постер к сериалу

Рецензия на сериал «Водоворот»: Неоновый мрак

Оценка: 7 из 10

Премьера первых двух эпизодов сериала «Водоворот» состоялась на КиноПоиск HD 27 июня 2020 года. Режиссёр: Андрей Загидуллин. В ролях: Владимир Вдовиченков, Владислав Абашин, Аристарх Венес, Юлия Мельникова, Алёна Михайлова и другие.

Всё ещё молодой и амбициозный онлайн-кинотеатр КиноПоиск HD как-то очень ловко и в короткие сроки заручился чрезвычайно высоким зрительским спросом. Секрет успеха тут, естественно, в оригинальных проектах сервиса, выпущенных ими первой волной. Возвращение «Смешариков» в их каноничном виде моментально подкупило молодую аудиторию, а комедийный хит «Проект Анна Николаевна» пришёлся по душе взрослым зрителям. Много шума наделал абсурдистский сериал Романа Волобуева «Последний министр» и, если вернуться в прошлый год, последний фильм народного режиссёра Юрия Быкова «Завод», ставший первым проектом КиноПоиск HD, также обзавёлся множеством преданных фанатов.

И вот в июне сервис представляет свой новый оригинальный сериал, заметно отличающийся от предыдущих. Возьмём момент выхода «Водоворота» за условное начало второй волны КиноПоиск HD – той, в которой упор сделан на более узко-профильные сериалы с жанровым уклоном, не претендующие изначально на моментальную зрительскую любовь. «Водоворот» — это ярко выраженный детективный триллер на грани мистики, сюжет которого вращается вокруг серийного убийцы подростков, оккультных ритуалов и группы следователей, вынужденных каждый день сражаться со своими внутренними демонами.

Сериал Андрея Загидуллина (уже работавшего над стилистически похожим «Квестом» с Прилучным) не боится отпугнуть зрителя, выкладывая все карты на стол уже в самом первом эпизоде и складывая своеобразный пасьянс «Паук» с множеством героев, у которых свои сюжетные ответвления. Вот перед нами один из главных героев – следователь Краснов (Владимир Вдовиченков): мы в одночасье понимаем его главенствующую функцию в данной следовательской группе, хотя фактически это никак не подкрепляется. Тут же нам рассказывают о его личной трагедии: жена умирает от рака костного мозга, и на фоне всего этого он постоянно ссорится с дочкой Лерой, с которой не в силах наладить контакт. В довесок к исчерпывающему потоку информации об одном конкретном персонаже зрителю также очерчивают и его отношения с боссом.

Дальше – следователь Кирилл (кстати, непонятно, почему героя Вдовиченкова зовут по фамилии, а всех остальных по именам), его играет постоянный актёр Юрия Быкова Владислав Абашин. Кирилл, конечно, по первым эпизодам раскрыт не так исчерпывающе как Краснов, однако мы уже можем проследить его архетип – молчаливый коренастый следователь с какими-то психологическими расстройствами в прошлом (как мы видим из его коллекции книг), либо же просто он отвечает в группе за психологический подход к расследованию дел. Об этом станет понятно по ходу сериала, так же как и то, кто именно – Кирилл или Краснов – больше списан с британского Лютера.

Однако прообраз третьего следователя не вызывает сомнений. Марк (Аристарх Венес) — заметно выделяется из привычного образа представителя правопорядка. Его мотоциклетная куртка, сальные волосы, наркоманское прошлое и сомнительные связи в подпольном мире (да и весь внешний вид в целом) любителям криминально-детективных сериалов напомнит о классике жанра – «Убийстве», причём именно американском ремейке скандинавского оригинала. Сходство Марка с детективом Холдером (эта роль открыла миру Юэля Киннамана) фотографическое, однако это не мешает разглядеть в герое на данный момент самого интересного и непредсказуемого персонажа «Водоворота».

За первый эпизод нам умудряются рассказать практически всю «наркоманскую» предысторию Марка, демонстрируют его отношения с девушкой по прозвищу «Муха» (Алёна Михайлова), которой в сериале, очевидно, также отведена важная роль, ибо нам неспроста акцентируют внимание на её проблемах в семье с отчимом-абьюзером. Кроме того, нам показывают дочку Краснова, Леру, затем хакера, который помогает Марку, а ещё первого подозреваемого в исполнении Ивана Макаревича. И при всём этом обильном и настойчивом введении персонажей в историю (да-да, всё ещё первый эпизод) ускользает одна маленькая, но крайне важная деталь, о которой создатели сериала неумело и как бы случайно напоминают в следующей серии.

Следовательская группа состоит из четырёх человек! Четырёх, а не трёх. Четвёртым членом команды и по идее одним из главных персонажей «Водоворота» является Марина (Юлия Мельникова), которая на пару минут появляется в первом эпизоде, а во втором примерно с таким же экранным временем хоть кое-как пытается обратить на себя внимания с фразой: «Я сама могу за себя решить». Однако создатели сериала феминистического настроя героини явно не разделяют, предпочитая задвинуть Марину куда-то на третий план, лишая её даже самой базисной характеристики, отличавшей бы персонажа от офисной мебели. Будем надеяться, что по ходу «Водоворота» это недоразумение исправится, однако оплошность сценариста уже сейчас на лицо – из четырёх равноправных героев он решил уделить меньше всего времени и внимания единственному их них персонажу женского пола… В 2020-м это роковая ошибка.

Чтобы сценарий Андрея Стемпковского окончательно не превращать в грушу для битья, поговорим о режиссуре сериала. Загидуллин уж точно знает, что такое стиль, и, вероятно, является большим поклонником Николаса Виндинга Рёфна, причём речь тут не про банальную параллель «о, неон – значит Рёфн» (а неона в «Водовороте» действительно много), а скорее про художественную подачу истории, схожую с рёфновской трилогией «Дилер». Камера Владимира Башты постоянно в движении, будто бы вторя названию сериала, закручивает зрителя в события и тащит прямиком в самый мрак ночной, враждебной, андеграундной Москвы, где даже заброшенные коллекторы и ритуальные убийства смотрятся органично.

Тандем режиссёра и оператора прекрасно справляется с демонстрацией поистине дорогой, сочной картинки, выделяющей «Водоворот» из тематически схожих сериалов с НТВ. Даже когда история отталкивает зрителя отклонением в сторону лишних сюжетных линий или попросту перегрузкой событий, из-за прекрасной работы над визуальной стороной проекта от «Водоворота» невозможно оторваться. Загидуллин всячески разбавляет повествование монтажными приёмами – ускорения, перемотки, слоу-мо, искусственный переход в широкоугольный формат, да и классический монтаж тут не вызывает нареканий – вы только посмотрите, как безукоризненно смонтирован начальный эпизод спецоперации, словно сцена из «Убийцы» Вильнёва.

Несмотря на старательную, настойчивую вводную часть с обилием персонажей и их проблем (среди которых актуальных, смелых или хотя бы по-новому переосмысленных, увы, нет), содержательная часть сериала всё же сильно проигрывает эстетической. «Водоворот» — это многообещающий, способный удивить в последующих эпизодах отечественный опыт в стильное залихватское жанровое кино с галереей харизматичных персонажей и тянущей за собой в бездну интригой. По завершении сериала у «Водоворота» есть все шансы стать лучшим проектом КиноПоиск HD, ибо его потенциал даже на первых эпизодах игнорировать невозможно. Но вот сможет ли Андрей Загидуллин со своей командой раскрыть этот потенциал правильно – поглядим ближе к финальной серии.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости