Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

Геннадий Авраменко - "Уходили из дома" ****

09.07.10 18:39 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
Геннадий Авраменко - "Уходили из дома" ****

"Астрель". Книга вышла в свет в апреле.
Во всех аннотациях к книге автора упорно называют колумнистом "МК-бульвара", что вызывает у Авраменко некоторое недоумение. Впрочем, спорить он особо не спорит. Более соответствующее его реальным занятиям звание "светского фотографа" на самом деле тоже представляет собой лишь верхушку айсберга. Да, он абсолютный профи глянцевых страниц, но еще большее удовольствие доставляет чтение ЖЖ Геннадия: там фотографии прекрасного качества сопровождаются не менее точными и едкими комментариями. (Да и без фото он мастер рассказывать истории.) Интеллект, чувство юмора, здравый смысл — всЈ это крайне редко гостит на страницах светских рубрик российских газет; Авраменко же обозревает пресловутую гламурную жизнь с дефицитной в прессе позиции нормального человека. Если ему, а не восторженным девочкам, мечтающим прикоснуться к псевдоэлите, осторожная редакция доверила бы ведение соответствующих рубрик — думаю, это сильно бы подняло тиражи и реноме изданий. В то же время, подозреваю, "дневники светского фотографа" рано или поздно могут стать новой книжкой — и покруче, чем "Уходили из дома".
Ну а пока Геннадий Авраменко предложил выдающийся по честности рассказ о своей прежней жизни, в которой его звали Ринго Зеленоградский, он считал себя хиппи и пытался постичь смысл существования, проводя лето на крымской горе Мангуп. Композиция "Уходили из дома" (подзаголовок "Дневник хиппи") предельно проста: это действительно дневник, скрупулезно описывающий от первого лица события, происходившие с Ринго в середине 1992-го. Он ушел из дома и поехал скитаться по стране, которая, как и 18-летний зеленоградский хиппи, отчаянно искала себя. (Но в отличие от Геннадия Авраменко, похоже, не нашла.) Из повседневных забот юного волосатика складывается пронзительный роман взросления. По сути в книге ничего особенного не происходит: Ринго ежедневно встречается с десятками разных людей, имена которых быстро и бесповоротно перепутаются в сознании читателя, решает проблемы пропитания, курит дурь, общается с девушками, попадает — в основном по юношескому пофигизму - в переделки. ВсЈ происходит вполне буднично — в деле дегероизации триады "секс, наркотики, рок-н-ролл" писателю Авраменко мало равных. Нет ни оглушительных предательств, ни сногсшибательных "любовей"; правонарушения мелки и как правило идиотичны — жизнь как она есть: даже после пережитого катарсиса надо просыпаться и убираться в своей пещере. Хиппи у Геннадия Авраменко выведены людьми вполне "лишними", но отнюдь не идеальными: декларируемую "свободу" они с удовольствием путают с асоциальностью. От большинства знакомых мне хиппи герой Геннадия отличается отсутствием какой-то упертости, какой-то болезненной гордости за свои представления об устройстве мира. Ринго добр, гибок и здравомыслящ — поэтому именно у него получилось воспеть этих инфантильных детей цветов со всеми их достоинствами и недостатками. Причем сами герои вряд ли придут в восторг от своего коллективного портрета.
Сквозь сдержанный стиль повествования местами пробивается очень сочный и остроумный язык — чрезвычайно хороши флэшбеки с накатывавшими на Ринго воспоминаниями о домангупской жизни: "косьба" автора от армии, например, описана невероятно смешно. Изящные приветы дневник хиппи порой передает из 1992 года в будущее — обратите внимание на размышления о судьбе ваучеров или соображение о том, что когда-нибудь герой, наверно, побреется налысо. И самое главное, пожалуй, для читателя — физическое ощущение того, что книгу написал хороший человек. Он даже у убитой им гадюки предварительно попросил прощения.
Алексей Мажаев, InterMedia