Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

АНТОН ЧЕРНИН — "НАША МУЗЫКА. ПЕРВАЯ ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО РОКА, РАССКАЗАННАЯ ИМ САМИМ"

"Амфора". Книга вышла в свет в ноябре.
Признаюсь, что программу "Летопись" на "Нашем радио" я не слушал. Может, пару раз натыкался, но быстро выключал. Формат "аудиокниг" - не для меня, да и большинство излагаемых в передаче фактов из истории русского рока были мне давно известны. Музыкальные иллюстрации тоже не вызывали особого интереса — ведь речь в "Летописи" шла в основном об альбомах, заслушанных наизусть. Тем не менее идея издать сценарии программ в книжном виде оказалась крайне продуктивной. "Нашу музыку" приятно взять в руки, а удачная форма (плотная бумага, толковая верстка, хороший шрифт, много фотографий) вполне соответствует содержанию. Книга не претендует на энциклопедичность — и хорошо. Потому что вместо сухих фактов "собрались — записались — распались" в ней есть живое дыхание и музыки, которую сейчас не пинает только ленивый, и времени, которое в силу своей переломности было крайне неоднозначным. Хотя каждая "Летопись" (сценарист Антон "Ботаник" Чернин, ведущие — Людмила Стрельцова и Андрей Куренков) была приурочена к определенному знаковому альбому русского рока, выпуски не были перенасыщены подробностями звукозаписи. Так что если вас больше интересует, где какой группе удалось украсть студийный пульт, перечитайте лучше книгу Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока" - там подобным деталям уделяется столько места, что потом остается только подивиться сверхскверному качеству записи большинства "магнитоальбомов советского рока". Вышедшая из "Летописи" "Наша музыка" - это скорее рок-аналог парфеновского "Намедни", по которому многие и будут судить о советских временах. Антон Чернин и Ко уделяют много внимания социальному контексту, в котором творили "Машина времени", "Аквариум", "Зоопарк", "Секрет", "Алиса", "Наутилус Помпилиус", Земфира, Линда, "Ленинград" и др. (в книгу вошли рассказы пока о 24 альбомах; надеемся на продолжение). Причем это одна из первых попыток как-то сформулировать и классифицировать историю совсем недавнего прошлого. И не удивляйтесь, если взгляд Чернина в чем-то не совпадает с вашими личными воспоминаниями о 90-х: в конце концов каждый может написать и издать собственную версию.
Что касается музыкальной истории, то при всей избитости темы от книги сложно оторваться благодаря исключительно правильной тональности повествования. Авторский текст чередуется с цитатами героев, но Чернин с музыкантами не перебивают друг друга, вылезая на первый план, а вносят свои мазки в общую картину. Если героя рок-н-ролла заносит, пафос сбивается ироничной авторской интонацией; если нужны конкретные дополнения к ярким, но сбивчивым воспоминаниям, Чернин тут как тут. Бережное отношение к деталям тоже является сильной стороной этой книги: из замеченных героями и автором мелочей складывается то, что можно назвать просветительской миссией издания. Знали ли вы, что означает слово "гопники", с легкой руки Майка Науменко вошедшее в русский язык? Или почему барабанщик "Кино" считает "Ассу" очень плохим фильмом, а Александр Васильев доволен годами, проведенными в армии? От энциклопедии книгу Ботаника выгодно отличает еще и то, что разные главы совсем не похожи друг на друга интонацией: какие-то читаются как детектив, другие как юмористический рассказ, третьи как историческая хроника. Это зависело и от разговорчивости (а также памятливости) музыкантов, и от их ценности для матери-истории. Скажем, из "Песен тибетских лам" Линды так и не удалось выжать почти ничего, кроме мысли о том, что качественная поп-музыка возможна: ни певица, ни ее тогдашний продюсер Макс Фадеев красноречивостью не отличились. Поэтому в данной главе гораздо больше фактуры посвящено чеченской войне, а не тибетским ламам. Зато разделы про "Секрет", "Телевизор", "Аквариум" и т.д. читаются на одном дыхании. Особенно радостно за Чижа: музыкант, взлет которого пришелся на безвременье между перестроечным роком и "рокапопсом" (в книге он назван "замыкающей фигурой всего прежнего русского рока"), наконец-то удостоился внятного рассказа о себе.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+