЗЫВАЮТ С ЕГО ИМЕНЕМ

— Мою музыку слышали, знают, но просто не интересуются, кто автор. Мне кажется, всеобщее пренебрежение к композитору происходит из-за культа исполнителя. Почему-то считается, что певец важнее, хотя он может вообще не понимать произведение, которое исполняет. Вот на Западе больше принято работать над личным брендом, чем у нас. Я пытаюсь сейчас этот факт исправить, буду выпускать именные альбомы.

О БУДУЩЕМ МУЗЫКИ

— Будущее не за отдельными инструментами или стилями, а за талантами и гениями. В музыке сейчас — эпоха расставания с постмодернизмом, и в XXI веке возможно сосуществование всего — так зачем чем-то одним ограничиваться? Напротив, нужно использовать весь накопленный опыт. Неинтересное само собой отсеется, а лучшее продолжит развиваться. Курентзис, кстати, прекрасно сыграл мою Пятую симфонию, тогда как Шестую — маэстро Гергиев.

ОБ АВТОМАТИЧЕСКИХ ПОДБОРКАХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ

— Это скорее трагично и грустно. Мне кажется, пользуются ими те, кто не хочет себя напрягать, не желает сам искать, думать. Все перекладываем со своего интеллекта на искусственный. Разве это хорошо? И ведь сейчас эта модель не только на музыку распространяется, но и на отношения. Хочешь найти себе пару — загружаешь свои пожелания в приложение. И все тебе выдается в готовом виде. Напоминает антиутопию.

О МОДЕ НА ВИНИЛ И КАССЕТЫ

— Как раз хорошая тенденция: назад к прежнему "теплому" звуку. Это носители, к которым возвращаются, когда устают от цифровой неосязаемой музыки.

ОБ ОПТИМИЗМЕ

— Без умения не падать духом сейчас вообще никуда, учитывая, какие жизнь нам преподносит сюрпризы. Так что, поверьте, оно уже у всех нас есть, врожденное. Ведь в нас изначально заложено столько сил, тепла и энергии! Просто нужно научиться не забывать об этом.

(РИА «Новости», 11.05.21)

Источник: РИА Новости Фото: Илья Золкин
Теги: Алексей Рыбников, цитаты

Ольга Дроздова ушла из театра

09.05.2021 15:54 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
инстаграм Дмитрия Певцова

Ольга Дроздова 8 мая 2021 года официально уволилась из театра «Современник», где прослужила 32 года. Об этом сообщил в инстаграме муж актрисы – Дмитрий Певцов.

- Ольга ушла не из-за смены руководства театра, не из-за малой занятости, не из-за каких-либо причин внешних – написал он. - Причина - в самой Ольге, которая ушла не из театра, а из актерской профессии. Серьезная педагогическая деятельность, руководство актерской кафедрой ИСИ, режиссура, а главное, проблемы воспитания 13-летнего сына - все это, естественно, привело к обдуманному шагу - подаче заявления об уходе из театра по собственному желанию. Никаких трагедий, слез, истерик - это просто естественный выход из сложившейся жизненной ситуации. Переходный возраст сына, его проблемы оказались важнее, чем, что бы то ни было. На мой взгляд, Ольга сейчас важнее и нужнее своему сыну, чем своему театру. При этом никаких претензий - никаких счетов, никаких отрицательных эмоций Ольга не испытывает. Всему свое время - и из профессии, очевидно, нужно уходить вовремя. Я горжусь своей женой.

56-летняя Ольга Дроздова была принята в труппу «Современника» в 1989 году, сразу после окончания Высшего театрального училища имени Щепкина. За время службы в театре сыграла в двух десятках спектаклей, в их числе «Крутой маршрут», «Вишневый сад» (Шарлотта Ивановна), «Три сестры» (в разные годы Маша и Ольга), «Три товарища» (фрау Хассе), «МамаПапаСынСобака» (Милена), «Бесы» (Лизавета Дроздова), «Бог резни» (Вероника Валлон), «Анархия» (Джина).

Фото: инстаграм Дмитрия Певцова
Теги: увольнение, Современник, Ольга Дроздова

Новости партнеров

β 16+