Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 году
Предварительные результаты
комплексного исследования
Комплексное исследование культурно-зрелищной индустрии проводится информационным агентством InterMedia с 1994 г. Исследование за 2014 г. проводится по усовершенствованной методике, соответствующей последним изменениям в структуре и бизнес-моделях индустрии. В ходе работы были проанализированы финансовые показатели всех секторов и сегментов экономики, использующих музыкальные, драматические, музыкально-драматические, хореографические, сценографические и аудиовизуальные произведения на территории РФ. Расчеты включают выручку от розничных продаж, спонсорские взносы, государственное финансирование, гранты и другие виды доходов. Внутренние финансовые расчеты между участниками индустрии (например, между промоутером и билетным агентством, между артистом и издательством, между киностудией и прокатной сетью, между автором и авторским обществом) не обрабатываются во избежание двойного учета.
В ходе проведения последних исследований InterMedia выявилась также невозможность использования официальной статистической информации в силу применения Росстатом формальных методик и градаций, не соответствующих реалиям индустрии (те же проблемы присущи отраслевому классификатору ОКВЭД). Относительно детально отслеживается лишь деятельность государственных театров и цирков, однако практически отсутствуют данные по концертной деятельности или звукозаписи, радиовещанию, интернет-индустрии (к примеру, в ежегоднике и открытых данных Росстата вообще отсутствуют термины «концерт», «музыка», «запись»). В этой связи в методологии настоящего исследования широко использованы экспертные опросы и методы корреляционного анализа.
Исследование не включает следующие секторы: литература, изобразительное искусство, архитектура, игровая индустрия, художественная самодеятельность, образование, спорт, СМИ, музейно-выставочная деятельность, бизнес-мероприятия, мерчандайзинг, производство и торговля музыкальными инструментами, культурная деятельность силовых структур. Не учитываются инвестиции, капитальные вложения и кредитование в отрасли.
Для удобства оценок и сравнений вся индустрия разделена на три группы по видам потребления продукции и услуг:
– зрелищные мероприятия и услуги;
– распространение аудио- и видеозаписей;
– иные сегменты.
Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 г.
Сектор (сегмент) индустрии | Оборот (млн.руб) |
Зрелищные мероприятия афишные (концерты, спектакли, иные шоу в живом исполнении) | 70 700 |
Зрелищные мероприятия частные, государственные, корпоративные (только поступления в индустрию) | 19 000 |
Кино (прокат и дотирование) | 54 300 |
Радиостанции (только музыкальные) | 15 497 |
Общественное питание, торговля, транспорт (только поступления в индустрию) | 3 901 |
Продажи физических носителей (музыка) | 843 |
Продажи физических носителей (кино, видео) | 1 100 |
Рингбэктоны (RBT) | 6 500 |
Легальные сервисы аудио | 2 000 |
Легальные сервисы видео | 3 200 |
Нелегальные сервисы аудио | 1 800 |
Нелегальные сервисы видео | 2 200 |
Лицензирование образа (звезды музыки, кино, театра) | 127 |
Лицензирование музыки (реклама, телевидение. игры и др.) | 65 |
Профильные СМИ (новости и критика - музыка, кино, театр) | 170 |
Музыка на специализированных, спутниковых, кабельных каналах ТВ | 720 |
Кино на специализированных, спутниковых, кабельных каналах ТВ | 1 280 |
Программы на больших ТВ-каналах (только доля музыки и кино) | 139 204 |
Предоставление доступа в интернет (только доходы от аудио- и видеотрафика) | 294 100 |
Продажи бытового электронного оборудования (только доля музыки и видео) | 325 071 |
ИТОГО | 941 779 |
Распределение секторов индустрии по видам потребления | Оборот |
Зрелищные мероприятия (услуги) | 144 000 |
Распространение записей | 797 482 |
Иное | 297 |
ИТОГО | 941 779 |
1. Зрелищные мероприятия и услуги
Зрелищные мероприятия анализировались на базе мониторинга исходных данных Департамента маркетинговых исследований InterMedia — полной базы данных о зрелищных площадках РФ, их вместимости, посещаемости, стоимости билетов с учетом зонирования и сезонных колебаний. Консультации были проведены с ведущими экспертами отрасли. Учтены только зрелищные мероприятия, созданные силами и при помощи профессиональных исполнителей, режиссеров, сценаристов, сценографов и других специалистов. Не учтены зрелищные мероприятия, использующие только публичное воспроизведение фонограмм (дискотеки), мероприятия художественной самодеятельности.
