"Ляпис Трубецкой" - "Веселые картинки" ****
Сергей Михалок глумливо-нежным голосом запевает: "Я хочу, чтобы каждый, кто слушает эту пластинку, представил себя ежиком, зайкой или волшебной снежинкой", - так начинается "Интро" этого альбома. Начало не в бровь, а в глаз, хотя и не имеет отношения к выбору талисмана Сочи-2014. "Ляпис Трубецкой", как всегда, сразу находит чем удивить. За последнее время без сюрпризов обошелся только альбом "Культпросвет", которым Михалок и Ко домучивали свою агитпроп-трилогию. Но перед этим от группы вечно было непонятно чего ждать: сиротские пародии на попсу то оборачивались вдруг песнями подлинных белорусских гопников, а то вдруг перерождались в жесткие антиглобалистские гимны. При этом в качестве продукта группа практически не проседала, выдавая энное количество хитов вне зависимости от преобладающего в данный момент имиджа. Альбомы "Ляписа" принадлежат к редкой ныне категории ожидаемых и, что особенно ценно, почти всегда оправдывающих ожидания. Перед "Веселыми картинками" анонсировался отход от революционного задора с тем, чтобы уделять больше внимания не идеям, а эмоциям. Почти половина песен пластинки была обнародована заранее на синглах. И тем не менее то, как заявленная концепция будет решена, заранее предсказать было невозможно.
Между тем, революционность подхода на сей раз заключалась в отсутствии концепции. На номерном альбоме "Веселые картинки" "Ляпис Трубецкой" звучит узнаваемо, но в то же время эклектично, что, не исключено, смутит любителей цельности высказывания. Однако на самом деле тут можно найти песни на любой вкус, а для тех, кому нравятся разные "музыки", диск станет настоящим пиршеством. Главной песней альбома нужно считать "Я верю": Михалок с усталыми и мудрыми интонациями пытается объединить мировые религии, не прибегая к крикливым манифестам (на композицию снят потрясающий клип). "Спортивным частушкам" на диске тоже нашлось место: "Священный огонь" точно описывает состояние, когда молодость сменяется конформизмом, и дает обещание, что с "ляписами"-то такое не случится. Еще один важный трек — "Грай", на белорусском языке. Нужно отметить, что Сергей Михалок никогда не позиционировал себя борцом с режимом Лукашенко, а на прямые ответы по поводу минского диктатора отвечал то уклончиво, то загадочно. Впрочем, и ежику с зайкой понятно, что уровень внутренней свободы "ляписовских" произведений слабо коррелируется с белорусским режимом, что и приводит порой к отменам концертов в некоторых городах и периодическим попаданиям группы в неофициальные черные списки. Песня "Грай" была обнародована в декабре, что совпало с истеричным разгоном оппозиции после президентских выборов и упеканию большинства лукашенковских конкурентов за решетку. Михалковские строки "ім вясны не трэба, ім зімы б паболей Каб ты хлопец спаў на пячы ў няволе" перевода не требуют, а боевитый припев и использование народных инструментов в аранжировке вполне однозначно иллюстрируют политические симпатии самой известной белорусской рок-группы.
"Веселые картинки" включают также две удачные кавер-версии ("Африка" "Комитета охраны тепла" и "Зоопарк" Егора Летова), типичную "ляписовскую" веселуху вроде "Принцессы" и "Дикого койота". Есть и песни, в которых Михалок, выражаясь словами классика, "не кричал, а тихо-тихо пел" - например, проникновенные "Нафта", "Шут" и "Космонавты". Но и здесь хватает парадоксального юмора и тонкого владения словом. Чего стоит хотя бы фраза "прорвался в высшую лигу маленький ежик в тумане". Столь трогательные образы не имели шансов пробраться в три предыдущих альбома, но, ко всеобщей радости, дождались своего часа на "Веселых картинках".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia