Фестиваль «ВКонтакте» перенесенВ Москве запретили все зрелищные мероприятия численностью от 500 человекСтивен Спилберг заключил сделку с Netflix«Руки вверх» перенесли московский концерт на годМария Аронова, Евгений Миронов и Олеся Железняк стали лауреатами космической «Хрустальной Турандот»Максим ввели в искусственную кому«Москино» возобновляет работу летних кинотеатровМоргенштерн готовится к свадьбе (Видео)Ушел из жизни тележурналист Анатолий ЛысенкоДэвид Гетта продал свои песни за 100 млн долларовОрганизаторы «Дикой мяты» открыли сбор денег для спасения фестиваляСергей Пенкин перенес юбилейное шоу на август (Видео)Сергей Собянин ограничил максимальное количество зрителей на концертахСовет Фонда кино обновил составПесня Майкла Джексона впервые превысила 1 миллиард просмотров на YouTubeЦена «Мертвой головы» Дэвида Боуи выросла больше, чем в 4000 раз«Нашествие» вновь перенесли на следующий годСкончалась Либуше Шафранкова из «Трёх орешков для Золушки»Хибле Герзмаве присуждена Государственная премияДюжина российских актеров, готовых выйти на мировой уровень

Из афоризмов ПМЭФ-2021: надо делать ставку на людей, а не на деньги

10.06.2021 22:30 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Сергей Фадеичев/ТАСС

«Экспорт идей, людей или продуктов? Есть ли место России в международной креативной гонке, и можно ли превратить интеллектуальный потенциал нации в ликвидный актив глобальной экономики» - так звучала тема одной из дискуссий, прошедшей 5 июня 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме.

- Креативная экономика - новый тип занятости людей, новый тип потребления, новая модель организации рынков, а способа точно измерить креативный сектор у нас до сих пор нет, - сказал, открывая дискуссию, ее модератор, генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов (на фото). - Однако мир ставит целью развивать именно этот сектор, традиционные области конкуренции стран уходят на второй план, борьба сместилась в плоскость креативных и инновационных продуктов, производства и экспорта цифрового контента, управления интеллектуальной собственностью. Сегодня Россия даже на внутреннем рынке это сражение проигрывает - имеет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Но творческий и культурный потенциал страны высок, и наша задача - преобразовать его в экономический актив, достойно войти в международную гонку креативных индустрий.

Александр Аузан

Декана экономического факультета МГУ, председателя правления Федерации креативных индустрий Александра Аузана ведущий спросил о том, кто сегодня инвестирует в российские креативные продукты, и в чем причина повышенного внимания к ним.

- Да почти никто пока не инвестирует, потому что креативные индустрии находятся в фазе венчура, - признал Александр Аузан. – И сразу отвечу на заявленный в теме дискуссии вопрос «Экспорт идей, людей или продуктов?»: да, мы в основном экспортируем продукты, причём мало обработанные. Да, мы экспортировали очень много мозгов - это лучшая часть нашего экспорта, за которую нам, увы, не платят. Сейчас этот процесс приторможен: сначала санкциями, потом карантинами.

На мой взгляд, причин бума вокруг креативных индустрий две. Первая – общемировая: искусственный интеллект завтракает средним классом, он его съедает. Привычные аналитические профессии образованных людей уже исчезают и будут исчезать с огромной скоростью. И встает вопрос: что делать с этими людьми? Один вариант - ввести гарантированный доход, всем пенсию с младых ногтей. Второй, который я считаю правильным – развивать креативные индустрии. Нам и так не хватает денег, чтобы платить нормальные пенсии людям старших возрастов, а если платить пенсию со школы, то она получится копеечная. Вторая причина повышенного внимания к креативным индустриям: люди хотят заниматься чем-то, что может конкурировать с искусственным интеллектом. А это то, что связано с правым полушарием мозга, с эмоциональным интеллектом – именно креативные индустрии.

Лет 15 назад Россия попробовала выйти на путь инновационного развития, опираясь на перенос хорошо работающих в Кремниевой долине институтов на нашу почву. Всё прописали в законодательстве, но не получилось. Почему? Да потому что в Кремниевой долине колоссальный избыток частного капитала, денег, как грязи. Инвесторы согласны на венчур, на длинные вложения - на всё. А у нас вместо этого маленькие государственные деньги. Зато есть избыток высококвалифицированного человеческого капитала. На мой взгляд, на него нам и надо сделать ставку взамен капитала денежного, которого у нас немного.

Чтобы все получилось, надо преодолеть застарелую проблему: в России интеллектуальная собственность никогда не пользовалась уважением, идея не считалась редким продуктом, она не была защищена. Надо сломать стереотип, регистрировать идеи, и тем самым превратить творчество в экономику.

Управляющего директора «Flanders District of Creativity» Паскаля Кулса, подключившегося к дискуссии онлайн из Бельгии, Игорь Намаконов попросил рассказать о том, как организована государственная поддержка креативных индустрий в европейских странах: кто этим занимается, какие используются экономические инструменты.

- Есть три основных направления, - сказал Паскаль Кулс.– Во-первых, государство развивает предпринимательские, управленческие навыки у людей, занятых в креативных индустриях. Этим, в частности, занимается моя организация, мы также помогаем продавать продукцию за границу. Во-вторых, государство старается помочь творческим людям получать инвестиции. Банки, венчурные капиталисты плохо знают креативные отрасли, и мы специально организуем сессии для частных инвесторов, чтобы они узнали этот сектор, поняли, как он работает. Во многих странах государство также предлагает налоговые стимулы для инвесторов, вкладывающих в культурные, креативные отрасли. И третий инструмент: государства сами начинают инвестировать в эти сектора. Это может происходить через субсидии на культурные проекты или через специальные фонды государственного инвестирования. У нас в Бельгии эти фонды работают вместе с независимыми комиссиями, которые состоят из профессионалов отрасли, аналитиков. Если, например, это фонд для вложений в производство игр, то в комиссии будут профессионалы в играх, и они принимают решение, какие приложения, какие игры получат деньги.

Алена Кремер

Управляющего партнера креативного коммуникационного агентства DPG Russia, члена правления Федерации креативных индустрий Алену Кремер ведущий спросил о том, какой запрос существует у российского креативного сообщества, какие ему нужны инструменты.

- Главная проблема - многие хорошие идеи так и не становятся частью индустрии, - ответила Алена Кремер. - Причин две: нехватка финансовых ресурсов, а также знаний и навыков, как превратить идею в продукт, а продукт - в ликвидный актив. Выход я вижу в развитии профессиональных экспертных сообществ, выстраивании цепочки взаимодействия эксперты-бизнес-государство. Такие сообщества смогут оценить перспективность той или иной идеи, помочь превратить её в бизнес-предложение. Сообщества могли бы осуществлять и сертификацию проектов: речь идет об экспертном заключении, подтверждающем его стоимость, бизнес-перспективу. Такие заключения от экспертного сообщества должны стать ключом для привлечения инвестиций.

Государство со своей стороны могло бы предоставлять гарантии банкам, финансирующим креативные проекты под залог интеллектуальных прав. Такой залог является одним из самых высокорисковых на рынке, и если бы государство могло брать эти риски на себя, это позволило бы увеличить число и доступность кредитов. Второе место среди востребованных инструментов привлечения инвестиций, согласно проведенному на базе Федерации креативных индустрий исследованию, занимают гранты. Но, пожалуй, даже более эффективной мерой были бы не гранты, а участие государства в инвестировании креативных проектов совместно с бизнесом. Таким образом, государство подтверждало бы значимость проектов и снижало риски для бизнеса.

Андрей Кричевский

Возможность получения банковских кредитов под залог интеллектуальной собственности Игорь Намаконов попросил прокомментировать председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президента ассоциация IPChain Андрея Кричевского.

