Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

Виктор Дробыш, Доминик Джокер, Бари Алибасов, Эдгард Запашный обсудили законопроекты о зрелищной индустрии в Торгово-промышленной палате

10.05.16 14:00 Раздел: Музыка Рубрика: Хроника
Виктор Дробыш, Доминик Джокер, Бари Алибасов, Эдгард Запашный обсудили законопроекты о зрелищной индустрии в Торгово-промышленной палате

Круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития массовой культуры как неотъемлемого фактора социального и экономического развития страны» прошел в Торгово-промышленной палате РФ в рамках IX Международного форума «Интеллектуальная собственность - XXI век». Организаторами мероприятия выступили Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по интеллектуальной собственности и Первое музыкальное издательство.

В Торгово-промышленной палате собрался представительный состав деятелей культуры из самых разных отраслей культурного предпринимательства, что обусловило весьма широкий круг обсуждаемых вопросов - у каждого из присутствовавших было что сказать по столь животрепещущей теме. Однако наибольшее внимание выступающие уделили грядущему регулированию зрелищной отрасли, предполагаемое сразу двумя нашумевшими законопроектами, рассматриваемыми в настоящее время в Государственной думе РФ: “О единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о проводимых зрелищных мероприятиях”и “Об основах предпринимательской деятельности организаторов зрелищных мероприятий в Российской Федерации”.

Открыл дискуссию генеральный директор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов, ознакомивший собравшихся с состоянием массовой культуры в России. По его словам, сейчас доля РФ в мировой массовой культуре крайне невелика, в то время как США по основным секторам индустрии контролируют более половины мирового оборота, и за последнее время лишь упрочили свое влияние. Связано это с тем, что кризисы последних лет ударили в первую очередь по менее защищенным национальным культурам, которым все сложнее противостоять американской культуре, имеющей значительный запас прочности (противостоять пока удается только Китаю, чья киноиндустрия, к примеру, показывает феноменальные темпы роста). Г-н Сафронов отметил тревожность потери российской музыкой и кино отечественной аудитории - это, к сожалению, закономерно и неизбежно в нынешней ситуации, и связано это, по мнению главы InterMedia, с недооценкой государством важности массовой развлекательной культуры:

- Напомню знаменитую цитату Ленина: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Полностью её обычно не произносят - как-то неловко - а зря, ведь с тех времен изменилось многое, но не настолько, чтобы к ней сейчас не прислушиваться. Владимир Ильич произносил эту фразу во времена, когда не существовало концертной отрасли и массового кино, не было массового радио, не говоря о телевидении. Прошло несколько десятилетий, эфирные среды начали осваиваться, список секторов массовых искусств расширился, значение их возросло многократно - и уже в 30-е годы этот процесс стал напоминать гонку культурных вооружений. СССР тогда в этой гонке был одним из первых игроков, однако условным лидером в этой гонке был не СССР, и даже не США - достаточно вспомнить, что регулярное эфирное телевидение и даже бытовые магнитофоны появились не где-нибудь, а в гитлеровской Германии. И это только свидетельствует о том, что массовая культура может быть эффективно использована - и используется постоянно - в самых разных целях.

Разумное регулирование отрасли – насущная необходимость для повышения её эффективности и влияния.

Одна из главных проблем – это отсутствие хотя бы сколь-нибудь достоверной информации об отрасли. Сейчас этого просто нет. Мы не понимаем ни количества концертов, ни точного количества билетов, ни официального оборота. Очень много уходит в черные, серые схемы, наше агентство изучает отрасль четверть века и постоянно сталкивается с этим. Все это сложно организовать, и один из этих законопроектов предполагает, что в этом деле будет наведен порядок. Введение Единой федеральной системы если и не решит проблему сразу, то по крайней мере обозначит верное направление ее решения.

