ОЛЕГ МИТЯЕВ — "РОМАНТИКИ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ" ***
В конце весны Олег Митяев собирается представить новую пластинку, где будет петь стихи Пушкина. Причем музыку для них напишет не сам он, а, например, Давид Тухманов. Почему я сейчас об этом вспомнил? Думается, что материал Пушкина и Тухманова в исполнении Митяева будет поинтереснее, чем новые песни Митяева в исполнении Митяева. С этой точки зрения альбом "Романтики больше не будет" представляет собой удручающее зрелище. Понятно, что у Олега Григорьевича есть свой слушатель - и довольно многочисленный, но сколько еще этот слушатель вытерпит одинаковых альбомов, в которых если что меняется, то только тексты. Предпушкинская пластинка — очередной набор типичных митяевских песен, интонаций, мелодических приемов и стихотворческих привычек. Немного развлечься во время звучания этого диска можно, если представлять новые митяевские композиции в исполнении группы "Уматурман": правда, этих поп-роковых неожиданных апологетов барда иногда и без того сложно отличить от Митяева, так что этой забавы вряд ли хватит надолго. Понятно, что мелодии у композитора давно иссякли — однако и слова, формально незнакомые, почему-то звучат так, будто обо всем этом бард уже пел: и о курортном романе, и о Москве, и об экспедициях, и о ностальгии по чему-то, и даже о маршрутке с раскладушкой. Нам давно известны и эти грустные нотки, и задумчивый прищур, и митяевская романтика, которая будет, несмотря на название альбома. Если все же заставить себя вслушаться в новые тексты, выяснится, что в паре вещей лирика автора стала горче и жестче. Это заглавный трек и композиция "Мужик" - они, в общем-то, о смерти, только вот осознать это мешает митяевская интонация. Он склонен печально подмигивать под мелодичные переборы гитары, но не вызывать катарсис. В "Мужике" исполнитель, правда, очень старается нагнать мрачного трагизма, но на всю песню этого настроения не хватает. Сюрприз ждет тех, кто дотерпит до двух последних треков — "Трубецкой" и "Слушайте грустные песни". Они как раз для автора нетипичны и выглядят как саундтреки к гусарским фильмам, которые любили снимать советские кинематографисты. Перевоплощение в царского офицера прошло для Митяева гораздо успешнее, чем поддержание маски стареющего барда-философа. Может быть, после Пушкина стоит задуматься над циклом этаких стилизаций под военные песни позапрошлого века?
Несмотря на ударную коду, я бы не сказал, что альбом "Романтики больше не будет" содержит произведения, которые войдут не то что в золотой фонд бардовской музыки, но и хотя бы в сборник величайших хитов Олега Митяева. Это убеждение закрепил просмотр DVD с видеоклипами артиста. Клипы — это, конечно, громко сказано; все они сняты на видеопленку и больше похожи на телезарисовки времен безрекламного ТВ. Там активно используются крупные планы исполнителя, пейзажи, архивная кинохроника, а также буквальная иллюстрация текстов песен. И весь этот допотопный видеоряд, как ни странно, работает, ибо есть что иллюстрировать. Среди "экранизированных" композиций Митяева — в основном действительно важные произведения: "С добрым утром, любимая", "ЖЗЛ", "Лето — это маленькая жизнь", "Мама"… После CD с невнятными новыми песнями DVD-сборник объясняет, чем же Олег Митяев заслужил народную любовь. Обратной стороной медали становится то, что с вызывающей щемящее чувство митяевской классикой новинки никакой конкуренции не выдерживают.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia