Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

Алексей Рыбников: «Успешное произведение в музыкальном театре может жить бесконечно»

17.07.2014 14:27 Музыка Рубрика: Интервью

Композитор Алексей Рыбников 17 июля отмечает 69-летие. В эксклюзивном интервью корреспонденту InterMedia Алексей Львович рассказал о прошедших и будущих премьерах его театра, объяснил разницу между рок-оперой и мюзиклом и посетовал на сложное положение молодых композиторов.

 

- В июне прошли показы обновлённого «Хоакина». Какие у вас ощущения?

- В театре Вахтангова была настоящая большая премьера, а предварительные показы шли с осени прошлого года – и в Доме музыки, и в Белоруссии на большой площадке. В процессе доводили постановку до ума, хотя что-то придумывалось и уточнялось уже непосредственно перед показами в театре Вахтангова. И надо сказать, что встречи с этим произведением боялись не только зрители, но и я сам. Хотя мы сравнительно недавно, в 2007 году, уже восстанавливали «Хоакина», в смысле, классическую «Звезду и Смерть Хоакина Мурьеры» со старым текстом и старым сюжетом. Это пошло лихо и здорово, было много предложений из разных городов, но из-за конфликта с автором либретто Павлом Грушко пришлось эту историю остановить. Он запретил использовать текст, были даже судебные процессы, которые мы, кстати говоря, выиграли… Как бы то ни было, встала проблема: существует музыка, которая звучит актуально и может таковой оставаться ещё долгие годы, но нету стихов, сюжета. Положение было практически безнадёжным, и я взялся изучить саму историю Хоакина Мурьеты – почему-то раньше мне это в голову вообще не приходило. Очевидно, мне было достаточно того либретто, по Пабло Неруде. Выяснилось, что Мурьета – реальный герой, который жил в середине позапрошлого века. Описаны масса подробностей, масса деталей его биографии.

- Оказалось, что он не чилиец, а мексиканец…

- Да, и про него снято три фильма. Пабло Неруда был одним из последних, кто обратился к этой теме, а до него он стал героем ещё нескольких произведений. В честь Хоакина назван бульвар в Сан-Франциско, есть книги, легенды. Мы всё это посмотрели и сделали с Юлием Кимом историю реального человека, без мистических персонажей вроде Звезды и Смерти. Причём есть некий абсурд в том, что Звезда заманивала его в это путешествие, где он должен был погибнуть, а Смерть от этого предостерегала. Логика была явно нарушена, но никто об этом особенно не задумывался. В новой версии спектакль обрёл стройную конструкцию, которая опирается на реальную историю Хоакина, оказавшейся очень современной. Миграция народов из одной страны в другую, из одной цивилизации в другую, попытки себя найти, устроиться, а их встречают в штыки «аборигены», чьё место могут занять мигранты – всё это характерно и для нашего времени. Стычки, история трагической любви на этом фоне… Нас спрашивали, не специально ли мы делали на этом акцент. Нет, это реальность, мне кажется, догоняет наш сюжет.

История в итоге не выглядит как реанимация какого-то прежнего успеха. Текст и сценарий новые, и я воспринимаю «Хоакина» как произведение сегодняшнего дня, что меня очень радует. А вообще с музыкально-драматическими произведениями происходит следующая вещь: они предназначены для проката на неограниченно долгий срок. В музыкальном театре произведение может жить бесконечно – мы не знаем исторических примеров, когда прекращали бы идти классические оперы, балеты. Лучшие из них – «Лебединое озеро», «Севильский цирюльник» - по 150 лет идут. А неудачные – они умирают очень быстро. Если не брать совсем уж классику, посмотрите: «Иисус Христос – суперзвезда», «Кошки» по-прежнему идут в разных театрах и разных странах. Дай бог, чтобы и «Хоакин», который в новом качестве мне гораздо больше нравится, существовал долго.

- Когда следующие показы? Есть уже расписание?

- Мы можем показывать спектакль, когда захотим, в Доме музыки. Но там проблема: сцена не очень приспособлена. Театр Вахтангова нас в этом отношении немножко развратил – там изумительная сцена, свет потрясающий, и, главное, там можно дым давать, чего нельзя делать в Доме музыки. Почему-то зал так сделан, что там дым нельзя, а без дыма световые лучи работают не так, как хотелось бы. Поэтому после Театра Вахтангова мы ищем сейчас в Москве настоящие театральные площадки, где можно выступать в формате поющего драматического театра. Есть некоторые договорённости с Театром Пушкина, кроме того, запланированы показы в Санкт-Петербурге, а также зарубежные – в Америке и Израиле. Видимо, конструкции для постановки мы будем прямо там изготавливать, потому что это выгоднее, чем перевозить. В Израиле нас ждали с «Хоакином» в этом сезоне, но мы не смогли поехать из-за конструкций – их перевозка на самолёте невозможна.

