Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

20.08.2017
19.08.2017
18.08.2017
17.08.2017
16.08.2017

АЛЕКСАНДР ЖУРБИН - "ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА"

30.05.03 16:43 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
АЛЕКСАНДР ЖУРБИН - "ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА"

Manchester Files. Релиз диска состоялся в апреле.
CD 'Орфей и Эвридика', выпущенный звукозаписывающей компанией Manchester, представляет собой римейк пластинки, записанной на Ленинградской студии грамзаписи в 1977 году. С тех пор пластинка переиздавалась лишь однажды небольшим тиражом для советских эмигрантов в Америке.
Судя по отзывам прессы, спектакль композитора Александра Журбина и драматурга Юрия Димитрина, премьера которого состоялась в 1975 году, имел успех и в течение восьми сезонов прошел более 2.000 раз. После непродолжительной паузы режиссеры вновь вернулись к этому произведению, а в прошлом году 'Орфея' в новой постановке увидели московские зрители на фестивале, посвященном музыке Александра Журбина.
Жанр 'Орфея' определен как зонг-опера (слово 'зонг' позаимствовано из 'Трехгрошовой оперы' Бертольда Брехта). Зонги - это ансамблевые вставки, в которых дается оценка происходящего со стороны, что-то наподобие хоров в древнегреческих трагедиях. И это - то немногое, что напоминает в 'Орфее' Журбина о Древней Греции. Сюжет спектакля - о судьбе эстрадной звезды, а отнюдь не о страданиях мифологических влюбленных, разлученных смертью.
Как правило, 'Орфея и Эвридику' называют первой отечественной рок-оперой, противопоставляя ее, таким образом, бродвейскому спектаклю 'Jesus Christ Superstar'. И так же, как произведение Ллойда Уэббера на самом деле является мюзиклом с элементами рок-стилистики, 'Орфей' Журбина - советская оперетта с вкраплениями мейнстрим-джаза и наивного рока 60-х. Спустя 20 с лишним лет это достаточно очевидно, тем более что никто уже не стремится изобразить 'Орфея' провозвестником рок-революции в нашей стране. Сейчас интересны другие музыкальные детали, ранее незамеченные: изящная стилизация под пастораль ('Встречай, Эвридика'), полистилистическое 'Состязание певцов', буйство электронных тембров в 'Сцене опьянения'.
Кстати, присущей року экспрессии и драматизма произведению тоже недостает (по крайней мере, в записи). Особенно, если сравнить нарочито истеричные вопли Орфея с подлинным накалом чувств в спектакле 'Юнона' и Авось' Алексея Рыбникова, появившимся спустя всего пять лет после премьеры 'Орфея'.
На CD записан первый состав исполнителей 'Орфея' - Ирина Понаровская (Эвридика), Альберт Асадуллин (Орфей), Богдан Вивчаровский (Харон), Ольга Левицкая (Фортуна), ВИА 'Поющие гитары', вокальный ансамбль ЛГАК им. Глинки и Оркестр Малегота п/у Станислава Горковенко. И конечно, слушать этот компакт-диск на качественной аппаратуре не просто желательно, а необходимо. Иначе тонкие тембровые нюансы и яркие динамические контрасты, составляющие очарование зонг-оперы, останутся неуслышанными.
Наталья Светлакова, InterMedia