Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

16.08.2017
15.08.2017

ДИАНА АРБЕНИНА — "ДЕЗЕРТИР СНА. Я ГОВОРЮ…" ***

11.02.08 16:31 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
ДИАНА АРБЕНИНА — "ДЕЗЕРТИР СНА. Я ГОВОРЮ…" ***

"Аудиокнига". Релиз диска состоялся в феврале.
Это своеобразный устный выпуск недавно вышедшей книги стихов Дианы Арбениной "Дезертир сна" (см. МУЗЫКА от 13.11.07), выпущенный подразделением издательства "АСТ". Как ни странно, аудиодиск с пометкой "читает автор" выглядит куда более милосердным к потребителю и не предназначается, в отличие от книжки, только для фанатов "Ночных снайперов". Хотя на пластинку вошло гораздо меньше произведений, чем в бумажную версию, "Дезертир сна. Я говорю…" кажется более подготовленной работой. Томик "Дезертир сна" - развлечение для поклонников, прочим сложно: отсутствие прописных букв, часто заголовков, нагромождение непонятных чувств, рваный ритм, нервические интонации… Для аудиоварианта отобраны около трех десятков произведений, среди которых явно меньше случайных, чем в книге, представляющейся чем-то вроде скучно-монументального Полного Собрания Сочинений из тех, что пылятся на полках и никогда не используются по прямому назначению. Часть стихов исполняется без музыкального сопровождения, а в некоторых Диане подыгрывают музыканты "Ночных снайперов", поэтому местами ей трудно не сорваться в пение.
Важным достоинством альбома стали также авторские ремарки перед исполнением того или иного стихотворения. Все же поэтическое творчество г-жи Арбениной не всегда говорит само за себя — требуется глубокое погружение в историю "Ночных снайперов", чтобы понять, о чем это и к чему. На "Я говорю…" Диана ведет доверительный разговор с невидимым слушателем, выбрав настолько точную интонацию, что и не поверишь сразу, что запись сделана перед студийным микрофоном, а не на каком-нибудь творческом вечере. В эти моменты лидер "Снайперов" демонстрирует, кажется, минимальное количество актерских спецэффектов, которыми порой злоупотребляет во время исполнения своих песен (да и стихов, что слышно в некоторых треках). Арбенина не заламывает руки, не закатывает глаза, не вещает нараспев — она просто разговаривает, называет годы и обстоятельства создания текстов, вспоминает случаи, делает "пометки" по ходу, запинается, раскрываясь в эти моменты даже сильнее, чем собственно в стихах. Хотя это, конечно, кому как: может быть, некоторые ценят именно нервный пафос исполнения и абстрактность случайных рифм.
Довольно интересно решены треки, записанные с помощью инструменталистов. Фишка в том, что больше одного инструмента на стих не используется — если бас, то один бас, если клавишные, то только клавишные, если барабаны, то только барабаны. В результате звучит все очень минималистично, инструментальные намеки и полутона успокоительно оттеняют декламацию солистки — отчего и Арбенина не старается перекричать сопровождение, а по возможности подстраивается под его звучание. Кстати, можно предположить, что некоторые записанные здесь импровизационные пьесы достойны стать самостоятельными произведениями — по крайней мере кое-где (особенно в треках гитариста Ивана Иволги) есть на что наращивать аранжировочное мясо.
Сами стихи, как всегда у Арбениной, весьма неравноценны, но среди них попадаются сильные — более того, некоторые произведения уже можно считать узнаваемыми: опубликованные в книге и на диске такие вещи, как, например, "Ольга" и "Весной не умирают люди", стали своеобразными "хитами". Да и те, которые этим пока похвастаться не могут, сильно выигрывают, будучи исполненными с нормальной человеческой интонацией.
Алексей Мажаев, InterMedia