Умерла диктор и телеведущая Светлана ЖильцоваBad Bunny, Кендрик Ламар и Леди Гага стали победителями «Грэмми»«Август» получил «Золотого орла» за лучший фильмУмерла Кэтрин О'Хара – мама Кевина из фильма «Один дома»Умер телеведущий и режиссер Александр ОлейниковКонстантин Богомолов возглавил Школу-студию МХАТ«Грешники» и «Битва за битвой» лидируют в номинациях на «Оскар»Умер основатель дома моды Valentino Валентино ГараваниЗвезды Большого театра Денис Родькин и Элеонора Севенард поженилисьЭнсел Элгорт стал отцомУмер актер и педагог Игорь ЗолотовицкийРисталище гусляров России, 65 лет полёту Юрия Гагарина и конкурс кокошников: чем удивит выставка-форум «Уникальная Россия» в Гостином дворе«Битва за битвой» и «Переходный возраст» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Звезда «Аббатства Даунтон» Мишель Докери стала мамойИтоги-2025 от «ИнтерМедиа»: Shaman, скандал с Ларисой Долиной и ведущий, который ничего не ведетУмерла актриса, секс-символ и зоозащитница Бриджит БардоКатерина Шпица ждёт ребёнкаВера Алентова умерла на похоронах Анатолия ЛобоцкогоУмерла основательница канала «Рен-ТВ» Ирена ЛесневскаяАнна Курникова и Энрике Иглесиас вновь раз стали родителями

Рецензия на фильм «Человек божий»: Непоколебимая вера и Александр Петров

постер к фильму

Оценка: 5 из 10

Греческая драма «Человек божий» была показана в рамках основного конкурса ММКФ-2021. Режиссер: Елена Попович. В ролях: Арис Серветалис, Александр Петров, Тония Сотиропулу, Микки Рурк и другие.

Нектарий Эгинский – один из почитаемых в Греции святых. Долгое время он был митрополитом при Александрийском патриархате, пока его не решили отправить на покой из-за внутрицерковных политических дрязг. Нектарий уезжает на родину, в Афины, однако его популярность в Африке как священника, умеющего слушать и понимать других, по-прежнему остается высока. Недоброжелатели митрополита чувствуют в нем опасность для себя – они боятся, что Нектарий может стать новым патриархом. Они используют все свое влияние, чтобы тот не мог жить спокойно даже на родине. Он долгое время не может попасть ни в один монастырь и ни в одну церковь, чтобы служить там. Спустя время ему дают не самую приятную работу – он получает должность директора школы. В дальнейшем он также становится духовным наставником нескольких монашек, которые пытаются восстановить заброшенный монастырь на острове. Однако мытарства Нектария не заканчиваются до самой его старости.

«Человек божий» – это греческий фильм, в котором все почему-то говорят по-английски. Это начисто разрушает всю атмосферу и аутентичность, особенно в те моменты, когда отчетливо слышен восточноевропейский акцент актеров. Почему герои не могли говорить на своем родном языке? Ответа на этот вопрос фильм не дает.

Первая половина фильма – довольно неплоха религиозная драма. Нектарий в ней – чуть ли не современный Иов, который стойко терпит удары судьбы, но не теряет при этом своей веры – ни в Бога, ни в церковь, ни в справедливость. Самое интересное здесь, пожалуй, то, что молитва в фильме показана как активное действие. Таким образом, молясь, Нектарий одновременно и становится примером терпения, и выражает однозначный протест против бесчинств, творящихся в церкви.

Однако где-то со второй половины фильм начинает производить крайне негативное впечатление – словно даже его сценарий писал совершенно другой человек. Герой перестает действовать – вместо этого он начинает много говорить, объяснять свои поступки и мотивы, морализировать и повторять одни и те же мысли по несколько раз. Для такого короткого фильма (он идет всего 109 минут) здесь начинает встречаться слишком уж много таких повторений. Про то, что любая власть, по мнению главного героя, – это рак, убивающий в человеке все хорошее. Про то, что Нектарий готов не защищать себя, поскольку за него вступится Бог, но обязан защищать своих детей, пусть даже и духовных. Про аскетизм. И так далее. Буквально одни и те же фразы повторяются так часто, что возникает ощущение, что смотришь фильм уже по второму разу.

Как только образ героя меняется, смотреть кино становится совершенно неприятно. Мораль «подставь другую щеку», которой Нектарий четко следовал изначально, перестает выглядеть для фильма актуальной. Вместо душевных терзаний главного героя, которые были наиболее интересны, начинаются скандалы вокруг монастыря, причем чудовищно приземленные, словно из «Дома 2». В целом кино словно пытается найти собственное лицо, но как только нащупывает верное направление – сразу же все теряет и разворачивается в противоположную сторону.

Павел Соломатин,InterMedia

β 16+