Принципиальная проблема – вариабельность использованной терминологии. Она даже не дает возможности обрисовать область применения тех или иных законодательных актов, не говоря уже о выработке единых принципов учета и отчетности. Наша зрелищная индустрия формировалась в реалиях СССР, и это до сих пор очень заметно. Практически все термины заимствованы из советского законодательства и давно уже потеряли свой практический смысл, поэтому попытки законодательно отделить концерт от шоу, цирковую отрасль от концертной, серьёзную музыку от популярной не только невозможны, но и просто вредны, запутывая и затягивая процесс развития нашей массовой культуры.

Генеральный директор Первого музыкального издательства Максим Дмитриев согласился с Евгением Сафроновым, заявив:

- Мы стараемся монетизировать тот самый массовый зрелищный продукт и донести его до наших клиентов, для которых мы, собственно, и работаем. И то количество денег, которые зарабатывает индустрия в России, чрезвычайно мало по сравнению с тем, что происходит за рубежом. Конечно, расстраивает то, что авторско-правовая организация, скажем, в Польше, собирает денег больше, чем это происходит в России.

Конечно, принимаются антипиратские законы, призванные исправить ситуацию, в частности, в Интернете, но они идут со скрипом, - какой смысл бегать с дубиной за каким-нибудь сервисом, который находится на Сейшельских островах или еще где-нибудь. Ну заблокируют его, а он будет продолжать то же самое.

Первое музыкальное издательство создавалось как организация для коллективного управления авторскими правами. Мы являемся владельцами прав, пытаемся реализовать эти права на рынке различными способами, в том числе и путем сбора вознаграждения с зрелищных мероприятий. Мы делаем это самостоятельно, либо привлекая агентов - организации по коллективному управлению правами. Раньше таким агентом для нас было Российское авторское общество, однако теперь мы приняли решение отказаться от работы с этой организацией. Можно констатировать, что на сегодняшний момент всего лишь процентов 10-15 вознаграждения, причитающегося авторам в этой области, на самом деле собираются. Это происходит в первую очередь потому, что этот рынок зрелищных мероприятий слабо контролируется.

И даже когда РАО удавалось собрать какую то сумму вознаграждения, то, в силу внутренней бюрократизированности и заволокиченности работы РАО, авторы получали деньги достаточно поздно, сроки доходят до полутора лет и больше. К тому же авторы были лишены возможности достоверно оценить, сколько продано билетов и на какую сумму, с которой они должны получать свой процент авторского вознаграждения. Они в этом случае должны доверять той информации, которую ему дает РАО или концертная площадка - или не дает. Мы пытались даже с таких огромных центральных площадок, как Государственный Кремлевский дворец, спорткомплекс «Олимпийский» запрашивать подробную информацию по стоимости билетов, по количеству проданных билетов – никогда мы не могли получить достоверную информацию и рассчитать то вознаграждение, которое было бы справедливым.

Система, которая работает сейчас, она не то что несовершенна - она просто никакая. В обществе сложился устойчивый тренд - мы очень уважаем артистов и промоутеров, но часто забываем о том, что если не будет автора - творца, не будет человека, который создаст тот самый контент, который можно завтра продавать, - не будет ничего.

Поэтому я считаю правильными предложения о введении единой системы, которая могла бы давать прозрачную информацию о количестве реализованных билетов, об условиях их реализации, стоимости и так далее, чтоб позволить в первую очередь защитить интересы авторов.

Виктор Дробыш и Максим Дмитриев

Продюсер Виктор Дробыш также высказался за введение в эксплуатацию единой системы учета зрелищных мероприятий, которая поможет установить экономическую прозрачность в концертном бизнесе. Г-н Дробыш заявил о несоответствии количества зрителей и получаемых артистами гонораров, заметив:

- Даже если ты считаешь, что что-то не так, очень трудно это доказать. Я знаю размышления своих коллег, которые приблизительно понимают, как артисты выступают и сколько они при этом зарабатывают - все понимают, что сейчас математика странная. Поэтому единая система как раз будет гарантией того, что человек всегда может проверить, сколько всего на самом деле он заработал. Будем писать хорошие песни, будем зарабатывать больше, плохие – меньше.

