Борис Мездрич (директор НГАТОиБ): «Недопустимо, чтобы результаты значимой национальной премии зависели от капризов восприятия отдельных людей»
ОБ УЧАСТИИ ТЕАТРА В ФЕСТИВАЛЕ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
— Из 20 лет существования премии и фестиваля Новосибирский театр оперы и балета 15 лет является участником этого движения, необходимость которого не вызывает никаких сомнений, в том числе как возможность для региональных театров показать свое творчество в Москве. Возникшая в непростое время «Золотая маска» растет и развивается, было открыто много имен, даны новые возможности многим театрам. Безусловно, премия является важной частью театрального процесса страны и заслуживает поддержки. Новосибирский театр оперы и балета является обладателем 18 «Золотых масок», это один из самых высоких результатов для региональных театров. Мы регулярно и системно поставляем на рынок российского музыкального театрального искусства спектакли высокого качества, так что особого трепета или каких-либо обид фестиваль у нас не вызывает, однако мы понимаем его важность и ценность.
О ТЕНДЕНЦИЯХ НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»
— Я давно заметил тенденцию: экспертный совет в последние годы стал игнорировать классический балетный репертуар. Тот самый, в котором мы традиционно «впереди планеты всей», как пел Юрий Визбор. Например, экспертный совет не счел достойными внимания такие наши классические премьеры, как «Лебединое озеро», «Спартак», «Корсар», Grandpas из балета «Пахита». Честно говоря, точка кипения для меня настала, когда экспертный совет этого года отказался включить в финальный пул нашего «Щелкунчика». На мой взгляд, это выдающийся спектакль потрясающей красоты, что подтверждается высоким интересом зрителей: за год с небольшим прошло уже 62 представления, и все с аншлагом. Как бывшему научному сотруднику мне стало интересно понять, что же происходит? Чтобы найти базу для размышлений, я обратился к эмпирическим данным. Предметом рассмотрения стала работа экспертного совета музыкальных театров только по одной номинации, «Лучший балетный спектакль», за 2008–2014 годы. Все данные доступны на сайте фестиваля «Золотая маска».
О ДИСБАЛАНСЕ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКИМИ И СОВРЕМЕННЫМИ ПОСТАНОВКАМИ
— Это не просто дисбаланс, а системная аномалия. При этом я знаю по опыту и из общения с коллегами, что классику выпускают все театры — любой директор скажет, что население предпочитает классический репертуар и основные сборы приносит именно он. Классический балет — наше национальное достояние, существует система его государственной поддержки: театры оперы и балета в разных регионах, система подготовки кадров, конкурсы, специализированные издания и так далее. Однако руководство «Золотой маски» как будто живет в другой реальности. Я разговаривал с некоторыми представителями экспертных советов. Совсем недавно я спросил об этом, например, Анну Галайду, и услышал в ответ: «Ну что я, буду смотреть «Лебединое озеро» в сотый раз?». На мой взгляд, таким образом происходит подмена вида деятельности: члены экспертного совета не выбирают лучшие спектакли, а формируют афишу фестиваля с акцентом на новые, неожиданные решения и собственные непосредственные впечатления. Это нормально для фестивалей, которые построены по принципу выбора наиболее ярких необычных работ. Однако «Золотая маска» призвана поддерживать не новые, а лучшие спектакли. При этом важно отметить, что многие балеты, созданные по западным лицензиям, сегодня по сути дела не являются новаторскими: тот же Ролан Пети ставил свои шедевры в 60-е годы и уже успел стать своего рода классикой. Порой возникает впечатление, что члены экспертного совета «Золотой маски» полностью потеряли ориентиры, забыли, в какой стране они живут, утратили способность воспринимать театральный процесс целостно.
О ПОПУЛЯРНОСТИ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ ЗА РУБЕЖОМ
— Классические балеты составляют базу, фундамент отечественной балетной школы, и именно они обычно востребованы Западом. Давайте посмотрим афишу зарубежных гастролей российских балетных театров: все хотят видеть балетную классику: Большой театр недавно гастролировал в Японии, Михайловский театр в Америке — с классикой. И мы только что вернулись из Сеула, где второй раз за два года показывали «Лебединое озеро» в огромном зале на три тысячи зрителей. И на каждом спектакле — аншлаг.
О ПОЛИТИКЕ ВЫБОРА РУКОВОДСТВА «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»
— В настоящий момент руководство «Золотой маски» не может внятно сформулировать художественную политику по отношению к развитию музыкального театра и балетного искусства в России. Необходимо понять природу системной аномалии, в результате которой классическое балетное наследие оказывается за бортом. На мой взгляд, недопустимо, чтобы результаты значимой национальной премии зависели от капризов восприятия отдельных людей, к тому же не всегда обладающих необходимой квалификацией.
(Анна Огородникова, «Континент Сибирь online», 15.01.15)
Варвара Щербакова даст сольный стендап-концерт в Москве
Стендап-концерт Варвары Щербаковой состоится 20 апреля 2025 года в КЗ «Москва».
