Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

24.03.2017
23.03.2017

«Милый Ханс, дорогой Петр»: Свой среди чужих, чужой среди своих ***

05.07.15 08:06 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Милый Ханс, дорогой Петр»: Свой среди чужих, чужой среди своих ***

Показ исторической драмы «Милый Ханс, дорогой Петр» (Россия, Германия, Украина, 2015, режиссер Александр Миндадзе, в ролях – Якоб Диль, Биргит Минихмайр, Марк Вашке, Марк Хоземанн, Роза Хайруллина, Андрюс Даряла, Евгений Сармонт) состоялся 23 июня в рамках 37-го ММКФ в Центральном доме киноактера.

Накануне Великой отечественной войны немецкие инженеры приезжают в СССР в командировку. Вместе с советскими коллегами они пытаются приспособить хваленые немецкие технологии к российским условиям производства и найти формулу новой линзы. Дела идут из рук вон плохо, обе стороны чрезвычайно раздражены из-за непонимания и неминуемости войны. И вот во время ответственной варки нового стекла Ханс (Якоб Диль) совершает ошибку, в результате которой взрывается печь и гибнут люди. Однако во вредительстве обвиняют его напарника Петра (Андрюс Даряла), который вынужден бежать вместе со своей семьей.

Этот сюжет, как утверждает режиссер Миндадзе, вполне реален. По его словам, история «интересна в сюжетном плане. Русские и немцы делают линзы в мирное время и не думают, что их потом вставят в бинокли и прицелы». Более того, в какой-то момент сценарий вызвал небольшой скандал - критику экспертов Российского военно-исторического общества, что грозило проекту лишением финансовой поддержки Министерства культуры. Этот конфликт попал в СМИ, но режиссер уверяет, что никаких принципиальных изменений в сценарий внести не пришлось.

Номинированный на главный приз 37-го ММКФ «Милый Ханс» интригует с самого начала: долгими планами литья стекла, молчанием, тем, как легко и непринужденно подчеркнуто вежливая трапеза немцев превращается в скандал с рукоприкладством. Режиссер работает на контрастах и пропускает всю историю через Ханса: оно и понятно, куда интереснее наблюдать за превращением союзника в заклятого врага.

Впрочем, у зрителя постепенно складывается ощущение, что из-за постоянного стресса и тяжелой работы Ханс и его коллеги сходят с ума, и это, несомненно, влияет на повествование: герои кругом видят доппельгангеров, с ними происходят необъяснимые, парадоксальные вещи. Но весь этот магический реализм на фоне всеобщего ожидания войны не делает фильм ближе аудитории.

Небезынтересная сама по себе история подана в «Милом Хансе» настолько тяжеловесно, «артхаусно» (видимо, скоро это слово станет ругательным), с расчетом на международные фестивали, что успех в широком прокате ему, скорее всего, не светит. Несмотря на многочисленные достоинства – блестящий интернациональный актерский состав, операторскую работу (Олег Муту, несущий ответственность за новую румынскую волну: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Смерть господина Лазареску» и предыдущий фильм Миндадзе «В субботу»), явное влияние классического немецкого экспрессионизма – эта драма с мощным антивоенным зарядом обречена на похвалу критиков и коллег и игнорирование со стороны зрителей.

Денис Шлянцев,InterMedia