- Что касается выдачи банками кредитов под залог интеллектуальных прав - в нашей стране таких примеров мало. Действующие регламенты Центробанка относят интеллектуальную собственность к категории залогов низкого качества, и банки просто банально не хотят с этим связываться. Весь вопрос в оценке такого залога. Пока мы в регламентах Центробанка не узаконим оценку бизнеса методом дисконтированного денежного потока (т.е. с помощью анализа стоимости бизнеса, основанного на оценке ожидаемых доходов от оцениваемых активов – прим. IM), ситуация не изменится. Мы этот вопрос ставим, есть определенное понимание в правительстве, но с Центробанком пока трудно – там достаточно консервативно к этому подходят. Они говорят: «Show me the money», - а показать money, т.е. обосновать перспективы финансовой емкости рынков креативных индустрий и интеллектуальной собственности по состоянию на сегодня, мы пока не можем.

Илья Кретов

О том, как развивается рынок онлайн-продаж в России, ведущий дискуссии Игорь Намаконов предложил рассказать генеральному директору на глобальных развивающихся рынках компании eBay Илье Кретову.

- Компания eBay в России работает на развитие розничного онлайн-экспорта - это поштучная продажа товаров за границу. Рост рынка - сумасшедший: за последний год весь онлайн-экспорт вырос на 42%, а сам eBay вырос более чем на 50%. – сообщил Илья Кретов. - Категорией номер один на рынке e-commerce (продажи онлайн), была и остается fashion-индустрия, внутри которой есть подкатегории, которые растут по 200-300 процентов в год. И пандемия дала развитию онлайн-продаж очень хороший толчок.

Увы, российская fashion-индустрия практически не использует инструментарий, который дает e-commerce для выхода на глобальные рынки. Причем, когда я говорю даже с крупнейшими производителями одежды, вижу, что они не очень понимают, как выглядят глобальные маркетплейсы, как туда выходить, как быть там успешными. Случаев достойного выхода российских fashion-дизайнеров на eBay просто не было. Сначала я очень расстраивался, а сейчас прекрасно понимаю, почему: разрыв в подходах между торговлей с подиума и e-commerce - громадный. Да, у нас много операционки, да, здесь нужны классная визуализация, красивое описание, понятный продающий каталог, надо выстроить систему отправки и так далее.

Приведу и обратный пример. На eBay один из крупных экспортеров из России - парни, которые формально относятся к категории “автозапчасти”. Они делают пластиковые обвесы для автомобилей, превращая их, как в программе «Тачка на прокачку», в нечто неузнаваемое. Так вот у них основной бизнес, на самом деле, - дизайн и 3D-визуализация того, что они делают. Поэтому, когда смотришь на их предложение даже на листинге на площадке, думаешь: «Oh, my God! Я хочу себе такую!» Они продают картинку, по сути дела. И когда это уезжает в США, в Дубай или в Катар, где людям очень нравятся такие вещи, блоги разрываются от комментариев: «О, я тоже хочу такой русский обвес для своей тачки!»

Михаил Кожевников

О том, как деятельность компании меняется под влиянием роста креативных индустрий, и что она может предложить их представителям в сфере образования уже сейчас, ведущий спросил президента группы компаний «Просвещение» Михаила Кожевникова.

- Работая со школьниками, мы думаем о том, чему, как и зачем их учить с прицелом на то, что с ними будет через 10-20 лет, - рассказал Михаил Кожевников. - У нас сейчас в возрасте 21-28 лет не так много людей в силу того, что был демографический спад, но через 10 лет у нас будет в этом возрасте людей на 6,5-7 млн больше, а рабочих мест, которых съест искусственный интеллект, будет на 1,5-2 млн меньше. И эти миллионы людей должны будут чем-то заниматься. Значит, детям в школе нужно рассказывать, что такое креативные индустрии, показывать имеющиеся в них возможности, что подчас нужны лишь мозги, руки и гаджет - и можно войти в индустрию, можно себя там попробовать.

Сейчас мы с ВЭБ.рф и Сбером участвуем в большой государственной программе по строительству новых школ, в которых будем делать большое количество площадок для развития креативных индустрий - пока в рамках дополнительного образования. И сейчас на фоне изменения содержания образовательных стандартов будем работать с учителями и потихонечку менять основную программу с упором на формирование тех навыков, которые необходимы для развития творческого потенциала и мотивации детей двигаться в креативные индустрии. Тогда через 10-15 лет у нас появится поколение ребят, для которых естественным будет не искать рабочее место, а создать его своими мозгами, своим трудом.