- В 70-е годы на афишах «Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты» было написано «рок-опера»?

- Нет-нет, мы не могли даже тогда позволить себе термин «современная опера», поэтому написали «музыкальное представление». Когда мы заикнулись, что это «вообще-то рок-опера», нам сказали, что хорошо, что вас вообще пустили на сцену с таким спектаклем.

- Рок-опера и мюзикл - это разные жанры?

- Совершенно разные вещи, особенно по манере пения. Мюзикл – это оперетта, а рок-опера строится по оперным законам. В мюзикле отдельные музыкальные номера соединены каким-то действием, а в рок-опере всё поётся или произносится ритмическим речитативом, но музыкальных пауз там нет. И манера пения совсем другая, основанная на рок-вокале, драматическом вокале, но не опереточном.

- Ещё одна готовящаяся премьера в вашем театре – балет «Глазами клоуна» по Генриху Бёллю.

- Для меня это абсолютно новое направление, причём не я инициировал проект. Это была идея балетмейстера Жанны Шмаковой, с которой мы достаточно долго работаем. Она ставила всю пластическую линию наших оперных спектаклей, а теперь она заболела этой идеей, захотелось сделать «Глазами клоуна». Это не балет, а хореографическая драма, жанр очень условный, абстрактно-философский. При этом затронутые в романе темы актуальны всегда, какую бы эпоху мы ни взяли. Конфликты, войны, революции – неизжитые проблемы, которые не разрешатся в обозримом будущем. Музыки я туда никакой новой не писал. Сейчас в балете часто ставят постановки на музыку Малера или Шостаковича, не написанную специально для балетов. Жанна взяла мою симфоническую музыку, соединила с ней свой сюжет. Когда я посмотрел, многое показалось мне неожиданным, но в целом убедило. И сейчас мы её пластическую партитуру соединяем с текстом Генриха Бёлля. Это очень сложно, но текст там необходим. В постановке будут очень интересные придумки, декорации ещё будут изготавливаться, может получиться очень интересно. Мучаемся сейчас с текстом, но у мучений есть чётко обозначенный предел: премьеру мы обязаны сделать в сентябре, но потом ещё будет обкатывать её в разных точках и на разных площадках.

Я давно мечтал о балете, но никак не думал, что это произойдёт в рамках моего театра. Думал, что мой театр будет в основном петь. Впрочем, в «Глазами клоуна» мы пригласили некоторых хореографических звёзд. В соединении с нашей труппой это может получиться хорошо.

- Кроме того, на осень планируется детская премьера «Волк и семеро козлят».

- Это была самая продаваемая пластинка фирмы «Мелодия». Вышел мультфильм, и пластинку с музыкой продали тиражом, по-моему, семь миллионов. «Буратино» поставлен, «Красная Шапочка» поставлена, они идут в нашем театре с очень большим успехом, а вот «Волку» не повезло – его не ставили. Та сказка была на 13 минут, а сейчас это будет большой полноценный спектакль. Над детскими всегда интересно работать – это и смешно, и забавно, и можно выдумывать самые разные вещи. «Волк» с этой музыкой много лет идёт в ТЮЗе, но там пьеса другая, у нас будет другой текст.

- В плане «неустареваемости» репертуара детские спектакли классике ещё и фору дадут.

- Детские вещи вообще неистребимы: поколения детей меняются, но Красную Шапочку любят все одинаково.

- Что еще в ваших планах?

- С планами всё прекрасно, их огромное количество. Я хочу быть постановщиком и режиссёром музыкальных кинопроектов, сейчас ведётся определённая организационная работа, чтобы это произошло. Кроме того, из-за нехватки времени я уже много раз нарушал своё давнишнее обещание довести до ума постановку по «Войне и миру» Льва Толстого. Спектакль будет называться немного по-другому. Мы ставили пока только несколько сцен, но вообще произведение давно готово и ждёт полноценной постановки. Стоит в очереди (смеется). Мы очень успешно показали фрагменты на международном фестивале «Барток плюс» в Венгрии. Познакомившись с материалом, они уже в этом сезоне ждали, что мы привезём «Войну и мир», а мы не смогли. Но я клятвенно пообещал, что на следующий июнь обязательно привезём этот спектакль, так что постараемся выполнить обещание.

