«Любить, пить и петь»: Пьеса для шести человек и крота ****

Пресс-показ комедийной драмы «Любить, пить и петь» (Aimer, boire et chanter, Франция, 2014, режиссер Ален Рене, в ролях – Сабин Азема, Ипполит Жирардо, Каролин Сиоль, Мишель Вюйермоз, Сандрин Киберлэн, Андре Дюссолье) состоялся в рамках 36-го ММКФ в Театре Киноактера.
Сюжет нового (и последнего) фильма 91-летнего Алена Рене довольно прост: герою по имени Райли, учителю и сердцееду, ставят неутешительный диагноз – рак. Врачи дают бедняге полгода максимум. Друзья главного героя, узнав об этом, пытаются как-то подбодрить его, пригласить его сыграть в пьесе, которую они репетируют. При этом близость смерти не смущает женскую половину актерского состава фильма – Райли в прямом смысле слова становится объектом вожделения всех женщин: от своей бывшей жены до жены и дочери своего лучшего друга.
Рене не в первый раз сотрудничает с драматургом Аланом Эйкборном – в 2006 году он поставил по его пьесе драму «Сердца», а еще раньше – в 1993 – «Курить/Не курить». Эта работа Рене отличается нарочитой театрализованностью, простотой и малобюджетностью: картонные декорации, на скорую руку набросанные пейзажи, кукольный крот, периодически выглядывающий из дыры в искусственном газоне, типично английские скетчи на типично французские фривольные темы.
Отдельно интригует и, возможно, раздражает зрителя то, что Райли - главного героя, о котором здесь говорится чуть ли не в каждом предложении - публике ни разу не предъявляют воочию. Мы даже не слышим его голос!
Тем не менее на фоне нарисованных задников разыгрывается настоящая человеческая драма. И если в театре эта постмодернистская пьеса, скорее всего, вызвала бы скуку, то на экране ее ирония, экспрессия и жизнеутверждающий пафос придутся по душе зрителям. Особенно тем, кто предпочитает интеллигентный «разговорный» жанр спецэффектам и 3D.
«Любить, пить и петь» сложно назвать творческим завещанием маэстро, который прославился такими шедеврами мирового кинематографа, как «Хиросима, моя любовь» и «Прошлым летом в Мариенбаде». Но и легковесным пустячком, который забывается через пять минут после финальных титров, картину о неизбежности смерти считать при всем желании не получится.
Так что, пусть «Любить, пить и петь» будет ответом 91-летнего мудреца на извечный вопрос о смысле жизни. Не самый плохой вариант, согласитесь.
Денис Шлянцев, InterMedia