Артист и продюсер Александр Бреславский (Доминик Джокер) высказался о происходящем кратко:

- Закон о единой системе важен. Он дает правильную картину в территориальном плане. Каким образом прошли концерты, где лучше собираются, где хуже люди собираются на концерты, что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Во-вторых, он дает мне возможность противостоять монополизирования рынка афишных концертов, что сейчас и происходит. При этом, конечно, надо серьезно разграничить и систематизировать получение информации различными органами и группами людей - чтобы не давать необоснованные конкурентные преимущества и поводы для дискредитации. Есть очень много тонких моментов, о которых я призываю не забывать и проработать очень тщательно.

Генеральный директор ассоциации «Союзконцерт» Андрей Матвеев представил законопроект “Об основах предпринимательской деятельности организаторов зрелищных мероприятий в Российской Федерации” и призвал задуматься об интересах промоутеров и организаторов мероприятий.

- Не умаляя значение артиста, все же надо помнить, что главным генератором финансов и ответственным за риски является промоутер, то есть организатор. Довольно странно, что закон о Единой системе сведений о зрелищных мероприятий сейчас готовится без какого-либо участия самих организаторов мероприятий. При обсуждении нашего законопроекта нас больше всего поразила не реакция организаторов (сейчас в Ассоциации «Союзконцерт» около сорока больших и средних организаторов концертов, и мы обсуждаем эти вопросы уже более полугода), а артистов, работающих в отрасли. Всякие разговоры про монополизацию возникают только из-за того, что люди просто не совсем понимают, о чем в законе идет речь.

Об авторских сборах: надо понимать, что последние 2-3 года ритейл сильно падает, вместе с этим падает и посещение концертов, и те сборы, которые были лет 5 назад, уже являются абсолютной фантастикой, - рынок промоутеров находится в нелегком финансовом состоянии. Все мы должны понимать, что правила игры много лет назад были написаны, как бы это крамольно ни звучало, исходя из полной туманности отрасли. Те самые 5% авторских были прописаны с учетом того, что проверить это достаточно тяжело. Эта цифра для сегодняшнего дня огромна - при нынешней себестоимости мероприятия рентабельность его проведения находится в районе нуля, в лучшем случае - с небольшим плюсом, и эти 5% настолько существенны для организаторов, что легко могут превратить окупаемое мероприятие в убыточное.

Один из важных вопросов в нашей непростой ситуации – участие организаторов массовых мероприятий в государственных закупках. От того, что происходит там, при глубоком изучении волосы дыбом встают. Почти в каждом лоте, связанном с мероприятиями, проходящими по 44-ФЗ, есть нарушения этого закона, которые направлены на то, чтобы карманное агентство чиновника отработало это мероприятие за казенные деньги - и это в то время, когда коммерческие концерты, которые мы проводим в различных городах, нередко приносят организаторам одни убытки. Наведение порядка в этой сфере приведет, несомненно, к ускорению развития отрасли, и здесь я считаю, что наилучший результат в плане обеспечения прозрачности рынка обеспечат именно два эти закона в связке - о саморегулировании и единой системе сведений.

Павел Катков и Андрей Матвеев

Свое мнение о билетном законопроекте высказал Павел Катков, старший партнер юридической фирмы «Катков и партнеры».

- Парламентский процесс – не быстрый, поэтому у нас есть сейчас возможность обсудить законопроект, проводя такие общественные слушания - это уже третьи слушания. Суть законопроекта сводится к следующему. Первое – это регулирование рынка, некоторое упорядочение. А второе – в некоторой степени – либерализация, облегчающая жизнь бухгалтерских служб, соответствующих игроков на этом же рынке. Законопроект исходит из того, что эта система учета будет единой, федеральной, у нее будет единый центр, единый оператор, и таким образом оператор будет иметь у себя и обрабатывать информацию о каждом проданном билете страны.

Вторая важная роль будущего закона - государственная, обеспечивающая большую прозрачность, потому что именно государство собирает налоги, отслеживает финансовые потоки. Государству интересен вывод отрасли из черной или серой зоны в белую.

