Андрей Смирнов: «Карьера у меня не удалась»

О РЕВОЛЮЦИИ
- Ужас в том, что до большевиков ни царскому, ни Временному правительству в голову не приходило, что можно просто расстреливать заложников и силой выгребать закрома у деревни. Им не приходило в голову, что нет эффективнее инструмента, чем тотальный террор. Террор как единственное политическое средство для того, чтобы добиться нужных целей.
ВЧК создаётся в конце 1917 года. И через два месяца - а сейчас уже есть опубликованные на этот счёт документы - как минимум в шести губерниях в самом центре России советская власть подавляет более 400 вооружённых крестьянских восстаний. Революция 1917 года оказалась абсолютно антикрестьянской и антипоповской. Все разглагольствования господина Ульянова на тему того, что революция была направлена против помещиков и капиталистов, - чушь полная! Пострадали-то как раз больше всего крестьянство и духовенство. В тот период восстала практически вся российская деревня - от Бреста до Камчатки! Не было области, где бы деревня не сопротивлялась и где бы её не подавляли вооружённые силы. Но эта часть нашей печальной истории почему-то упорно замалчивается. Про это просто не говорят!
О СВОЕЙ КАРЬЕРЕ
- Ну, пусть завидуют, кому так хочется. Я совершенно не кокетничаю, когда так говорю. Почти 30 лет я не снимал кино. Надоело толкаться с цензурой! А ведь мог бы снять 15-20 картин... Я упустил свои золотые годы. У мужчин ведь как: с 30 до 60 лет - самый продуктивный возраст, в том числе для творчества. А я в этот период своей жизни сидел и вынужденно переучивался с режиссёра на писателя (грустно усмехается). Так что карьера у меня не удалась - честно вам говорю.
ЖАЛЕЕТ ЛИ ОН О НЕУДАВШЕЙСЯ КАРЬЕРЕ?
- (Строго, пристально глядя в глаза.) А чего сожалеть-то?! Я же не девушка, которая будет стенать о неудавшейся личной или творческой жизни до конца своих дней. Ну, так жизнь сложилась, так Господь Бог распорядился… Что тут поделаешь? Надо принимать всё так, как есть…
О СЕМЬЕ
- (Улыбается.) Вот буквально на днях мы с женой отметили 41 год совместной жизни. Это же очень большой срок! Пошли по этому случаю вдвоём в хороший ресторан. Выпили немного хорошего вина. Дети, внуки нас поздравили… У меня же три девки и один сын - самый младшенький. Он уставший в этот день был, но принёс маме роскошный букет цветов. Это вроде так просто, но безумно трогательно было…
(Сергей Грачёв, «Аргументы и факты», 31.08.16)