Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

27.05.2017
26.05.2017
25.05.2017

«Разлом Сан-Андреас»: Зона больных гор ***

27.05.15 08:19 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Разлом Сан-Андреас»: Зона больных гор ***

Фильм-катастрофа «Разлом Сан-Андреас» выйдет на российские экраны 28 мая 2015 года. Режиссер: Брэд Пейтон. В ролях: Дуэйн Джонсон, Александра Даддарио, Карла Гуджино и другие.

Доблестный пилот спасательного вертолета Рэй (Дуэйн Джонсон) вызволяет из зоны камнепада девушку, зависшую в машине на краю пропасти, совсем как в седьмом «Форсаже». Весь этот героизм его домашним до звезды. Жена (Карла Гуджино) готовится к разводу, чтобы выйти замуж за другого, а дочка Блейк (Александра Даддарио) даже не хочет поужинать с папашей. Стоически проглотив обиду, Рэй узнает об очередном землетрясении и вылетает к месту бедствия. Однако Блейк тем временем тоже попадает в беду, и спасатель, не зная даже, жива ли его дочь, отправляется на помощь.

Сильнейшее в истории человечества землетрясение привело Америку к роковым последствиям. Рядовые граждане не представляют подлинных масштабов опасности, а научные изыскания видного сейсмолога Лоуренса Хейса (Пол Джаматти), как водится, никто не всерьез не воспринимает. Репутация ученому, конечно, важна. Но еще важнее обезопасить тех, кто рискует очутиться в самом центре событий. И Хейс лихорадочно ищет способ опередить стихию и поставить о ней народ в известность в предельно сжатые сроки.

Разлом Сан-Андреас – реально существующая в США трещина в земной коре протяженностью в 1300 километров, соединяющая Сан-Франциско и залив Калифорнии. Она образована двумя исполинскими тектоническими плитами, которые год от года ползут в противоположные стороны. Если этому процессу ничто не препятствует, то он проходит практически незаметно. Но если дрейфу что-то мешает, накопившаяся энергия нередко приводит к землетрясениям, которые случаются в том регионе примерно раз в 150 лет. В 1906-м в результате мощных подземных толчков в Сан-Франциско погибли 3000 жителей. Менее разрушительными оказались землетрясения 1989 и 1994 годов. Очередную чрезвычайную ситуацию ученые ждут в ближайшие 30 лет - на этом допущении и строится фабула ленты.

Главный недостаток большинства фильмов-катастроф кроется в их удручающей предсказуемости. Возьмем для примера хоть «Разлом Сан-Андреас», хоть наше «Метро». Есть хороший парень, который, в прямом и переносном смысле сгорает на работе и, не щадя живота своего, вытягивает людей с того света. Его бы холить и лелеять, но в относительно спокойные времена людям свойственно расслабляться и вести себя по-скотски. Особенно грешат этим женщины, которые вообще почему-то испытывают патологическую страсть к различного рода мерзавцам. Однако какой-нибудь внезапный катаклизм все расставляет по своим местам. Кому, как говорится, война, а кому мать родна. Девушки продолжают любить «простых романтиков, отважных летчиков и моряков», а недостойные «домашние мальчики» получают роскошную возможность как следует подумать о своем поведении где-то под завалами.

В этом архетипическом сюжете и сила, и слабость «Разлома Сан-Андреас». Создатели фильма как-то дежурно проводят своих героев через полосу препятствий. Прыжок с парашютом? Да, как нефиг делать! Переходим к водным процедурам? Вот вам катерок – и вперед, седлать непокорную волну. Эти добросовестно склеенные, но будто бы наспех расставленные декорации помогают зрителю не упускать важной мысли о том, что главный разлом кроется не в земной коре, а в человеческих отношениях. Примерно об этом же поет группа «Смысловые галлюцинации» в «Разломах»: «Откатиться волной обид и погромов, оставлять за собой разломы». Кстати, взятый из Фрейда эпиграф к этой песне «массы никогда не знали жажды истины – они требуют иллюзии, без которых они не могут жить» прекрасно иллюстрирует «научную» линию картины. Тут еще уместно вспомнить фразу Константина Кинчева «Камнепад – зона больных гор». Если даже такие исполины, как герой Дуэйна Джонсона, духовно больны, то чего уж говорить об остальных…

Философия философией, но в лобовой конкретике, вынесенной в заглавие фильма, тоже есть свой резон. Если, не приведи Господь, все-таки тряхнет, то всегда можно сказать: а мы вас предупреждали! А вообще такие фильмы имеют магическое и терапевтическое значение – мол, пусть лучше пугающее событие случится понарошку, нежели в реальности.

Денис Ступников, InterMedia