Второй важный пакет возможных поправок – это отсутствие в самом тексте проекта тех дефиниций, которые есть в пояснительной записке, и это, несомненно, будет сделано. Поправку к налоговому кодексу мы тоже пока не видим, а она должна быть дописана. Очевидно, это уже будет сделано после летних каникул.

Особенно острую тему на Круглом столе затронул генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный, посетовав на довольно странное отношение к отрасли со стороны государственных органов:

- Озабоченность есть, и весьма серьезная. Закон о единой системе сведений, конечно, необходим - порядок в отрасли надо навести, иначе получается, что Монтсеррат Кабалье в Испании несправедливо сидит? А если она сидит справедливо, то у нас пересажать можно куда больше. А это говорит о чем? – о том, что там действительно следят, регулируют отрасль. У нас же все сейчас пущено на самотек, потому я уверен в том, что эту инициативу должно поддержать МВД, ФСБ, МЧС, дабы не повторились те ситуации, которые были в «Хромой лошади», когда просто набивали людей в зал, как килек, а ещё ведь была давка на концерте Земфиры, на концерте Майкла Джексона подобное происходило - я сам там был. Даже эти органы не получают достоверной информации – сколько людей пришло, ушло, и вообще, легально они здесь или нет. Эти цифры должны быть прозрачными и понятными.

Вопрос учета важен, но я хотел бы поднять вопрос и о том, что мы все, и, в частности, Большой московский цирк - совершенно не защищены на международной арене. Канадский Cirque du Soleil имеет миллиардные обороты и является лицом страны. Они поднимают флаги по всему миру, им помогает государство - а мы этим не занимаемся. Почему? А нам никто не помогает, мы только сочувствуем друг другу – что ж у нас гастрольные графики такие плохие. Почему Газпром поддерживает зарубежные футбольные команды? А почему бы не вложить эти безумные деньги в концертный тур Филиппа Киркорова, в Большой московский цирк, в Цирк Никулина? И Газпром блистал бы везде на афишах, и что-то русское мы начали бы вывозить.

Вице-президент Cirque du Soleil недавно объявил, что они начинают в Москве строить стационарный цирк - я даже прецедента такого не могу себе вообразить в мире. Кому в Канаде могут позволить построить филиал Большого театра? Да никто нас туда не пустит, потому что они будут защищать свой рынок руками и ногами. Я считаю, что такие прецеденты недопустимы, они пагубно влияют на цирковую индустрию. Если государство будет позволять такие вещи, то от нашего, от русского не останется ничего. В этом году мы провели обширные гастроли, но есть ряд стран, где мы просто не можем полноценно гастролировать, например, Германия, Италия, Франция, и не только потому, что у них свои сильные внутренние цирковые традиции. Они финансово создают такие условия, чтобы русский цирк туда не пришел. А вот при серьезной поддержке нашего государства мы можем там появиться и закрепиться. И я считаю, что каждая отрасль должна так работать, и государство обязано оказывать продуманную поддержку своим массовым искусствам не только внутри страны, но и за её пределами.

Главный эксперт Союза концертных организаций России, профессор Евгений Дуков поднял вопрос о мизерном количестве оборудованных под проведение массовых зрелищных мероприятий площадок, а также современных технологиях в билетной сфере.

- У нас в стране катастрофически не хватает нормально оборудованных концертных залов, больших и малых. То, где мы выступаем, это приспособленные помещения, но они не могут быть сертифицированы как концертные залы, в отличие от кино. Есть огромная проблема и с распространением билетов через интернет - нужно понять, какую форму билеты будут иметь в ближайшем будущем. Если участники рынка не найдут общего языка, они все же будут уходить от ответственности, скрывать данные друг от друга. Нужно нарабатывать общий язык – так как это сделали директора государственных концертных организаций в свое время, и с этой точки зрения законопроект о единой системе учета важен и полезен, но очень многое в этом документе стоит переосмыслить - ведь по его формулировкам объектом применения этого документа может быть все, что угодно, и это будет мешать его применять.

Дмитрий Утяшев (слева)

Тему зрелищных билетов продолжил генеральный директор билетного агентства «Концерт.ру» Дмитрий Утяшев.