Зрелищные мероприятия афишные (концерты, спектакли, иные представления в живом исполнении)
В таблице представлены расчеты только по мероприятиям, проведенные с предварительным объявлением (анонсированием) имен исполнителей или названий шоу (концертов, спектаклей) и сбором платы за вход со зрителей. Использование этой методики исключает из расчетов фоновые и вспомогательные варианты профессионального музыкального и театрального исполнительства (к примеру, оркестры в парках, аниматоры на массовых мероприятиях, детские утренники, живое исполнение в предприятиях общепита, если коллектив или диджей не объявляется заранее, и т.д.). При расчете дотирования мероприятий учтены поступления из бюджетов всех уровней, от частных и общественных организаций.
По субъектам федерации
Субъект федерации | Кол-во постоянных коллективов и солистов | Кол-во мероприятий | Кол-во концертных организаций и промоутеров | Кол-во площадок |
Москва и Московская область | 1 738 | 240 000 | 2 387 | 1 408 |
Санкт-Петербург и Ленинградская область | 293 | 120 000 | 489 | 397 |
Остальные | 2 669 | 220 000 | 2 035 | 2 405 |
Всего РФ | 4 700 | 580 000 | 4 911 | 4 210 |
Источник: InterMedia
Основные финансовые показатели
Показатель | Доходы (млн руб.) |
Поступления от продажи билетов, млн руб. | 68 000 |
Дотирование из различных источников, млн руб. | 2 700 |
Всего поступлений | 70 700 |
Источник: InterMedia
Зрелищные мероприятия неафишные (частные и корпоративные, ивенты)
Критерием отнесения ко второй группе является отсутствие платы за вход на мероприятие для его зрителей. Факт объявления имен исполнителей и названий шоу в этом случае не имеет значения. Учтены только поступления в индустрию от заказчиков — оплата работы исполнителей, ведущих, режиссеров, других специалистов индустрии, расходы на сценографию, прокат оборудования, транспорт, проживание, питание, аренду помещений, другие расходы. В расчетах использованы открытые данные компаний и общественных организаций, экспертные оценки.
Источник финансирования | Доходы (млн руб.) |
Бюджеты компаний, общественных организаций, профсоюзов | 7 800 |
Федеральный и местные бюджеты | 6 400 |
Частные лица | 4 800 |
ИТОГО | 19 000 |
Источник: InterMedia
Кинопрокат
Происхождение продукции | Кол-во проданных билетов (млн) | Доля в общем кол-ве проданных билетов | Средняя стоимость билета (руб) | Выручка (млн руб.) | Доля в общей выручке | Дотирование из различных источников | Всего поступлений |
Зарубежная кинопродукция | 157 | 0,82 | 245 | 38 400 | 0,83 | 0 | 38 400 |
Отечественная кинопродукция (включая совместные) | 34 | 0,18 | 231 | 7 900 | 0,17 | 8 000 | 15 900 |
ИТОГО | 191 | 1,00 | 243 | 46 300 | 1,00 | 8 000 | 54 300 |
Источник: ООО «КиноЭкспертиза»
2. Распространение аудио- и видеозаписей
В отчетном году практически завершился процесс перехода потребления записей музыки и кино с физических носителей на сетевые - скачивание (сохранение записи на устройство потребителя) и стриминг (просмотр и прослушивание записей со сторонних серверов). Продажи CD и DVD многократно сократились за последние 10 лет (CD — в 25 раз с 487 млрд руб. в 2004 г.), большая часть специализированных сетей розничной торговли прекратила существование, этот сегмент рынка перестал играть сколько-нибудь заметную роль в индустрии. В то же время потребление музыки и кино через цифровые сети выросло в тысячи раз.
Распространение на физических носителях
Данные о продажах физических носителей рассчитаны экспертами InterMedia на базе данных, полученных от рекорд-лейблов, заводов-производителей, международных концернов, дистрибьюторов и рохзничных продавцов с привлечением авторитетных экспертов отрасли. Обвальное падение продаж наблюдается по всем форматам продукции. В последние годы наблюдается рост продаж LP (виниловые пластинки), однако этот сегмент незначителен.
Год | DVD, млн копий | DVD, объем продаж (млн руб.) | СD, млн копий | СD, объем продаж (млн руб.) |
2013 | 10,7 | 1 900 | 6,200 | 1 215 |
2014 | 5,8 | 1 100 | 3,230 | 843 |
Данные InterMedia, М_Видео
Распространение через цифровые сети (интернет, мобильные)
В 2014 г. продолжался рост объема индустрии широкополосного доступа в интернет — как в сегменте проводного доступа (подключение домохозяйств и компаний), так и в мобильном сегменте. Лидером этого рынка является Ростелеком.
Виды договоров | Выручка, млн.руб |
Домохозяйства | 117 000 |
Корпоративные клиенты | 48 000 |
Мобильный интернет | 181 000 |
ИТОГО | 346 000 |
Источник: TMT Консалтинг
Доступ в интернет используется потребителями в основном для развлечений, в первую очередь — для просмотра видео и прослушивания музыки. В соответствии с OnLife-углубленным изучением интернет-поведения россиян, проводимым Comcon-2, в 2014 г. не менее раза в квартал 94% потребителей смотрит и скачивает видео, 89% — слушает и скачивает музыку. Ниже приведены данные о долях различных видов контента в мировом интернет-трафике, опубликованные Cisco Systems.
Распределение видов контента в мировом интернет-трафике (2014 г.)
Источник: Cisco Systems
Исходя из опубликованных данных, эксперты InterMedia провели расчеты доли выручки интернет-провайдеров России, полученной ими непосредственно за доступ к музыке и кино. Для этого общая сумма, полученная интернет-провайдерами России от предоставления доступа в интернет, была распределена в соответствии с данными Cisco.
Виды контента | доля в объеме % | Выручка, млн.руб |
Общая выручка за широкополосный доступ | 100 | 346 000 |
Видео | 59 | 204 140 |
Музыка | 8 | 27 680 |
P2P (музыка и кино) | 18 | 62 280 |
ИТОГО музыка и кино | 85 | 294 100 |
Остальное | 15 | 51 900 |
Источники: InterMedia, Cisco, TMT Консалтинг
В культурно-зрелищной индустрии РФ продолжают свою работу также и сервисы, предоставляющие потребителю видео- и аудиоконтент с помощью скачивания и стриминга (розничная и рекламная модель). Практически все эти сервисы реализуют контент нелегитимно — исключением является небольшое количество (менее 15) легальных структур, заключающих договоры с правообладателями. Вступление в силу в 2014–2015 гг. изменений в антипиратском законодательстве в целом положительно повлияло на легальные сервисы: в первой половине 2015 г. рекорд-лейблы и издательства заключили несколько официальных договоров с бесплатными пиратскими сервисами, что позволило им несколько увеличить выручку. Однако, по мнению экспертов InterMedia, драйвером роста индустрии этот тренд не станет в силу незначительности сумм. Лидер рынка в этом сегменте — онлайн-кинотеатр ivi.ru — показал выручку в 2014 г. всего в 728 млн руб. при нулевой прибыли. Для сравнения: Ростелеком в 2014 г. за доступ к музыкальному и видеоконтенту, включая торренты и др., получил от населения 35,66 млрд руб. (85% от общего дохода компании от ШПД, составляющего 41,95 млрд руб.) при нулевых расходах на контент. Остальные компании этого сегмента либо планово убыточны, либо не открывают отчетность, в связи с чем некоторые эксперты считают развитие этого сегмента в существующих условиях бесперспективным. Сейчас оборот легальных сервисов предоставления аудио- и видеоконтента составляет менее 1,2% общего оборота индустрии, пиратских — менее 0,4%.