- Варвара Щербакова - яркая, харизматичная, невероятно смешная! Это все о себе я написала сама… Моя карьера стендап-комика возникла там, где каждый узнает себя, свою соседку или учительницу истории с дурацкой прической, - говорит артистка о своём шоу.
Программа Щербаковой будет называться «Вот эта женщина, которая».
- Мне часто пишут: «Вы так смешно показываете людей!» Поэтому я решила, что пришло время взять всех этих «людей» и поехать с ними по городам. Концерт «Вот эта женщина, которая» - это про женщин и мужчин, с которыми вы живете рядом, видите каждый день. А еще про меня. Про то, какая женщина, на самом деле, я. Приходите на концерты! Я и все мои субличности ждем вас!
«ИнтерМедиа» напоминает, что недавно Варвара Щербакова приняла участие в записи песни Бьянки «Мытищи».
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Квартет И» покажет новый спектакль «Пассажиры отложенных рейсов»
Премьера спектакля «Пассажиры отложенных рейсов» театра «Квартет И» состоится в ДК имени Зуева 29 и 30 января 2025 года. В основе постановки оригинальная пьеса, написанная Сергеем Петрейковым, Леонидом Барацем и Ростиславом Хаитом. Главные роли исполнят Барац, Хаит, Камиль Ларин и Александр Демидов.
Герои спектакля – четверо незнакомых друг с другом мужчин – встречаются в вип-зале провинциального аэропорта; их рейсы задержаны на неопределенное время из-за непогоды. Правда, имен персонажей мы так и не узнаем, поэтому назовем их просто – Пассажиры. Пассажир номер один – в исполнении Камиля Ларина – директор и продюсер известного музыканта. Его жизнь непредсказуема из-за строптивого характера его подопечного. Пассажир номер два, которого играет Леонид Барац – бизнесмен, продавший свою половину в бизнесе партнеру и планирующий «вечный» отпуск. Третий пассажир, в его роли Александр Демидов – крупный и шумный мужчина, который берет все внимание на себя. Четвертый, персонаж Ростислава Хаита – одетый в элегантный костюм уверенный в себе хладнокровный человек, у которого, кажется, есть ответы на все вопросы.
- Эту пьесу мы писали сравнительно недолго – не больше полутора лет, - говорят участники «Квартета». - И еще полгода придумывали для нее (и для будущего спектакля) название, которое понравилось бы всем… в смысле, всем нам пятерым. Но так и не придумали… Дважды мы ссорились. Потом попросили помочь нам зрителей, которые приходили на читку нашей пьесы. Вы будете смеяться, но им тоже понравилось всем – разное. Пришлось бросать монетку.
Сюжет спектакля не раскрывается, но авторы так описывают его:
- Нет, вообще-то всё, что происходит в нашем новом спектакле, можно в двух словах пересказать так: однажды зимой в одном сибирском… или уральском?... а, может, дальневосточном… короче, в аэропорте одного довольно далеко от Москвы расположенного города застряли четыре очень разных и, главное, абсолютно не знакомых друг с другом человека. И вот за те два-три часа, что они провели там вместе… хм… банально как-то всё это звучит, да? Нет, не пугайтесь – за эти два часа они не сделались друзьями на всю оставшуюся жизнь – потому что это была бы неправда, а неправду мы не любим… Зато про них много что стало известно и понятно, – в том числе им самим, – а они люди довольно интересные… хотя в то же время – вполне обыкновенные.
Балет «Снежная королева» МАМТа стал частью проекта «Театр в кино»
Премьера киноверсии балета «Снежная королева» состоится 25 января 2025 года в киноцентре «Октябрь». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Московским академическим Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». В этот же день киноверсия выйдет во всероссийский прокат, который осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Балет «Снежная королева» – двухактный спектакль по мотивам одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. В качестве музыкального материала для постановки автор либретто и хореограф Максим Севагин выбрал фрагменты из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний П.И.Чайковского. Выбор музыки является своеобразным продолжением традиции Московского Музыкального театра и его знаменитого хореографа Владимира Бурмейстера, поставившего в 1961 году оригинальный балет «Снегурочка» на музыку из сочинений Чайковского. В спектакле задействована вся балетная труппа театра. Главные партии исполняют Елена Соломянко (Герда), Иннокентий Юлдашев (Кай), Наталья Сомова (Снежная Королева), Артур Мкртчян (Благородный северный олень). Художник-постановщик – Екатерина Моченова, художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина, музыкальное сопровождение – симфонический оркестр театра под руководством дирижера-постановщика Фёдора Безносикова. Режиссер киноверсии – Валерий Спирин, оператор – Евгений Тимохин.
- Я очень рад, что балет «Снежная королева» стал частью проекта «Театр в кино» и выходит на большие экраны, - говорит Максим Севагин. - Киноверсия балета позволяет глубже погрузиться в историю, увидеть те тонкости исполнения и уловить те эмоции артистов, которые нередко ускользают от зрителей, находящихся в зале театра. Для меня также ценно, что люди из самых разных уголков России, не имеющие возможности приехать к нам в театр, смогут познакомиться с этим спектаклем благодаря проекту «Театр в кино».