Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

«Эти глаза напротив»: Кирилл Сафонов супротив Валерия Ободзинского **

11.02.16 10:20 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Эти глаза напротив»: Кирилл Сафонов супротив Валерия Ободзинского **

Восьмисерийный фильм «Эти глаза напротив», посвящённый судьбе советского эстрадного певца Валерия Ободзинского, транслировался по Первому каналу с 8 по 11 февраля 2016 года. Режиссёр: Сергей Комаров. В ролях: Алексей Барабаш, Евгения Брик, Кирилл Сафонов, Любовь Аксёнова, Мириам Сехон, Владимир Симонов и др.

Увидев анонс этого сериала, скоропостижно заменившего в эфире катастрофически потерявший рейтинг «Метод Фрейда-2», моя мама сказала:

- Запрещённый певец Ободзинский, говорите? Не знаю, какой он там запрещённый, в своё время из каждого утюга пел. Напридумывают...

Это, кстати, интересный феномен зрительского восприятия поп-звезды. Артист может исчезнуть из всех эфиров, и его место займут новые кумиры - но лет через сорок будут помнить, что он был и блистал, а не то, как он исчез. Судьба Валерия Ободзинского вообще очень кинематографична - странно, что его байопик сняли только сейчас. Не обладая внешностью героя-любовника, он стал безумно популярен в СССР, причём преимущественно среди женской аудитории. В его репертуаре не было ни одной песни «патриотического содержания» - сплошь лирика, что для той страны было немыслимо. Причём идеологических разногласий между Ободзинским и партией не имелось: просто он считал, что его манера не подразумевает исполнения песен про Ленина - и по этой очевидной (для себя, но не для управлений культуры) причине отказывался их исполнять. У артиста хватало влиятельных недоброжелателей, и они «помогли» ему исчезнуть со сцены, когда у Валерия начались проблемы с алкоголем. Практически все телевизионные записи с его участием были стёрты. Остались, правда, пластинки, благодаря которым для части зрителей Ободзинский все эти годы никуда и не пропадал...

Последние годы его жизни были не триллером, но фильмом ужасов. Певец едва не бомжевал, работал сторожем и мало походил на бывшего кумира миллионов. Нашлась женщина, которая подобрала, обогрела и даже помогла вернуться на сцену. Это, правда, было пугающее зрелище - очень постаревший Ободзинский в каком-то балахоне, похожем на рясу, пытается петь собственные хиты 60-х... В 55 лет он умер.

И вот из такого сюжета создатели «Этих глаз» варганят нечто банальное и линейно развивающееся: сценарий будто бы взят со специальной полочки сценариев про звёзд ретро-эстрады. Мы уже видели очень похожие истории про Пугачёву, Гурченко и как бы Пьеху - а теперь вышел сериал-близнец про Валерия Ободзинского. Мало того что советские чиновники только и вставляют звезде палки в колёса, так ещё и все главные герои отличаются удивительной одномерностью. Мотивация их поступков пряма, как шпала. Валерий как влюбляется в Нэлю, так и мечтает о ней три года, а потом они создают семейную идиллию. «Мимимишные» отношения, далёкие от правдоподобия, столь же неправдоподобно быстро разрушаются. Ещё в первой серии в процессе ухаживания за Нелли Валера даёт по морде Анатолию - тот, естественно, становится чиновником Госконцерта и всю жизнь гадит Ободзинскому, заодно - через годы, через расстояния - пытаясь охмурить его жену. Кирилл Сафонов играет Анатолия как идеального, дистиллированного подлеца, не замечая, что после Басилашвили-Самохвалова из «Служебного романа» это выглядит схематично и карикатурно. Евгения Брик сталкивается с неожиданно жёсткой конкуренцией со стороны Любови Аксёновой, играющей Нэлю в юности, но она справляется. Алексей Барабаш в главной роли убедителен и не очень приятен - самодовольство и пофигизм персонажа кое-что объясняют в биографии реального Ободзинского.

Из позитивных моментов можно также отметить использование реальных записей, а не современных кавер-версий - правда, музыки в сериале меньше, чем хотелось бы. Зато неожиданно важное место в повествовании занимает Онегин Гаджикасимов в исполнении красавца-брюнета Алексея Нестеренко. Многие телезрители наконец узнают, что это, несмотря на опереточное имя, реальный персонаж. Кстати, про Гаджикасимова, в конце жизни ставшего монахом, тоже можно было бы снять остросюжетный байопик.

Алексей Мажаев, InterMedia