Выручка от аудио- и видеоконтента в цифровых сервисах РФ
Выручка, млн руб. | |
Аудиозагрузка и стриминг (легальные сервисы) | 2 000 |
Ringbacktones RBT (легальные сервисы) | 6 500 |
ВСЕГО легальные сервисы аудио | 8 500 |
Видеозагрузка и стриминг (легальные сервисы) | 3 200 |
Пиратские сервисы аудио | 1 800 |
Пиратские сервисы видео | 2 200 |
ВСЕГО легальные и пиратские сервисы аудио и видео | 15 700 |
Источники: InterMedia, отраслевой доклад РАЭК, Digital Citizens Alliance
Бытовое электронное оборудование с возможностью воспроизведения и записи музыки и видео
В приведенных ниже расчетах определен размер дохода от реализации бытового электронного оборудования, используемого для записи и воспроизведения музыкального и видеоконтента. Расчеты проведены экспертами InterMedia по товарным группам на базе собственных исследований и открытых источников.
Продажи бытового электронного оборудования с возможностью воспроизведения и записи музыки и видео
Товарная группа | Выручка, млн руб. |
Мобильные телефоны и смартфоны | 272 000 |
Телевизоры | 198 000 |
Аудиосистемы | 8 100 |
Персональные компьютеры | 147 820 |
Наушники | 8 500 |
Ноутбуки | 115 000 |
Планшеты | 79 300 |
Всего | 828 720 |
Источники: T-Adviser, M-Видео
Распределение времени использования электронной техники потребителями
Источники: InterMedia, emarketer.com, campaignbrief.com
Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования бытовой техники
Товарная группа | Выручка, млн руб. | Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования, % | Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования, млн руб. |
Мобильные телефоны и смартфоны | 272 000 | 20 | 54 400 |
Телевизоры | 198 000 | 70 | 138 600 |
Аудиосистемы | 8 100 | 100 | 8 100 |
Персональные компьютеры | 147 820 | 34 | 50 259 |
Наушники | 8 500 | 90 | 7 650 |
Ноутбуки | 115 000 | 34 | 39 100 |
Планшеты | 79 300 | 34 | 26 962 |
Всего | 828 720 | 325 071 |
Источники: T-Adviser, M-Видео, InterMedia
Радиостанции
При расчете были использованы данные о доходах радиостанций, полученные от АКАР. На следующем этапе была определена доля аудитории, отдающая предпочтение музыкальному радио (экспертиза InterMedia по открытым данным АКАР и Медиалогии), после чего выведен размер дохода, относящийся к реализации музыкального продукта населению по рекламной модели.
Вид | Доля (%) | Поступления от рекламы, млн руб. | Дотирование и другие источники, млн руб. | ИТОГО |
Все радио | 100 | 16 900 | 5 239 | 22 139 |
Музыкальное радио | 70 | 11 830 | 3 667 | 15 497 |
ИТОГО |
Источники: АКАР, Медиалогия, отраслевой отчет Роспечати
Программы на основных общественно-политических телеканалах, посвященные музыке, кино, театру
В соответствии с предложенной методикой эксперты InterMedia рассчитали объемы эфирного времени программ, связанных с музыкой, кино и театром на всех больших телеканалах с распределением по типам программ. На следующем этапе эти данные были сопоставлены с доходами указанных телеканалов от рекламы, полученные от АКАР, а также доходами от дотирования и других источников, расчитанными экспертами InterMedia по данным, полученным от Росстата, телеканалов и государственных органов, после чего были выведены объемы доходов, связанных с музыкой, кино и театром. Доходы малых каналов включены в расчеты полностью в соответствии со специализациями.
