Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

Театр Стаса Намина одержал новую «Победу над Солнцем»

14.09.2023 14:01 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
пресс-служба Театра Стаса Намина

Показ футуристической оперы Театра Стаса Намина «Победа над Солнцем» состоялся в Лужниках в ходе Московского урбанистического форума 1 сентября 2023 года. Опера была придумана 110 лет назад Алексеем Кручёных, Михаилом Матюшиным, Казимиром Малевичем и Велимиром Хлебниковым.

— Должно было пройти достаточно много времени, чтобы общество осознало значимость этого спектакля и перестало видеть в нем исключительно «пощечину общественному вкусу» и желание сбросить классику с парохода современности. Только с 1980-х годов, с возросшим интересом к русскому авангарду, появились первые робкие попытки воспроизвести текст Велимира Хлебникова и Алексея Кручёных, трудно воспринимаемых без определенной подготовки. Иногда для оценки нужно даже не сто лет, а более. Далеко не все оказываются понятыми и признанными при жизни, — рассказал агентству InterMedia художественный руководитель театра Стас Намин.

Именно в «Победе над Солнцем» впервые появился знаковый для супрематизма и авангарда «Черный квадрат» Казимира Малевича. Картина была задником к декорациям, что, в том числе, сохранили в спектакле театра Стаса Намина.

— То было их гениальное предвидение трагедии начинающегося века. Но так же как и сам Малевич в конце жизни возвратился из супрематизма в романтику импрессионизма, так и свержение с пьедесталов всей существующей классики по сути есть не отрицание ее, а необходимый фундамент для провозглашения нового, революционного взгляда на искусство, — убежден композитор, вице-президент Авторского совета РАО Стас Намин.

Если считать, что черный цвет является поглощением всех спектров, то «квадрат» можно рассматривать как наслоение множества культурных эпох, он лишь на первый взгляд кажется человеку чисто черным.

— Черный квадрат — одна из вершин искусства XX века. Это кажется, что просто создать нечто подобное: нарисовать квадрат и закрасить черной краской. Но как сделать так, чтобы простая по форме геометрическая структура стала отражением сложной личности автора. По сути, в квадрате зашита душа самого Казимира Малевича, — отмечает артист театра Стаса Намина Владимир Филиппов.

Именно поэтому сегодня так интересно пытаться разгадать один из самых противоречивых спектаклей прошлого столетия.

— Современному человеку хочется смотреть на искусство и пытаться вычленить не только фантазию автора, но и считать личный код и тот смысл, который он открывает лично для тебя, зрителя, сидящего в зале и внимательно наблюдающего за происходящим на сцене. Именно на эти шифры и символы откликается сегодня нутро человеческое, — считает Владимир Филиппов.

Если говорить о музыкальной составляющей, то, к сожалению, первоначальная партитура, написанная Михаилом Матюшиным, практически не сохранилась. До нас дошли только некоторые страницы. Музыкальный руководитель театра Александр Слизунов переложил сохранившиеся фрагменты, создав единую композицию. И если Владимир Маяковский задавался вопросом, можно ли передать музыку посредством самых «неподходящих» предметов и сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб, то в произведении Матюшина можно расслышать и скрежет расстроенного рояля, и шум гудящего мотора, и грохочущий отбойный молоток, и прочие звуки, в реальности далекие от какой бы то ни было гармонии. Однако в сочетании со сценографией, хореографией и визуальным рядом эти звуки выстраиваются в музыкальный ряд, в котором ощущается движение времени, сдвиг тектонических плит и вращающееся колесо истории.

- Сегодня, когда мир меняется с большой скоростью, а технологии способны творить настоящие чудеса, произведение футуристов обретает новый подтекст. Мы вновь задаемся вопросом, не сбросит ли уже искусственный интеллект с парохода современности привычных творцов и не появится ли вскоре источник энергии, способный тягаться с силой солнца, - говорят авторы проекта. - А пока остается желать, чтобы свет проступил сквозь темный квадрат, а «Победа над Солнцем» одерживалась только на сцене.

Публика, собравшаяся в Лужниках, определенно приняла спектакль куда радушнее, чем это было с его прообразом.

Умерла патриарх Театра Сатиры Зоя Зелинская

Илья Золкин

Актриса Зоя Зелинская скончалась 29 апреля 2024 года в возрасте 94 лет. О ее смерти сообщатся на сайте Театра Сатиры, где она служила без малого 70 лет.

Зоя Зелинская (девичья фамилии Ющук) родилась в Москве 8 декабря 1929 года. В 1954-м окончила ГИТИС, факультет актёров музыкальных театров (курс Андрея Гончарова), и была принята в труппу Театра Сатиры. Более всего известна по роли пани Терезы в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев», режиссёром которой был её первый муж Георгий Васильевич Зелинский.

В Театре Сатиры играла в спектаклях «Грустно, но смешно», «Как пришить старушку», «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф», «Дамоклов меч», «А был ли Иван Иванович?», «Трехгрошовая опера», «Дом, где разбиваются сердца», «Самоубийца», «Идеальный муж», «Будем знакомы», «Где мы?!..» и других.

