Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.08.2020
06.08.2020

Forbes объяснил, почему частные театры просят государство о помощи

02.07.20 14:16 Раздел: Театр и шоу Рубрика: Хроника16+
Forbes объяснил, почему частные театры просят государство о помощи

Российское издание Forbes выяснило, почему частные театры вынуждены просить системной финансовой поддержки у государства. По данным издания, это зависит от организационно-правовой формы театра.

- Частный театр может рассчитывать только на собственные силы, полученные субсидии или выигранные гранты, из которых покрываются расходы на помещение и на новые постановки, зарплаты и авторские права, утверждает исследование.

В нашей стране частные театры — заметные участники театрального процесса. Кто-то, как знаменитая «Студия Театрального искусства» Сергея Женовача, перешел под крыло государства. Кто-то, как опальный Тeатр.doc, неоднократно менял место прописки, но сохранил своего зрителя и свою актуальность после смерти основателей театра, создателей новой драмы, Михаила Угарова и Елены Греминой. Кто-то, как «Арт-партнер XXI» Леонида Робермана превратился в настоящую фабрику по производству хитов (агентству принадлежат права на «Безприданницу» и «Бориса» Дмитрия Крымова). Кто-то, как «Театр Антона Чехова», сдал обороты. Помимо художественных достижений, частный театр стал альтернативой государственной репертуарной системе.

В июне 2020 года Министерство культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей решило составить реестр негосударственных театров страны. Эта инициатива Минкультуры стала ответом на открытое письмо в адрес правительства РФ от частных организаций в сфере культуры, которое еще весной подписали представители 170 автономных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей из почти тридцати субъектов Федерации. Помимо составления перечня пострадавших организаций они просили о введении налоговых и кредитных каникул, а также об единовременных субсидиях и выплатах, решение по которым до сих пор не принято.

Театральный продюсер Евгений Худяков, руководитель «Объединения частных театров для детей», считает, что реестр поможет Минкульту сориентироваться, кому из частных театров нужно помочь в первую очередь. Пока «многие организации не могут претендовать на получение денег по уже имеющимся государственным программам из-за бюрократических проблем». Директор «Театра post» Ксения Волкова, считает, что реестр поможет частным театрам выйти из тени и прояснить положение вещей.

- В исследовательских попытках последних лет была не очень корректная выборка, - говорит она. - Справочник «Театральная Россия» не издается уже несколько лет. В Петербурге с 2011 года осуществляется ежегодная грантовая поддержка негосударственных театров, благодаря чему существует феномен «бума» петербургской независимой сцены. Это программа, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы, сложности и так далее, но было бы здорово, если бы на федеральном уровне осуществлялась системная поддержка деятельности частных театров, ориентированная именно на их нужды, а не на нужды всех социально ориентированных некоммерческих организаций в целом.

Представитель одного из социально ориентированных театральных проектов, координатор общественной организации «Круг» и фестиваля особых театров «Протеатр» Елена Попова, удивлена и порадована тем, что в вопросе «вид творческой деятельности театра» можно отметить «инклюзивный», причем не исключая других видов.

- Интересно, как будет оцениваться значимость деятельности театров, - говорит она. - Например, даже в сравнении с экспериментальными театрами инклюзивные реже участвуют в фестивалях, проводят меньше мероприятий в месяц. Вероятно, критерии их значимости лежат также и в другой плоскости, для которой мы не нашли параграфа в форме.

В любом случае без поддержки государства (неважно, будет она выражаться в помощи с арендной платой, которую никто не отменял и которую ежемесячно выплачивает большинство частных театров, так как собственных помещений для спектаклей и складирования реквизита у них нет, или в облегчении обязательств по кредитам, взятым на производство нового спектакля) частным театрам не выжить. По мнению управляющей «Площадкой 8/3», заместителя директора Театра.doc Варвары Фуфаевой, если инициатива министерства не превратится в тыкву, маленькие и независимые театры смогут остаться на плаву. Художественный руководитель, режиссер новосибирского театра «Понедельник выходной» Сергей Дроздов, подписавший обращение в Минкультуры, предлагает конкретные меры, которые помогли бы его театру, начиная от помощи в организации гастролей по региону и субсидий на конкретные проекты и заканчивая квотами на бесплатное участие артистов в творческих лабораториях и образовательных мероприятиях федерального уровня.

Несмотря на свой независимый статус, частные театры и артисты ждут системной поддержки от государства. Создана инициативная группа по внедрению базового дохода для независимых художников. Один из ее инициаторов, артист Николай Мулаков считает, что «очевидна необходимость введения базового дохода для независимых художников, который в будущем повысит качество работы и уменьшит количество финансовых манипуляций со стороны работодателей». В Минкульт направлено письмо с просьбой рассмотреть проект ежемесячного получения не работающими в государственных структурах театральными деятелями суммы, равной одному МРОТ.

Частные театры едины в своих оценках: без помощи извне они не смогут открыться осенью 2020 года. Не только потому, что играть в полупустых залах с разряженной рассадкой для них невыгодно (при заполняемости зала на 60% многие в лучшем случае «уходят в ноль»), но и потому, что у них нет средств на аренду, зарплаты и рекламу.

Полностью материал доступен на сайте Forbes.

Фото: Depositphotos.com/Fotodom
Loading...