Комментируя выступление Михаила Кожевникова, Александр Аузан призвал учитывать опыт коллег и поторопиться с «пробиванием» новых образовательных стандартов. Не далее как вчера, сказал он, был подписан стандарт по финансовой грамотности – а договоренность об этом с министром была достигнута 6 лет назад. “Темп изменения стандарта - это три министра” (столько их сменилось за эти годы – прим. IM), поэтому начинать надо срочно.

Дмитрий Михайлов

О том, что Россия может представить на выставке Expo 2020 Dubai с точки зрения креативных индустрий, Игорь Намаконов спросил генерального директора АНО «Национальный выставочный оператор» Дмитрия Михайлова.

- Тематика павильона - это творческий разум. Россия стремится немного сместить акцент с технологий на человека: его интеллектуальный потенциал является источником всего того, чем мы пользуемся, без творческого разума человека никакие технологии существовать не могут, - пояснил Дмитрий Михайлов. - Россию мы представим как мировой интеллектуальный креативный центр, который экспортирует идеи. Конечно, от России ждут качественную культурную программу, и наша задача - показать не только традиционную культуру, искусство, но и современный пласт творческих индустрий. Отдельно большое внимание будет уделено креативной экономике.

Кстати, талисман павильона - Фиксик, тоже продукт нашей креативной индустрии. Премьера мультфильма прошла в Дубае в этом году с большим успехом, так что продвигать российский креатив мы будем всеми возможными способами.

Андрей Кричевский попросил выступающего уточнить, будет ли представлена на Expo такая российская креативная индустрия как прикладная наука.

- Мы сейчас ведем обсуждение с представителями научного сообщества, как представить достижения России в области изучения человеческого мозга, - ответил Дмитрий Михайлов. - Возможности мозга, форма человеческого разума будет основной темой экспозиции нашего павильона на третьем этаже. Так что на достижения России в области нейрофизиологии акцент тоже будет сделан.

Об опыте и особенностях развития креативных индустрий в Казахстане рассказал главный экономист международного финансового центра «Астана» Бауржан Бектемиров. Развитию креативной экономики в стране, по его мнению, способствует создание независимых юрисдикций, работающих по принципам общего и прецедентного английского права. Создан институт интеллектуальной собственности, экспертами в котором являются британские специалисты по авторским правам.

Подвести итоги дискуссии и рассказать о том, какие положения, касающиеся развития креативных индустрий, нужно документально закрепить и транслировать государству и обществу, Игорь Намаконов попросил Александра Аузана.

- То, что сейчас все вокруг говорят про креативные индустрии - это хайп, мода. Да, ими нужно заниматься. Но если мы хотим заниматься не шумом, а делом, надо договориться, что мы понимаем под креативными индустриями, - заявил Александр Аузан. - Я не хочу сказать, что мы должны точно установить, что есть креативные индустрии. Это невозможно, у нас всё равно будут позиции, по которым наши мнения разойдутся. Но нам надо решить, что под креативной индустрией мы понимаем это и это, желательно с простыми способами коррекции. Из предложенных вариантов определения мне нравится такой: если нематериальный актив составляет больше половины - значит, это креативная индустрия. После чего надо сесть с Центробанком (а это очень непросто), с Минкультуры, Минобрнауки (а это еще труднее), с Налоговой службой и договориться о статусе креативных индустрий. И как только мы договоримся, что повар или анимационщик – такие же представители креативной индустрии, как и айтишник, давайте распространять на них те же налоговые нормы, тот же учёт, какие применяются для IT-индустрии.