Зелинская много снималась и в кино, дебютировав как эпизодическая актриса в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова в 1956 году. В числе других ее работ – «Мужчины и женщины», «Предсказание», «Пчёлка», «На углу, у Патриарших», «Тесты для настоящих мужчин», «Досье детектива Дубровского» и др.

По данным СМИ, похороны состоятся 1 мая на Троекуровском кладбище.

Фото: Илья Золкин
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Театр сатиры отметит День Победы с «Синим платочком»

28.04.2024 14:40 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Спектакль-концерт «Синий платочек», посвященный Дню Победы и Театру Сатиры во время Великой Отечественной войны, будет поставлен на Основной сцене Театра Сатиры 9 мая 2024 года. В основу спектакля легла пьеса Григория Горина «Прощай, конферансье!» в постановке Андрея Миронова, которой в этом году исполняется 40 лет, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра. Режиссером стал артист Театра Сатиры Антон Буглак.

- Каждый год наш театр выпускает спектакли к 9 мая, - говорит режиссер. - «Синий платочек» создан несколько лет назад на основе пьесы Григория Горина «Прощай, конферансье!» в постановке Андрея Миронова. Но мы развиваем сюжетную линию. Мы скрупулезно собирали сведения из дневников, книг и личных воспоминаний наших артистов. И в результате появился спектакль-концерт, спектакль-исследование «Синий платочек».

В постановке переплетены три линии: тех, кто родился и жил во время войны, тех, кто родился после и рассказывает от первого лица об артистах старшего поколения, с которыми посчастливилось работать на сцене, а также линия молодых артистов, которые из современности смотрят на трагические события прошлого.

- Мне кажется, в самом названии таится светлая печаль, - говорил о постановке «Прощай, конферансье!» Андрей Миронов. - В силу законов жизни уходят безвозвратно поколения людей. Приходят другие. Принято считать, что они лучше нас. Наверное, так. Но они – другие. Поэтому ушедшим мы говорим «Прощай!» А все хорошее, доброе, светлое, что они оставили нам, хочется сохранить и передать идущим на смену…

Вместе с мемуарами и воспоминаниями, концертные номера будут также документальными – именно с ними под песни Руслановой, Шульженко, Утесова, Бернеса выступали артисты Театра Сатиры на передовых. Зрители увидят декорации заслуженного художника РФ Валентина Шихарева, танцы в постановке главного балетмейстера Театра Сатиры Сергея Землянского, живой оркестр Театра Сатиры и 40 человек артистов на сцене.

- Большая страница истории страны – это также большая история Театра Сатиры, который в прямом смысле сражался за победу: с оружием в руках на передовой, на линии фронта с песнями, в эвакуации с премьерами военных спектаклей-обозрений, - говорит художественный руководитель театра Сергей Газаров. - «Синий платочек» - это не просто оммаж артистам нашего театра, это документальная повесть о времени и о мужестве людей. О том, что искусство дает надежду и веру в победу, побеждая смерть.

В спектакле «Синий платочек» примут участие Наталия Защипина, Вероника Агапова, Моряна Анттонен-Шестакова, Юрий Васильев, Александр Воеводин, Алина Воскресенская, Майя Горбань, Юрий Горин, Максим Демченко, Мария Железнова, Наталья Защипина, Андрей Зенин, Марина Ильина, Наталья Карпунина, Роман Керн, Денис Кириллов, Арина Кирсанова, Любовь Козий, Нина Корниенко, Анастасия Кузнецова, Ольга Кузнецова, Игорь Лагутин, Инна Лясковец, Илья Малаков, Никита Манилов, Марина Маняхина, Артём Минин, Карина Муса, Влад Окропиридзе, Мария Протасова, Виктор Рухманов, Светлана Рябова, Артемий Соколов-Савостьянов, Наталья Селезнёва, Ольга Суркова, Татьяна Титова, Тимур Тихомиров, Григорий Трапезников, Надежда Филиппова, Сергей Чурбаков, Алена Яковлева и др.

Ранее Театр Сатиры прокомментировал слухи о том, что якобы был отменен вечер памяти Александра Ширвиндта. В театре разъяснили, что нам самом деле был отменен назначенный на 3 апреля 2024 года спектакль «Где мы?», в котором был задействован актер. Что касается вечера памяти Александра Ширвиндта, то он будет приурочен к его дню рождения, отмечаемому 19 июля.

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: День Победы, Театр Сатиры, анонс спектакля, Синий платочек

Наталия Касаткина, Тамара Синявская и Людмила Максакова получили почётные «Золотые маски»

28.04.2024 12:08 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Илья Золкин

30-я торжественная церемония вручения специальных премий «Золотая маска» в номинации «За вклад в развитие театрального искусства» состоялась 27 апреля 2024 года в Бетховеновском зале Большого театра.

Лауреатами этого года стали 11 человек, в их числе певица и педагог Тамара Синявская, актриса Театра Вахтангова Людмила Максакова, артист балета, хореограф и педагог Вячеслав Гордеев, а также балерина, хореограф и руководитель Государственного академического театра классического балета Н.Касаткиной и В.Василёва Наталия Касаткина, скончавшаяся 14 марта в возрасте 89 лет. Награду получил ее сын Иван, временно исполняющий обязанности художественного руководителя театра, созданного его родителями.

β 16+