Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

Земфира — "Земфира" *****, "Прости меня, моя любовь" *****, "Четырнадцать недель тишины" ****

21.09.10 10:09 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
Земфира — "Земфира" *****, "Прости меня, моя любовь" *****, "Четырнадцать недель тишины" ****

"Мистерия звука". Переиздание трех дисков состоялось в сентябре.
А вот еще был случай. Проснулся я утром. Вставать еще было не пора, но и уснуть обратно я не мог: мне нужно было вспомнить… Заклинило: я никак не мог оживить в памяти имя певицы, которую нашел продюсер "Мумий Тролля" Леонид Бурлаков и которая должна была стать всероссийской сенсацией. Про певицу я уже знал, но забыл ее имя. Что-то восточное… на "З"… Зульфия? Зарема? Пришлось идти в другую комнату и рыться в блокноте. Да, конечно, Земфира. Как я мог забыть?
Происходило описанное где-то в начале 1999 года, и это был, видимо, один из последних случаев, когда кто-то забыл имя Земфиры — после появления знаменитой демо-кассеты с дебютным альбомом примеры подобной амнезии стали совершенно невозможны. Земфира не стала сенсацией, она просто по-хозяйски заняла место главной певицы страны. Сейчас можно вспоминать недостаточное мастерство ее сопровождающего состава, ошибки менеджмента, снимавшего не те клипы не на те хиты, и обложку первой пластинки, которую критик Соседов сравнил с рисунком на клеенке — всЈ это закономерно померкло перед 14 песнями, как минимум 12 из которых были шедеврами. Тут можно было и вообще клипов не снимать — отсутствие планомерной раскрутки никак не повлияло на силу народной любви, например, к "Ромашкам" и "Маечкам". Не хотелось бы повторяться, описывая причины такой популярности дебютного альбома: если коротко, то в песнях Земфиры идеальным образом совпали музыкальное образование и дворовая резкость, голос и вкус, откровенность и афористичность, Пугачева, Агузарова и условная Ветлицкая. Крышесносящий коктейль, эффект от которого не выветрился до сих пор.
Переиздание трех первых альбомов Земфиры, которые давно уже кончились в магазинах, "Мистерия звука" осуществила под общей эффектной обложкой, но внутри диски полностью повторяют оригинальные издания, за единственным исключением: бонусом к "Прости меня, моя любовь" стал "Лондон". По некоторым данным, первоначально планировались некие редкие дополнения и ауттейки, но в конце концов певица решила оставить все, как было. К слову, на концертах Земфира обычно исполняет старые вещи в переработанных до неузнаваемости аранжировках — в этом же переиздании все сохранено на радость упертым фанатам-ретроградам, к которым запросто может отнести себя и автор этих строк.
Синдрома второго альбома у певицы не случилось: "Прости меня, моя любовь" вышел через год после первого, Земфира уже успела поучаствовать в большом шоу-бизнесе, но воспринимала его скорее с интересом, чем с раздражением. Ряд песен с пластинки явно был сочинен еще в период спокойного накопления материала, а не в условиях гастрольной гонки. Однако некоторое влияние атмосфера вокруг на Земфиру все же оказала: "ПММЛ" оказался жестче, резче, разнообразнее, в нем можно более четко разграничить суперхиты ("Созрела", "Хочешь", "Город", "Доказано", "П.М.М.Л.") и просто хорошие песни.
Таким образом, из "Земфиры" и "Прости меня, моя любовь" вполне можно составить классическую дилогию певицы, а вот "Четырнадцать недель тишины" в трилогию не совсем вписывается. В пластинке, выпущенной через два года после второго альбома, слишком сильно ощущается желание Земфиры сделать не то, что от нее ждут и даже требуют. Эксперименты выглядят слегка нарочитыми, но и в таком нонконформистском азарте артистка сумела выдать как минимум две песни "на века": "Главное" и "Webgirl". Да и среди остальных треков по прошествии лет можно расслышать много интересного — однако с первыми двумя дисками "Четырнадцать недель тишины" все равно не сравнится.
Что еще сказать: буклеты отпечатаны на хорошей и прекрасно пахнущей бумаге, а переиздание станет отличным подарком для тех, кто был счастлив в конце 90-х.
Алексей Мажаев, InterMedia