Умер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий Назаров

Братья Запашные: «Леонид Брежнев стал последним руководителем нашей страны, который заходил в цирк»

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ЗАКРЫТЫЙ МИР ЦИРКА?

Аскольд Запашный: «Не сказал бы, что он закрытый (улыбается). Он пытается быть открытым миру. Но позиции советского цирка, который гремел на весь мир, были утеряны в 90-е годы. В стране творилось черт знает что. А цирк всегда был отражением того, что происходит у нас в стране. Есть государственность, народ, правительство и так далее. Конечно, проблемы, касающиеся государства, задевают и индустрию цирка. Другое дело, что сложились стереотипы, мешающие обывателю воспринимать цирк таким, какой он есть.

О ЗАДАЧАХ ЦИРКА

Аскольд Запашный: «Задача современных управленцев и артистов — восстановить былое могущество цирка. Ведь цирк — уникальное искусство. Он демонстрирует возможности человека и его крайности. Показывает возможности взаимодействия животного и человека. В этом мире огромное число граней. Все происходит вживую, по-настоящему. Каждому зрителю, который приходит на шоу, показывают программу эксклюзивно. В этом, наверно, главное достоинство и шарм цирка. Другие виды искусства, в том числе и кино, имеют возможность обходить острые углы: компьютерная графика, комбинированная съемка, а в цирке этого нет, поэтому он будет актуален всегда.

В ЧЕМ МАГИЯ ЦИРКОВОГО МИРА?

Эдгард Запашный: «Это совокупность элементов. Во-первых, это навсегда. Если цирковая «инфекция» попадает в человека, он остается здесь надолго. Отсюда и династийность. Есть такое выражение «рожденная в опилках» — это когда дети артистов цирка фактически рождаются на арене. И продолжают путь родителей. В цирке как никогда крепки фамильные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Воздушные гимнасты, акробаты, дрессировщики хотят, чтобы их дети продолжали их дело. Чтобы темп достижений рос.

Во-вторых, это трудоголизм. Мы работаем по многу часов беспрерывно. Я говорю, что если не любишь своих детей, отдай их в жонглеры — всю жизнь репетировать будут. Жонглер — это 8-10 часов тренировок в день. Это роботы, которые должны кидать постоянно. Чем больше кидает, тем лучше будет.

В-третьих, это справедливое вознаграждение. В цирке можно стать и знаменитым, и богатым, и стать человеком мира. Советские и российские артисты цирка могут похвастаться тем, что их знают везде. Киноискусство, как и театр, требуют перевода. А наш цирк знают везде. Вальтер Запашный посетил со своей программой 56 стран мира и был востребован везде.

МЕНЯЕТСЯ ЛИ ПУБЛИКА ВМЕСТЕ С ЦИРКОМ?

Аскольд Запашный: «Конечно. Люди, приученные к современным технологиям, уже по-другому воспринимают шоу. Все, что происходит в мировых цирках, можно найти в интернете. Конечно, хочется и на наших аренах это видеть. Мы стараемся соответствовать высокой планке. У нас можно увидеть и простые достижения, и художественные, и комбинацию, и имитацию действительности, и полет фантазии. Все это реализуется настоящими людьми и животными.

ЧАСТО ЛИ ПОСЕЩАЮТ ЦИРК ПОЛИТИКИ?

Эдгард Запашный: «К сожалению, Леонид Брежнев стал последним руководителем нашей страны, который заходил в цирк. Я не хочу проводить никаких аналогий или делать громкие заявления, но это говорит о многом. На мой взгляд, несправедливо со стороны высших эшелонов власти игнорировать целый пласт искусства».

О СУЕВЕРИЯХ ДРЕССИРОВЩИКОВ

Аскольд Запашный: «Все индивидуально. Каждый человек решает сам. Брат позиционирует себя как не суеверный, а я — спокойно отношусь к предубеждениям. Мы же не знаем, существует мистика в нашей жизни. Мне спокойнее, когда я я соблюдаю определенные ритуалы. Например, люблю надевать обувь с левой ноги. Стараюсь не возвращаться в гримерную, если ушел оттуда основательно. Прошу вернуться другого человека. Это не решающие приметы, просто я стараюсь их соблюдать. Мой папа был достаточно суеверным, многие предубеждения перешли и ко мне. Не могу сказать, что это меня спасает. Скорее, мне просто приятно повторять эти вещи.

(Егор Арефьев. «Телепрограмма», 22.04.16)

β 16+