Роман Костомаров лишился обеих стопОльга Орлова родила дочьНику Белоцерковскую приговорили к 9 годам колонии по статье о фейкахБейонсе установила абсолютный рекорд на «Грэмми 2023»Владимир Пресняков и Антон Беляев впервые стали наставниками «Голоса»Брендон Ури стал отцомДжафара Панахи выпустили из иранской тюрьмыУмер модельер Пако РабанОззи Осборн уходит со сценыБехати Принслу родила Адаму Левину третьего ребенкаМарк Энтони женился в четвертый раз«Чемпион мира» стал триумфатором «Золотого орла»Лидера группы Little Big признали иноагентомБрендон Ури закрыл Panic! At The Disco, чтобы стать отцом«Всё везде и сразу» лидирует в номинациях на «Оскар»Основатель Artik & Asti переехал в ОАЭУмерла легенда парикмахерского искусства Долорес Кондрашова«Блондинка» лидирует в номинациях на «Золотую малину»Монеточку объявили иноагентомУмер Дэвид Кросби

Рецензия на фильм Андрея Паунова «Прогулка по воде»: Земля обёрнутая

постер к фильму

Оценка: 9 из 10

В рамках второго фестиваля фильмов об искусствеThe Art Newspaper Russia Film Festival показали документальную картину «Прогулка по воде». Режиссер - Андрей Паунов.

Все начинается с рук художника. У Христо они ловкие и немного ассимметричные, с длинными пальцами, тонкой кожей, покрытые пигментными пятнами и мелкими морщинками.

Все начинается с мастерской. В ней синестезически соприкасаются запах краски, ее текстура, шелест листьев бумаги, скрип карандаша по гладкой поверхности.

Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон - пожалуй, самые известные художники в сфере лэнд-арта. Они родились в один день (он в Болгарии, она - в Марокко), познакомились в Париже в 1958 году и прожили долгую, деятельную жизнь в Нью-Йорке. Среди их проектов - «укутанные» индустриальные объекты и мосты, японские зонтики. Жанна-Клод, однако, ушла чуть раньше, оставив Христо наедине с концептами и идеями. Одна из таких идей - исполинский плавучий «пол», сконструированный на озере с целью воссоздания библейского чуда хождения по воде. Именно о нем и идет речь в фильме.

В 1960-е годы Христо разработал концепцию «ампакетажа» (empaquetageс фр. «упаковка») - нового формального слова в искусстве, которое заключается в художественном обёртывании арт-объектов в разнообразные материалы.

Эксперимент начался с небольших предметов, но в итоге художникам удалось перейти к более масштабным проектам - упаковке деревьев, машин и зданий. Наиболее примечательные проекты Христо и Жанны-Клод - «обёрнутые» Кунстхалле в Берне (1968), Музей современного искусства в Чикаго (1969), отрезок морского берега близ Сиднея (1969), Новый мост в Париже (1985) и берлинский Рейхстаг (1995). Среди альтернативных ландшафтных проектов Христо — «Бегущая изгородь» в Калифорнии (24 мили стены из ткани), созданная в 1976 году. Между тем, в документальной картине Христо признаётся, что нереализованных проектов позади осталось ещё больше.

Но на этот раз все получится: проект будет воплощён в жизнь. Христо тратит на него собственные деньги и все усилия, у него нет спонсоров и помощников.

Арт-проект с хождением по воде они придумали с женой ещё в 1970 году. С тех пор Христо подготовил эскизы, рисунки, модели, чертежи. Ему даже удалось договориться с властями Итальянского городка, лежащего близ озера, но впереди ещё много испытаний, в том числе удушливая бюрократия, в рамках которой нередко бумаги оказываются важнее реальных людей.

Старина Христо - истинный художник, беспринципный настолько же, насколько принципиальный. Он живёт искусством, а искусство обитает в нем, существование его неотделимо от бытия художником. Неслучайно, разговаривая с детьми на специальной встрече, он предупреждает их, что не существует такой профессии - художником надо быть беспрестанно.

На экране то и дело возникает намеренное или случайное сопоставление работ Христо с бессмертными произведениями искусства. Пейзаж, на фоне которого располагается арт-объект, вторит бэкграунду самой Джоконды, а между склейками нет-нет да и мелькнет очередной шедевр Буонарроти.