Доходы основных общественно-политических каналов
Виды доходов | Доходы (млн руб.) |
Реклама | 155 700 |
Дотирование и иные доходы | 80 000 |
ИТОГО | 235 700 |
Источники: InterMedia, Аналитический центр «Видео Интернешнл»
Программы ТВ, посвященные музыке, кино, театру на основных каналах
Вид программы | Доля в общем хронометраже, % | Доля от общего дохода, млн руб. |
ВСЕГО | 100 | 235 700 |
Праздничные концерты | 1,05 | 2 475 |
Реалити-шоу | 1,27 | 2 993 |
Ток-шоу с участием звезд | 0,36 | 849 |
Кино | 22,68 | 53 457 |
Сериалы | 28,2 | 66 467 |
Другие телепрограммы посвященные музыке, кино, театру | 5,5 | 12 964 |
Всего | 59,06 | 139 204 |
Источники: InterMedia, АКАР
Специализированные, спутниковые, кабельные каналы ТВ
Специализации телеканалов | Абонентская плата, млн.руб. | Поступления от рекламы, млн.руб. | Всего |
Спутниковые каналы (музыка) | 351 | 369 | 720 |
Спутниковые каналы (кино) | 624 | 656 | 1 280 |
Источники: InterMedia, АКАР
Поступления от предприятий общественного питания, торговли, транспорта (включая прямые выплаты и сборы ОКУП)
Предприятия общественного питания, торговли, транспорта и других отраслей постоянно используют для повышения доходов работу представителей культурно-зрелищной индустрии. Информация о суммах, выплачиваемых такими предприятиями через ОКУП, получена из отчетности ОКУП. Данные о прямых выплатах — результат обобщения экспертных опросов InterMedia.
ОКУП | Общие поступления ОКУП, млн руб. | Доля предприятий (%) | Поступления в ОКУП от предприятий (млн руб.) | Прямые выплаты | ИТОГО |
Авторы | 4 586 | 62 | 2 843 | 0 | 2 843 |
Исполнители и производители фонограмм | 900 | 62 | 558 | 500 | 1 058 |
ИТОГО | 3 401 | 500 | 3 901 |
3. Иное
Указанные ниже отрасли являются крайне закрытыми, потому единственный способ их изучения - обобщение экспертных оценок.
Лицензирование образа (звезды музыки, кино, театра, кроме СМИ, спорта и политики)
Выручка, млн.руб. | |
Реклама | 25 |
Программы ТВ | 60 |
Товары массового спроса | 22 |
Электронные игры | 20 |
ИТОГО | 127 |
Профильные СМИ (новости и критика — музыка, кино, театр)
Вид СМИ | Выручка, млн.руб. |
Печатная пресса | 100 |
Интернет-СМИ (новостные) | 70 |
ИТОГО | 170 |
Лицензирование музыки (реклама, телевидение, игры)
Вид лицензирования | Выручка, млн.руб. |
Синхронизация в телепередачах | 30 |
Синхронизация в рекламных материалах | 25 |
Синхронизация в электронных играх | 10 |
ИТОГО | 65 |
Исследование подготовлено рабочей группой Информационного агентства InterMedia:
Е.Сафронов (руководитель группы)
А.Тихонов (главный эксперт)
Ю.Антонова
Н.Галиулова
А.Гержан
Н.Толстова
А.Черномырдина
Ю.Чиренко
Дельфин впервые выпустил «Механического пса» на английском
Премьера нового альбома электронного сайд-проекта Дельфина «Механический пес» «Benzin» состоялась 19 апреля 2024 года.
Релиз осуществил лейбл М2. Если первые два альбома «Механического пса» - «Температура горения бумаги» и «Розовый 505.85 nm» - основывались на романах Рея Бредбери и Эриха Марии Ремарка, то нынешнюю работу музыкант решил сделать полностью на английском, абстрагируясь от конкретных первоисточников.
- В этот раз я использовал рефрены только на английском языке, - рассказал ранее Дельфин в интервью РБК. - И скорее как дополнение к танцевальным структурам, чем определенный посыл. Вокруг и так все чересчур серьезно.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Дельфин выпустил в свет видеоклип на песню «Моя» 16 ноября 2023 года. Режиссером и оператором черно-белого видео стал сам Андрей Лысиков (настоящее имя Дельфина).
Xzibit выпустил клип с сибирской группой Otyken
Американский рэпер Xzibit выпустил совместный клип с российской сибирской фолк-группой Otyken. Это экранизация ремикса на их оригинальную композицию «Belief», к которой рэпер дописал несколько куплетов на английском языке.
- Традиционная музыка коренных народов Сибири выходит на новый уровень! – сообщается в аннотации к видео. - Надеемся, вам, ребята, понравится так же, как и нам!
