Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

25.05.2019
24.05.2019
23.05.2019

Кирилл Разлогов: «Раз в кинотеатрах запретили нецензурную лексику, ее нужно разрешить на кинофестивалях»

02.04.19 21:17 Раздел: Кино Рубрика: Дайджест
Кирилл Разлогов: «Раз в кинотеатрах запретили нецензурную лексику, ее нужно разрешить на кинофестивалях»

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БУДУЩЕГО ММКФ

- Главная особенность этого фестиваля в том, что он, как и предыдущий, будет проходить во второй половине апреля. Из-за этого мы столкнулись с особыми трудностями при его подготовке. Длительное время заняло получение согласия Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) на постоянный перенос сроков ММКФ на другие даты, поэтому, приступив к работе только в январе, мы были вынуждены формировать программы в кратчайшие сроки. В остальном программа 41 ММКФ выстраивалась по обычным принципам. В этом году, как и в прошлые, мы представим множество интересных и редких картин из разных стран мира в традиционных и новых секциях, покажем ретроспективы.

О ПЕРЕНОСЕ СРОКОВ ФЕСТИВАЛЯ

- Одна из важных причин переноса сроков, по крайней мере, лично для меня, состоит в том, что в 2018 впервые за последние годы работа ММКФ была похвалена критикой. Сказать с чем это связано трудно, но вполне возможно, что с приятной апрельской погодой. Во-вторых, немаловажную роль играет психологический фактор, ведь перенося фестиваль на весну, мы «освобождаем» зрителям летний сезон. В-третьих, в это время фестивальная карта мира наименее загружена. Кроме того, когда ММКФ проходил в июне, обычно программа была готова уже в апреле, и нам оставалось только выбрать фильмы, премированные на Каннском смотре. Мы решили, что гораздо проще и правильнее объявлять программу непосредственно перед проведением фестиваля. Причин перенести смотр на апрель на постоянной основе было множество. Единственное, что мы теряли при этом - возможность показывать картины, участвовавшие в Каннах. Но на самом деле фильмы часто не попадают на фестиваль и по ряду других причин. К примеру, лента «Синонимы», получившая Золотого медведя на Берлинале, не будет представлена в рамках 41 ММКФ, потому что ее уже показывали на площадке «Искусство кино х Москино».

К сожалению, моя мечта о том, чтобы в конце смотра объявлялись сроки следующего, пока остается мечтой. Но, по крайней мере, мы хотели бы начать работу над 42 ММКФ раньше, чем в этом году - в конце августа - начале сентября 2019 года. Так отборщики смогут заблаговременно отсматривать фильмы на фестивалях в Венеции и Торонто и заранее устанавливать или восстанавливать отношения с компаниями, которые будут предоставлять нам картины на 42 ММКФ.

О ВЛИЯНИИ ИЗМЕНЕНИЯ СРОКОВ ФЕСТИВАЛЯ НА ЕГО ПОСЕЩАЕМОСТЬ

- Статистика посещений зависит не столько от сроков, сколько от количества залов, в которых проходят показы. Мы по-прежнему проводим фестиваль на площадке кинотеатра «Октябрь» в 11 кинозалах, и в прошлом году они были переполнены. В связи с переносом смотра на апрель мы лишились возможности показов фильмов в летних кинотеатрах, но у нас появились дополнительные площадки в Третьяковской галерее и Центре документального кино, на трех площадках Москино (Звезда, Юность, Факел), а теперь и в Иллюзионе, и в кинотеатре Поклонка в Музее Победы. Поэтому, думаю, по меньшей мере, количество зрителей в 2019 году останется прежним.

О ЗАКОНОПРОЕКТЕ, УЖЕСТОЧАЮЩЕМ ПОКАЗ ФИЛЬМОВ НА ФЕСТИВАЛЕ

- Эти нововведения не затронули нас, поскольку ММКФ - старейший кинофестиваль, который имеет ряд привилегий. С одной стороны это хорошо, но с другой - в условиях сильной конкуренции мы показывали бы еще более высокие результаты. А что касается других площадок, то на них этот закон сказался. Например, в список утвержденных Министерством культуры фестивалей не попали «Меридианы Тихого» и «Послание к человеку». Правда, как объяснили в Минкульте, документы на проведение этих смотров были поданы поздно, поэтому их включат в дополнительный список. Тем не менее, все это крайне неприятно. Вообще, я считаю, у фестивалей должны быть не только ограничения, но и привилегии. Сейчас кинематографисты разделились на два лагеря: одни резко осуждают проект нового закона «О культуре», другие соглашаются с его положениями. Я же считаю, раз уж в кинотеатрах решили запретить нецензурную лексику, то для фестивальных показов, как и для дисков, выставок современного искусства или книг, необходимо отменить эти ограничения. Кинофестивали посещает взрослая аудитория, они проходят в особом режиме и обязаны с уважением относиться к авторским версиям произведений, предупреждая публику заранее о возможных эксцессах (как это делается, например, в случаях курения).

О КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЕ БУДУЩЕГО ММКФ

- Конкурсная программа ММКФ всегда базировалась на принципах разнообразия, тенденциях разных киношкол, и этот год не стал исключением. Как всегда на ММКФ, в конкурсе этого года будет представлено много дебютных работ. Среди участников основного конкурса - казахская социальная драма на русском языке, в которой, кстати, присутствует нецензурная лексика. Есть и более традиционные картины - к примеру, латышский фильм, созданный на военном материале, невероятно утонченный китайский «В поисках эха». Надеюсь, сильное впечатление, такое же, как и картина, победившая в прошлом году, на жюри и зрителей произведет якутская лента «Солнце никогда не садится». Но стоит отметить, что этот фильм отличается от «Царь-птицы» по жанру и смыслу. Один из фильмов-участников – иранский «Моя жизнь на втором курсе» стилистически и композиционно напоминает «Приключение» Антониони. В нем очень четко прослеживается влияние итальянского мастера. В рамках основного конкурса будет представлена работа из Бангладеш «Суббота по полудню», которая затрагивает актуальную политическую тему. Есть французская картина «Польский медовый месяц» на пересечении культур. Также в основной программе мы покажем картину скандально известного японского режиссера Сабу «Джем», основанную на материале панк-культуры. На мой взгляд, это очень лихая, дерзкая и свежая лента. О других фильмах на этом этапе мы ведем переговоры. Всего в рамках конкурса планируется показ 12-14 картин.

О ПРОГРАММАХ ФЕСТИВАЛЯ

- В 2019 году не будет традиционной секции «Открытие», поскольку на ее подготовку требуется много времени. Зато мы возродили несколько старых программ. Среди них - «Вокруг света», в которой представлены фильмы из разных уголков мира, а также «Фестивальные хиты». Ведущее место в этой секции занимают фильмы-участники Берлинале 2019 года, но также мы покажем ленты Венецианского кинофестиваля и смотра в Сан-Себастьяне. Я восстановил программу «Третий возраст», поскольку сейчас в мире создается много фильмов о проблемах людей преклонного возраста. Возникновение такого кино связано с общим старением населения Земли, а также с необходимостью занимать актеров старшего поколения.

Особое место занимают две программы, приуроченные к столетию ВГИКа. Одна из них - секция работ выдающихся вгиковских операторов. В нее войдут фильмы, снятые Александром Антипенко, Сергеем Астаховым, Вадимом Юсовым, Георгием Рербергом... Мы покажем очень сильную подборку далеко не самых известных картин мастеров - «Черный монах», «Анна Каренина», «Время» малийского режиссера Сулеймана Сиссе, который, возможно, приедет на фестиваль.

Отдельный сеанс короткометражных фильмов посвящен лучшим студенческим работам вгиковцев за последние годы. Особое внимание в нем уделено фильмам иностранных студентов - операторов, режиссеров, сценаристов и художников. Это короткая программа, рассчитанная на 2-2,5 часа, но она имеет для нас большое значение.

Также мы представим секцию, приуроченную к году российской культуры в Турции и году турецкой культуры в России.
Из программ, особенно дорогих для меня - секция «Мир искусства», посвященная восстановлению на фестивале связей кино с другими видами искусства. Мы покажем картину «Белая ворона» Рэйфа Файнса, который, к сожалению, не сможет приехать в этот раз, а также документальный фильм об изобразительном искусстве «Кулаков великого предела» и эстетскую бразильскую ленту с откровенными сценами и религиозным контекстом «Божественная любовь», вызвавшую разноречивые отклики, в том числе и у отборочной комиссии ММКФ.

В рамках второй приоритетной новой программы «Одесса кинематографическая» пройдут показы отечественных лент «Жизнь за жизнь» Евгения Бауэра с Верой Холодной, «Вертикаль» Станислава Говорухина, «Астенический синдром» Киры Муратовой и одной из моих любимых картин «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского. Уход из жизни Марлена Мартыновича Хуциева побудил нас включить в эту программу и «Весну на Заречной улице».

Стоит особо отметить, что документальная секция ММКФ попала в число программ, фильмы которой будут отбираться на премию Американской киноакадемии.

О ПЛАНАХ ММКФ

- Важная задача, которая стоит перед нами - освоение новых национальных кинематографий, до которых никогда не дойдут руки венецианских и каннских отборщиков.

О ПОБЕДАХ ММКФ

Вопреки сложностям, в последнее время фестиваль посещает все большее количество зрителей: думаю, это одна из главных побед ММКФ сегодня.

(Дарья Осташева, «Бюллетень кинопрокатчика», 02.04.19)