Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.07.2019
21.07.2019
20.07.2019
19.07.2019

Рецензия на фильм «Айка»: Уважайте труд мигрантов! *****

02.02.19 15:19 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия на фильм «Айка»: Уважайте труд мигрантов! *****

Драма «Айка» выйдет в российский прокат 14 февраля 2019 года. Режиссёр: Сергей Дворцевой. В ролях: Самал Еслямова, Джипаргуль Абдилова и др.

Молодая гостья из Киргизии Айка рожает и тут же бросает в московском роддоме ребенка. Проблем у нее и без того выше крыши, ведь над головой дамокловым мечом висит долг в 130 000 рублей, забыть о котором не дают напористые соплеменники с бандитскими физиономиями. Необходимо срочно включаться в рабочий ритм и наверстывать упущенное.

Однако вынужденное выпадение на несколько дней из привычной круговерти для Айки оказывается роковым. С одной работы ее бесцеремонно увольняют, на другой – вероломно обманывают, не заплатив обещанных денег. Атаковавшие Москву аномальные снегопады побуждают Айку заняться уборкой улиц. Но открывшееся маточное кровотечение делает ее непригодной даже для более простой работы.

От проблемы мигрантов среднестатистический житель мегаполиса предпочитает либо брезгливо отмахиваться, либо стыдливо ее не замечать. Изредка кодекс молчания нарушается лишь в лубочных комедиях типа «Елок», хотя подобные дежурные обращения к теме, конечно, погоды не делают. Есть еще «Кочегар» Алексея Балабанова, где на жизни гастарбайтеров в большом городе получилось сфокусироваться со знанием дела. Но, во-первых, статный Якут, по сравнению с бесправной Айкой, воспринимается чуть ли не как элитный представитель своей диаспоры, ведь у него хотя бы есть стабильная работа в тепле и относительном комфорте. Во-вторых, Балабанов, при всем своем натурализме, заранее тщательно конструирует собственную реальность, не всегда заботясь о ее правдоподобии.

Метод Сергея Дворцевого принципиально иной. Режиссер игрового кино предпочитает не бороться в нем с документалистом, а мирно сосуществовать. Придерживаясь изначально выбранной сюжетной канвы, Дворцевой не боится постоянно менять и перетасовывать детали и мизансцены, а также умело использует импровизации. В результате съемки «Айки» у него затянулись на шесть лет, от исходного замысла в финальном монтаже осталось не более 20% материала, а одними из самых сильных в фильме оказались сцены в ветеринарной клинике, просчитать которые заранее было невозможно. Среди них – щенки, сосущие раненую суку. Дворцевой сам не заметил, как создал в этом эпизоде впечатляющий символ России на перепутье – почти как у Константина Кинчева: «Мы ж младенцы все у нее на груди, сосунки-щенки – нам ли мамку спасать?»

Сознательно отказываясь от манипуляции эмоциями зрителей, режиссер, тем не менее, вызывает сильнейшую эмпатию. Достигается она невероятно простыми средствами: долгими планами в переполненном метро, петлянием по заснеженным улицам (где рутинный поиск затерянного переулка оборачивается настоящей катастрофой), глубоким погружением в быт современных гастарбайтерских трущоб. Такой Москвы вы, скорее всего, еще не видели, а вернее – попросту не замечали, проносясь молнией мимо дошедших до ручки «Джамшутов». После «Айки» так уже не получится при всем желании. Впору сделать официальным слоганом фильма немного переиначенный советский лозунг: «Уважайте труд мигрантов!»

Денис Ступников,InterMedia

Loading...