Otyken - музыкальная группа коренных народов Сибири, которая была создана в 2015 году и смешивает в своем творчестве элементы современной поп-музыки с местной народной музыкой, используя традиционные инструменты, тексты песен и языки. Они исполняют свои песни на чулымском, хакасском, долганском и русском языках. Otyken известны за рубежом, в 2023 году они были почетными гостями «Грэмми» и участвовали в климатической конференции ООН в Дубае. В 2024 году песни Otyken запечатают в капсулу времени и доставят на Луну в рамках научной космической программы при поддержке NASA и Space X.
Баста рассказал, сколько берет с молодых музыкантов за продвижение
Баста (Василий Вакуленко), выпустивший дебютный альбом «Lombard» своего нового проекта Rabochiy Gorodok, рассказал о стиле коллектива. По словам музыканта, это «хороший рэпкор»
- Мне как фанату Rage Against the Machine, Pantera и Clawfinger захотелось сделать альбом, вдохновленный рэпкором 80-х и 90-х, - пояснил Василий в интервью журналу «Сноб» - Такая своего рода ностальгия по юности. Плюс Рабочий Городок — так называется район в Ростове-на-Дону, где я рос. Если задуматься, такой район есть почти в каждом российском городе, да и тяжелая музыка многим нравится. Поэтому я думаю, что «Рабочий городок» зайдет многим. Для меня это очень важно.
На сегодняшний день готовы уже шесть клипов нового проекта, а сам Баста отправился в гастрольный тур, в рамках которого собирается посетить с концертами полсотни городов по всей стране.
- Это, конечно, будет длинный путь, считай — марафон (концертный тур начался 29 марта. — Прим. ред.), - говорит рэпер. – Но, думаю, справлюсь. Полумарафон-то я бегал. Понимаешь, я не заставляю себя выступать, не превращаю концерт или тур в героическое шествие. Я понимаю, зачем это делаю, что хочу получить. Как бы это банально и пафосно ни звучало, я хочу чувствовать свою нужность, понимать, что делаю что-то важное для людей, которые пришли на мое выступление. Я готовлю для них крутое шоу. Будут новые песни, некоторые из них я специально не записываю — их можно услышать только на концерте.
При этом у него остается время для работы с молодыми музыкантами в рамках своего лейбла Gazgolder.
- Для меня лейбл никогда не был бизнесом, - объяснил Баста. – Ни рубля не взял за все время. Наоборот, всегда хотелось создавать условия для музыкантов, вкладываться, чтобы они раскрывались — делали то, что им нравится, а не занимались коммерческим музлом. Понимаешь, я всегда работаю с теми, кто мне интересен и симпатичен. Вот недавно мы подписали шесть новых музыкантов — это Icegergert, Baby Cute, Bro Upgrade, Lil Kavkaz, OG Minay, The OM, потому что эти ребята мне понравились. Так в свое время было со Скриптонитом.
Музыкант отметил, что новое поколение сильно отличается от того, к которому принадлежит сам Баста.
- Когда я был молодой, жизнь была безумная, - вспомнил артист. - Тут попробовал, там посмотрел. Приходилось ходить как слепому с палочкой. А новое поколение четко фокусируется на цели. Если хотят заниматься музыкой, то только этим и заняты. Не распыляются. То же самое и с желаниями. Им важно, чтобы у них были песни, туры и деньги. Достаточно понятная формула. Тут пришло время признаться: я не люблю современный рэп, всех этих одинаковых исполнителей, которые читают с автотюном. Я объясню почему. Сейчас время повторений, копирования. Есть, например, Miyagi & Andy Panda — крутые ребята, а рядом — десять их повторений. То же самое со Скриптонитом и другими популярными артистами. Те, кто их копирует, не хотят трудиться и идти на риск. Они работают по алгоритму, идут по дорожке, уже кем-то протоптанной. Поэтому тебе и не нравится то, что ты слышишь.
Василий Вакуленко признался, что по-прежнему боится выходить на сцену.
- И не важно, выхожу я петь перед стадионом или выступаю на корпоративе. Все равно начинается мандраж. Но все проходит, когда начинает играть музыка, - сказал артист.
На днях Баста и Mona представили клип на совместную песню «Не забывай меня». Премьера была приурочена ко Дню космонавтики. Режиссерами стали Митя Лёвин и Игорь Храмков. В ролике Баста играет астронавта, который в космическом корабле получает видеосообщение от своей любимой, роль которой исполняет Mona.