Нам надо поспешить пойти по этому пути, поскольку острота конкуренции за человеческий капитал сейчас будет возрастать по экспоненте из-за того, что значительная часть границ заблокирована, а мозги мобильны. Если мы не дадим нашим людям возможность легализоваться и реализоваться здесь, то мы как страна и дальше будем платить за то, что мы как люди сделали для какой-то другой страны. Владимир Зворыкин придумал телевидение. Вы знаете, сколько телевизор дал как экономический результат по миру? 20 годовых ВВП нынешней Российской Федерации. Жорес Алфёров придумал гетероструктуру, без которой телекоммуникационная революция была бы невозможна. Что-то мне кажется, не мы стрижем эту ренту, а кто-то другой. Поэтому надо поторопиться, гонка креативных решений уже началась.

Новости партнеров

Фестиваль «ВКонтакте» перенесен

логотип фестиваля

Седьмой фестиваль VK Fest, проводимый соцсетью «ВКонтакте», перенесли из-за роста заболеваемости коронавирусом на 28–29 августа 2021 года.

Изначально фестиваль должен был проходить в парке 300-летия Петербурга, 24–25 июля 2021 года. Организаторы мероприятия признали, что не хотят «рисковать здоровьем посетителей и не добавлять стресса гостям из других городов».

– Всё происходящее – большая боль для нас как для организаторов, – признался представитель оргкомитета фестиваля Константин Сидорков. – Но мы просто не имеем права поступить иначе. Здоровье и безопасность зрителей и участников превыше всего. Мы надеемся, что посетители разделят эти принципы и поддержат нас.

InterMedia напоминает, что в прошлом году из-за локдауна фестиваль «ВКонтакте» прошел в онлайн-формате.

Фото: логотип фестиваля
Теги: перенос концерта, VK Fest, коронавирус, пандемия COVID-19
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

О первой премьере Дениса Азарова в Театре Романа Виктюка расскажут в ТАСС

22.06.2021 19:07 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой

Пресс-конференция, посвященная первой премьере художественного руководителя Дениса Азарова на сцене Театра Романа Виктюка, состоится в пресс-центре ТАСС 24 июня 2021 года. Мероприятие пройдет в онлайн-формате. О новой постановке расскажут художественный руководитель Театра Романа Виктюка, режиссер Денис Азаров, директор театра Валерий Райков, актер театра и кино Дмитрий Бозин и художник-постановщик Алексей Трегубов.

Премьера спектакля «Пир» состоится 26 и 27 июня.

Пресс-конференция пройдет в онлайн-формате. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в Facebook.

Начало в 11.00.

Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.

Евгений Сафронов и Евгений Капьев расскажут о культуре в условиях пандемии на «Радио России»

Екатерина Чичеткина/InterMedia

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов станет участником программы «Сигналы точного времени», которая выйдет в эфире «Радио России» 23 июня 2021 года в 09:00. Выпуск будет посвящен выживанию сферы культуры в условиях пандемии.

Помимо Евгения Сафронова, который расскажет о ситуации в музыкальной индустрии и результатах исследования «Культура и культурные индустрии в РФ - 2020», в программе примут участие генеральный директор издательства "Эксмо" Евгений Капьев и вице-президент Российского центра АССИТЕЖ Татьяна Боброва. Они расскажут, как повлияла пандемия на театр, книгоиздание другие индустрии.

Эксперты обсудят, чему их научил опыт существования в новых условиях, насколько эффективны онлайн-форматы и выросли ли объемы продаж цифрового контента, должно ли государство поддерживать культуру в трудные времена, и если да, то каким образом.

Радиослушатели также узнают, что необходимо для получения компенсации, когда мероприятие было отменено или приостановлено в ходе борьбы с коронавирусом, и на какие суммы в таких случаях можно рассчитывать; сколько средств необходимо для восстановления всех культурных индустрий, в первую очередь – концертной, после снятия ограничительных мер, и реально ли что-то зарабатывать на офлайн-форматах в периоды послаблений между волнами пандемии.

Спикеры объяснят, эффективны ли заблаговременная покупка билетов и донаты для поддержки любимых проектов, повысилась ли творческая активность музыкантов, артистов и писателей, и кто сумел максимально подстроиться под новые обстоятельства и заработать.

Начало эфира в 09.00.

Дополнительная информация - на официальном сайте «Радио России»

Новости партнеров

β 16+