Между тем, искусство Христо - это нечто совсем другое. Случайностное и временное в противовес метафизическому и вечному. Свобода вместо нормы, перманентный творческий акт и жизнь вместо бездыханных, намеренно умерщвлённых искусной техникой произведений.

«Наши проекты абсолютно бесполезны, они существуют лишь потому, что я и Жанна-Клод решили, что это необходимо», - признается Христо интервьюеру.

Традиционные формы искусства исключают зрителя, заставляя его пассивно наблюдать. Проект Христо Явашева же, реализация которого документируется настоящей лентой, приглашает наблюдателя не только принять участие в создании произведения искусства, но и стать его непосредственной частью. Люди по нему ходят, сидят, лежат и занимают иные телесные положения. Вместо предполагаемого количества соучастников перфоманса, число посетителей аттракциона удваивается ещё в первой половине дня открытия.

Стандартное времяпрепровождение перетекает в хеппенинг, жизнь и искусство взаимопроникают друг в друга. Под этим же манифестом реализована и сама картина, выполненная будто бы нарочито рукотворно, шероховато, но вместе с тем артистически живо и одухотворённо. Все это обеспечивает до крайности меланхолично-медитативный просмотр, хотя бы отчасти приоткрывая зрителю это большое маленькое искусство.

Анна Стрельчук, InterMedia

Рецензия на фильм Георгия Шенгелии «Один настоящий день». Так какой же Валера настоящий?

кадр из фильма

Рецензия на фильм Георгия Шенгелии «Один настоящий день». Так какой же Валера настоящий?

Оценка: 7 из 10.

Фильм «Один настоящий день» (режиссёр - Георгий Шенгелия, в ролях - Евгений Ткачук, Пётр Фёдоров, Ирина Туманцева, Александр Робак) вышел в прокат 2 февраля 2023 года.

Георгий Шенгелия известен классикой 90-х: «Менялы», «Стрелец неприкаянный», «Классик» (снятый по собственному сценарию), «Мусорщик». Новая работа Георгия снята по сценарию Алексея Бородачёва, в фильмографии которого соседствуют «Частное пионерское», «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и «Калашников» — тоже абсолютно разные по своему содержанию и аудитории фильмы. При этом каждый из них успешен и любим.

В самом начале картины зрителю дают понять, что есть принципиальный честный полицейский (Пётр Фёдоров), который ни за какие деньги не готов сажать невиновных вместо настоящего преступника, и есть его менее щепетильные коллеги. Одним из таких коллег оказывается главный герой Валерий Капитонов (Евгений Ткачук), который сначала пытается переубедить честного полицейского, а после и вовсе получает возможность самому вести дело, обещающее ему карьерный рост и благополучие.

Это не классическая игра в хорошего и плохого полицейского, потому что хорошего сразу выводят за скобки и плохому можно творить что угодно. Казалось бы — карты, а точнее, деньги в руки для договора с совестью, и живи спокойно дальше.

Моральным компасом Валерия выступает его жена Настя (Ирина Туманцева), которая, к сожалению, не тянет на главную героиню, а только на функцию. Именно Настя — голос его совести, без пяти минут мать наследника главного героя, и по совместительству, конечно, домохозяйка. Остальные женские персонажи практически отсутствуют. Жаль, что роль героини Ирины Туманцевой так сильно ограничена — актриса блестяще справилась, а ее таланта хватило бы на настоящий, живой, интересный характер.

Евгению Ткачуку, да и всем остальным персонажам в этом плане повезло гораздо больше. Даже мелкие злодеи получились яркими и выпуклыми. Так какой же Валера настоящий? Злой или добрый? Честный или беспринципный? Умеет ли он сочувствовать, или ему абсолютно всё равно? У зрителя есть возможность самим определить, какой он. Главное, что Капитонов получился живой и противоречивый. Да, возможно, он привык брать взятки и глубоко закопал свои моральные принципы. Но за его выбором интересно наблюдать. А этот выбор с каждом разом становятся всё сложнее и сложнее. Кажется, что вот сейчас герой точно сдастся, что в следующий момент он неминуемо оступится — на кону уже даже не жизни других людей, а собственная.

И этот один настоящий день даёт и зрителю, и Капитонову каждый раз совершать поистине героические поступки. «Один настоящий день» для Валерия и для нас — это возможность увидеть в себе хорошее. Такое кино на глубинном уровне даёт каждому из нас почувствовать себя Человеком с большой буквы, имея при этом огромное количество недостатков.