- Отрасль сильно тормозит отношение к билету как бланку строгой отчетности, и нас это, конечно, не устраивает. Ежегодный рост продажи билетов через интернет составляет 100%, доля электронных билетов по многим мероприятиям доходит до 70-80%. Никто из присутствующих в зале не знает, какую форму через 10-15 лет приобретет билет. Это может быть обычный, электронный, sms-сообщение, некая метка – что угодно - и с этой точки зрения законодательство и бухгалтерский учет должны быть достаточно гибкими, чтобы выполнять свои задачи, не препятствуя технологическому прогрессу в отрасли.

Были различные предложения по поводу билетов - например, единая билетная система. Меня в этом смутило то, что предполагается появление билетного оператора - и что же - все другие билетные компании прекращают существование? Это как-то странно. А вот законопроект о Единой системе сведений о зрелищных мероприятиях не дает никаких конкурентных преимуществ той или иной компании - организатор сам вправе выбирать билетную компанию, с которой он работал, продолжает и будет работать. Ту форму работы, какая ему нравится - будь то промежуточные платежи, авансовые платежи и т.д.. Ещё один большой плюс - нет монополизации рынка, количество билетных компаний не уменьшается, их может быть и больше.

Поэт, доктор экономических наук Дмитрий Дарин поддержал идею «билетного законопроекта»:

- Сама идея такого реестра – мне, как координатору фестивального движения русского мира «Осиянная Русь», - близка в том плане, что такая регистрация поможет государству наводить порядок как на федеральном, так и на региональном уровне, и кроме того, поможет серьезным организатором мероприятий в чем-то даже и в рекламном плане. Если форма взаимодействия будет серьезной, не очень забюрократизированной, я думаю, что все ответственные организаторы будут «за».

Профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского федерального университета Роза Ситдикова затронула тему ценовой политики:

- Вопрос стоит еще и о доступности массовой культуры. К нам в регион приезжают с концертами известные исполнители, и билет на концерт стоит 4-5 тысяч рублей. В среднем зарплата по региону – 25 тысяч рублей. Значит, люди не смогут пойти на такой концерт, и в целом качественная массовая культура становится недоступной для людей. Кроме того, массовая культура предназначена ещё и детям – а откуда там деньги? Обратить внимание на это должно государство.

Виктор Дробыш, Максим Дмитриев и Эдгард Запашный

Доцент ГИТИСа Марина Андрейкина призвала при подготовке новых законов внимательнее знакомиться с существующим законодательством.

- Здесь назывались разные проценты отчислений в общества по коллективному управления – 5%, 1%, 2% и возмущались на эту тему. На самом деле это нормально и законно. Однако стоит обратить внимание на то, что за рубежом именно через налоговое законодательство все решается – и билетный сбор, и отчисления и т.д. - и в нашем случае тоже ведь происходит именно нарушение Налогового законодательства. А мы идем по пути создания новых законов, - может быть, стоит внимательнее работать с существующим законодательством?

Важно обратить внимание на то, как всё это будет работать в театре? Мы продаем билеты через большое количество билетных агентов, в отличие, скажем, от кино - это значит, что методика, хорошо работающая с кинобилетами, не всегда применима у нас.

- Действительно, в театрах другая жизнь и по-другому все построено, и это обязательно нужно учитывать в любом законопроекте, - добавил Евгений Дуков. - Кроме того, необходимо будет сертифицировать концертные площадки, это даст информацию – что, где, почем и зачем.

Директор Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций МГУ Андрей Колесников заметил, что нужно смотреть в будущее:

- Через 5-7 лет мы будем жить совсем в другом открытом информационном мире, да и сейчас информация по передвижению товаров и людей не является закрытой. По своему опыту мы знаем, что во многих случаях для получения информации ничего не надо спрашивать у юридических лиц для того, чтобы узнать, что они делают. А скоро это станет доступным и по физическим лицам - и это стоит учитывать при разработке законопроектов.

Обсуждение и ответы на вопросы вылились в не менее оживленную дискуссию. Андрей Матвеев затронул тему роста цен:

- Все забывают о том, что сейчас постоянно повышаются цены на все составляющие – рекламу, транспорт, аренду: например, СК «Олимпийский» сейчас объявляет аренду в 6 или 7 миллионов рублей, и все это серьезно осложняет работу. А вот тому, что я услышал от Эдгарда Запашного, я просто в душе рукоплескал. Тому, что российская культура ущемляется в собственной стране, должен быть поставлен заслон - именно для этого нужно сплочение отрасли, для этого нужны такие ассоциации, как наша. Мы сейчас говорим о специальных законах, чтобы наконец отрасль выстроить, иначе с ней никто не будет общаться, а если банки не знают, что это за отрасль, то никаких кредитов вы не получите, отрасль не на что будет развивать.

Алексей Алесковский

Нам, специалистам по техническому обеспечению, важно упорядочение отрасли, проработка законодательства, потому что нас юридически ведь вообще нет, - заявил руководитель Ассоциации по техническому обеспечению мероприятий Алексей Алесковский. - Нашей профессии нигде не учат - если звукорежиссеров обучают, по-моему, в шести учебных заведениях, то у нас и этого нет. У нас ценное оборудование, иногда на сотни миллионов долларов, и весьма заметные обороты, но нам сложно, например, получать кредиты. А ведь без нас ни одно зрелищное мероприятие не проведешь, да и сама наша сфера связана с очень большой опасностью. Когда в «Олимпийском», или в любом другом зале тонны висят над головами зрителей, то уровень доверия к тем людям, которые это делают, должен быть очень высоким. У нас нет ни нормативных актов, нет перечня документов, которые должна иметь компания, которая выходит на площадку. В этом отношении безопасность у нас фантастически запущена, потому упорядочение отрасли - насущная необходимость.

Ильдар Бакеев (на фото справа)

Бари Алибасов

Свое мнение в дискуссии и её кулуарах высказали продюсеры Бари Алибасов, Елена Кипер, Валерий Мифодовский, промоутеры Ильдар Бакеев, Артем Горный, Илья Островский, директора продюсерских центров Станислав Лебединский (ПЦ Григория Лепса), Андрей Чеснов (“Мазай коммуникейшенс”), руководители конференции Colisium Сергей Бабич и Алина Усманова, другие представители профессионального сообщества, юристы, ученые, представители СМИ.

Елена Кипер

Станислав Лебединский

Был высказан ряд замечаний и предложений к рассмотренным законопроектам и организации работы в сфере отечественной массовой культуры как таковой; участники дискуссии в целом сошлись на том, что предстоящие изменения в законодательстве, в частности, создание Единой системы сведений о зрелищных мероприятиях будет содействовать развитию отрасли и повысит её финансовую и идеологическую эффективность.

Соорганизатор Круглого стола Максим Дмитриев подвел итоги дискуссии:

- В массовой культуре нашей страны вопросов немало, их нельзя охватить в одном или нескольких законопроектах, нужна долгосрочная целенаправленная работа. Ясно одно - нынешнее законодательство не учитывает того, что происходит в действительности, а мы работаем “в поле”, и хотим, чтобы государство и бизнес работали совместно, в полном смысле слова необходимо государственно-частное партнерство. Для того, чтобы билеты на мероприятие стоили не 5 тысяч рублей, а тысячу, нужно, чтобы у организаторов мероприятия была эта возможность. Это можно сделать двумя путями – или, как говорил Эдгард, государственная поддержка, или мы сами этот денежный поток обеспечим - а скорее всего, нужно будет и то и другое.

Хочу сказать главное: здесь сидящие люди хотят сделать все, чтобы индустрия развивалась, давала зрителю качественный продукт. Все, что мы делаем, это не желание набить мошну, а желание сделать так, чтобы массовая культура была доступной, интересной и конкурентной. И тогда, зарабатывая три копейки, две с половиной мы сможем вкладывать в дело.

Фото: Анатолий Ломохов

Ссылка на фото: https://drive.google.com/a/intermedia.ru/folderview?id=0B502runYFefCR0dCLWx1by1mNDQ&usp=sharing#