Егор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от рака

Юрий Хой-Клинских и «Сектор Газа» - «Вой на Луну. Лучшее и неизданное» ***

2015, Warner Music Group Company

«Сектор Газа» был уникальным примером группы, бешено популярной в провинции, но при этом демонстративно не замечаемой в столицах. Разве что на некоторых окраинах её слушали, но вообще-то Юрия Хоя-Клинских с компанией не приглашали в большие столичные залы и практически не крутили по телевидению. Это не мешало «Сектору» собирать дикие аншлаги в регионах и радовать тиражами кассет выпускающую компанию. Кстати, интересно, как бы распределялись поклонники между Москвой и провинцией, появись подобная группа сегодня - ведь социологические опросы показывают, что прослойка столичных культурных снобов с тех пор заметно поредела.

Между тем, граница между снобизом и простодушной периферией в 90-е проходила, похоже, прямо по МКАДу. Оказываясь на даче в ближнем Подмосковье и общаясь там с местными (в том числе собственными троюродными братьями), я вынужденно приобщился к творчеству Хоя, о котором в своей Москве имел довольно приблизительное представление. Никогда не забуду, с какими лицами «подмосквичи» слушали «Я взял вину на себя», а пошлейшая «Лирика» («и следы на постели напомнят про счастливую ночь») оказывалась для них наиболее доступным образцом любовной поэзии. Интересно, что «панк-оперы» «Сектора Газа», где Хой накладывал матерные тексты на ворованные мелодии из мировой рок-классики, в «замкадье» таким успехом не пользовались - в них, очевидно, тамошние слушатели подозревали чуждые народу постмодернистские опыты.

Хой давно умер, песни его живут, но, конечно, острая фаза популярности уже никогда не вернётся. В этот момент правопреемник того самого выпускающего лейбла решил выпустить неизданные композиции Юрия Клинских, большинство из которых были сочинены ещё до создания «Сектора Газа». Это мог бы быть довольно интересный сборник, если бы издатель не решил «усилить» его диском лучших песен хронометражем в полтора раза длиннее неизданного. В итоге наиболее вероятную реакцию слушателя на этот альбом можно описать скайповским смайликом «Слишком много информации». Непонятно, на что обращать внимание - то ли переслушивать песни, составившие подзабытый масскультовый феномен 90-х, то ли среди шипения ранних записей искать корни этого феномена... Большинство аудитории определённо сосредоточится на «классике» - хотя бы потому, что с качеством акустических записей 80-х годов уши нынешних слушателей плохо совместимы. Тем не менее среди ранних песен Юрия можно найти нечто любопытное: это и его манера, совмещавшая бардовскую, дворовую и блатную музыку, и подражание Высоцкому, и идея писать свои тексты на известные мелодии (сравните хоевскую «Подругу шестиструнную» с «Банькой» Высоцкого), и заглавный трек, прозрачно намекающий на будущий жанр «Сектора Газа».

Впрочем, и раздел «Лучшее» даёт пищу для размышлений. Составители постарались по возможности обойтись без грубых произведений про носки, несвежий лангет, тёщу, проблемы с желудком и прочих скабрезностей. В итоге мини-подборка лучших песен «Сектора Газа» составлена из «лирики», «дембельских» и всяких «душевных» композиций. Практически лишённый солёной простонародной лексики, Юрий Хой здесь выглядит как основоположник «русского шансона» - не в смысле блатняка, а в смысле разухабистых песен с пьяной искренностью и очень примитивными текстами.

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+