Мария Юма

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на мини-сериал «Против гигантов»: Как создавался Spotify

постер к сериалу

Оценка: 6 из 10

Шведский биографический мини-сериал «Против гигантов» вышел на стриминговом сервисеNetflix13 октября 2022 года. Режиссёры: Пер-Олав Соренсен и Халлгрим Хёуг. В ролях: Кристиан Хильборг, Эдвин Эндре, Гизем Эрдоган, Ульф Штенберг и другие.

У всех великих ИТ-компаний есть своя история, у многих – по её событиям снято кино. Как правило, это всегда касается только тех стартапов, что зародились в Силиконовой долине, вроде Google или Apple. Как с такими гигантами тягаться разработчикам из Европы? В большинстве случаев – никак, однако из любого правила есть исключение. Для шведов этим исключением стал музыкальный стриминговый сервис Spotify, о котором слышали, наверное, в каждом уголке цивилизованного мира. В России он теперь официально недоступен, однако это не делает его историю возникновения менее интересной.

Сериал «Против гигантов» заказан Netlfix, однако к его созданию привлечены только шведы, в нём нет звёзд первой величины, всё как будто бы специально сфокусировано на самой истории. Подаётся она в шести главах, каждая из которых рассказана с точки зрения разных людей. Первая – от лица Дениэла Эка (Эдвин Эндре), гения-разработчика, которому в 2006-м впервые в голову пришла идея потокового сервиса для музыки. Он понимал, что стремительно набирающий в Швеции популярность Pirate Bay (пиратский сайт) очень скоро обанкротит лейблы и их артистов. Нужна была легальная замена, предоставляющая людям доступ к музыке, во-первых, бесплатно, во-вторых, моментально – без долгих загрузок и сложных поисковых запросов. В-третьих, на сервисе должны появиться плейлисты.

Вторая глава проливает свет на контекст запуска Spotify с «вражеской» позиции – от лица главы музыкального лейбла Sony Пера Сундина (Ульф Штенберг, вылитый шведский Уолтер Уайт). Пер судится с «Пиратской бухтой», отгрызающий у Sony большой процент прибыли, а тут ещё нарисовался какой-то коммунист с щедрым стартапом по созданию сервиса с бесплатной музыкой. Только за первые две серии мы получаем всю необходимую информацию о том, в каких условиях был зарождён Spotify – при этом подано всё доступно, увлекательно и со знанием дела. Финал второй главы и вовсе способен растрогать до слёз, когда на экране появляется «молодой и талантливый» диджей Avicii.

Затем вводится Петра Ханссон (Гизем Эрдоган), юрист, посвящающая зрителя в юридические тонкости запуска сервиса – как добыть права на музыку, как подписывать артистов, как получать со всего этого прибыль. Не такая интересная глава как предыдущие, во многом потому что в ней акцент часто делается на сексизме в современной Швеции и роли женщины в мужской компании. Тем не менее, для понимания принципов функционирования Spotify третья глава неотъемлема.

Дальше мы почувствуем себя в шкуре профессионального кодера, разъясняющего технические нюансы Spotify практически на пальцах – тут всё про хостинги, пиры, устранения задержек при переключении треков и так далее. Могло получиться здорово, но четвёртая серия больше похожа на неубедительную драму обиженного подростка. Затем в пятой наконец знакомимся с видением того человека, который постоянно был рядом, но не имел возможности высказаться. Речь про бизнесмена Мартина Лорентсона (Кристиан Хильборг), со-основателя сервиса, который первым поверил в Эка и дал ему денег. Здесь освещаются детали финансирования, создание коллектива, поиск решений в нерешаемых конфликтах, широкий запуск проекта и всё в таком роде.

Последняя глава переносит зрителя в ближайшее будущее – в Стокгольм 2024 года. Артисты недовольны политикой сервиса, недоплачивающего им за их труды. Протесты зреют на улицах в то время, как Дениэль Эк шикует в своих роскошных загородных виллах и разъезжает на дорогих спорткарах. Повествование ведётся от лица артистки, представленной зрителю ещё в первой главе – она была одноклассницей Эка. В целом, такой поворот событий неожиданный: из эмоционально-нейтрального рассказа «Против гигантов» переходит в откровенную критику Spotify и в частности его генерального директора, который когда-то ратовал за всеобщее равенство и уважение к артистам, а потом предал свои идеалы и теперь ведёт себя как настоящий подонок.

Сериал, конечно, изначально не метил на лавры «Социальной сети» Финчера, но казался вполне достойной альтернативой недавним американским сериалам про Uber с Гордоном-Левиттом и WeWork с Хэтэуэй и Джаредом Лето. У «Против гигантов» хорошо подобранный равномерный каст, порционная подача информации, плюс фактор «домашнего поля»: шведы рассказывают про свой главный национальный актив в сфере ИТ. И в плане хронологии того, как всё было и с чего начиналось, сериал со своей задачей справляется на отлично. Но стоит ему уйти в драматизацию событий, смотреть на это становится едва выносимо.

Уже эпизоду к четвёртому начинаешь уставать от персонажей, зацикленных на своём собственном же эго, инфантильности и упрямости. Герои всё сильнее бесят, дешёвые интриги, построенные на сериальных штампах, отвлекают от самого важного. Последняя серия и вовсе целиком построена на неуместной лирике, из-за чего финальное впечатление сериал оставляет не самое приятное. Однако это всё же отличный шестичасовой экскурс в историю создания революционного для всей музыкальной индустрии сервиса, в котором все ключевые эпизоды разложены по полочкам. Поэтому, несмотря на парочку зависаний по ходу дела, рекомендуем включить «Против гигантов» и посмотреть, как шоу зазвучит именно для вас.

Вадим Богданов, InterMedia

Фото: постер к сериалу
Теги: Netflix, Spotify, Вадим Богданов, Против гигантов

Фильмы с музыкой Эдуарда Артемьева покажут в «Иллюзионе»

Илья Золкин

Ретроспектива фильмов с музыкой Эдуарда Артемьева пройдет с 17 по 20 февраля 2023 года в кинотеатре «Иллюзион» памяти композитора, скончавшегося 29 декабря 2022 года. Она организована журналом «Искусство кино».

- С середины 60-х годов вплоть до конца жизни творческая биография композитора была тесно связана с кино, - сообщается в анонсе. - Музыка к фильмам Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова, Карена Шахназарова и многих других режиссеров не просто запомнилась зрителям, но стала частью коллективной культурной памяти, затрагивающей не одно поколение нашей страны. При этом, значительная часть картин из фильмографии композитора остаются неизученными, малоизвестными для современного зрителя: в нашей программе мы постарались проследить эволюцию творчества Эдуарда Николаевича, руководствуясь именно такими картинами.

Откроет ретроспективу 17 февраля один из самых известных фильмов с саундтреком Артемьева – истерн 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих» режиссера Никиты Михалкова. 18-го числа будет показана дебютная для кинокомпозитора Артемьева картина «Арена» (1967) Самсона Самсонова - эффектная драма в духе немецкого экспрессионизма про цирк, оккупированный нацистами. В тот же день зрители смогут посмотреть научно-фантастическую картину «Молчание доктора Ивенса» (1973) режиссера Будимира Метальникова с Сергеем Бондарчуком в главной роли. Она вышла через год после «Соляриса» Тарковского и закрепила за Артемьевым, как писали в прессе тех лет, статус «космического» композитора.

19 февраля «Иллюзион» покажет «Страх высоты» (1976) Александра Сурина — клаустрофобичный детектив по произведению писателя Павла Шестакова с Андреем Мягковым и Анатолием Папновым в главных ролях, где динамичная диско-композиция, написанная Артемьевым для картины, контрастирует с подчеркнуто нуарным сюжетом. В тот же день можно будет посмотреть картину «Лунная радуга» (1983) Андрея Ермаша, снятую по книге советского фантаста Сергея Павлова, с Владимиром Гостюхиным в заглавной роли, научная фантастика. Закроет ретроспективу 20 февраля фильм «Перед рассветом» (1989) Ярополка Лапшина — жестокий динамичный боевик с Евгением Мироновым, деконструирующий государственный военный миф.

Куратор ретроспективы — киновед и редактор «Марс Медиа» Никита Третьяк. Все фильмы будут демонстрироваться с 35 мм плёнки из коллекции Госфильмофонда РФ.

β 16+