Помимо спектаклей, в юбилейном сезоне осуществилось много симфонических проектов. Я давал авторский концерт в Большом зале консерватории – это была премьера виолончельного концерта, который феерически сыграл Александр Князев, наш лучший виолончелист. На будущий сезон этот виолончельный концерт будет раз семь исполнен в разных ситуациях и разных городах, в том числе в октябре в Бухаресте на крупном фестивале. Кроме этого, был авторский концерт в петербургской филармонии, премьеру «Музыки Ликии» сыграл Владимир Федосеев. Это только то, что было в Москве и Санкт-Петербурге. В Одессе сыграли в феврале два виолончельных концертах – буквально сразу перед всеми этими событиями.

Вообще наш театр часто выступал в Киеве, Украина была для нас очень гостеприимной территорией. Мы стабильно делали там большие гастроли, сейчас, конечно, всё это прервалось. Ужасно жалко.

- Следите ли вы за молодыми композиторами? Есть кто-то, кто вам интересен?

- Недавно молодые композиторы приходили ко мне, и мы сидели за этим столом, обсуждая ситуацию. У них на самом деле очень плачевное положение, нет поддержки, в том числе государственной. Союз композиторов непонятно чем занимается, заработать своей профессией они не могут, значит, занимаются не творчеством, а поиском халтуры. Мы обсудили, что, возможно, имеет смысл создать новое объединение композиторов, которое могло бы бороться за свои права. Композитор, который заканчивает учебное заведение, сейчас не имеет гарантированного государством права на заработок, эта профессия даже в реестре не числится. Что-то, мне кажется, нужно сейчас придумать, иначе знаменитая русская композиторская школа просто прекратится.

- Композиторы вынуждены искать заказы в кино, в рекламе?

- В кино работают совсем другие люди, иногда замечательно, но вообще это другой жанр, где своя жёсткая конкуренция. Музыку для потока сериалов пишут авторы, которые работают дешевле, быстрее и больше прав отдают. Поэтому в творческом смысле это неинтересно, это уже совсем не то кино, которое было в 70-е. Поэтому композиторам надо помочь, но хватит ли сил мне это организовать в таком, мягко говоря, не очень молодом возрасте, не знаю. Возможно, потребуется помощь.

- Как планируете отмечать 70-летие?

- Есть предложение устроить серию концертов в Петербурге и Москве, а также на фестивалях, где бы звучали мои произведения в разных жанрах. В том числе, безусловно, новые, над которыми я сейчас работаю. Для меня важно, чтобы звучали не только известные сочинения, но и те, которых пока никто не слышал: юбилей – хороший повод устроить их премьеру.

Алексей Мажаев, InterMedia

Победитель «Евровидения 2024» уронил и разбил свой приз

12.05.2024 14:02 Музыка Рубрика: Хроника 16+
соцсети

Победитель конкурса песня «Евровидение» Немо разбил свой трофей всего через несколько минут после того, как удостоился его во время финального шоу 11 мая 2024 года в Мальмё. 24-летний швейцарский исполнитель получил статуэтку в виде стеклянного микрофона из рук прошлогодней победительницы Лорин и исполнял на бис свою песню «The Code». В финале номера он упал на колени на сцену и, когда собирался встать, приз в его руках разбился об пол с громким звуком (хорошо слышным даже в трансляции). Когда Немо поднялся, половина статуэтки была у него в руках, а вторая оставалась лежать.

Подобный инцидент уже имел место – в Москве, в 2009 году, когда победителем «Евровидения» стал норвежский исполнитель Александр Рыбак с песней «Fairytale». На финальную пресс-конференцию он пришел с половинкой своего трофея. Тогда продюсеры приняли решение дополнительно укрепить конструкцию двумя кольцами, соединяющими верхнюю и нижнюю половины конструкции.

Уникальное произведение искусства ручной работы имеет форму классического микрофона и изготовлено из массивного прозрачного стекла с пескоструйной обработкой и окраской деталей. Статуэтка была спроектирована Кьеллом Энгманом из Коста-Бода в 1946 году.

Приз существует не в единственном экземпляре. Автор текста и композитор песни-победителя также получают уменьшенную версию трофея. Есть еще одна полноразмерная статуэтка, которая обычно размещается в приемной штаб-квартиры Европейского вещательного союза.

Победитель «Евровидения 2024» Немо Меттлер — швейцарский певец, рэпер и мультиинструменталист, он также умеет играть на скрипке, фортепиано и барабанах и учился оперному пению. Он родился в Биле/Бьене, двуязычном городе в кантоне Берн. Дебютировал как поп-исполнитель в 2015 году, а его сингл «Du» 2017 года достиг четвертого места в швейцарских чартах. В 2021-22 годах участвовал в швейцарской версии шоу «Маска» в костюме розовой панды. Песня «The Code» была написана Немо в соавторстве с Бенджамином Аласу, Лассе Мидцианом Нюманном и Линдой Дейл в смешении самых разных жанров: от оперы до рэпа.

Фото: соцсети
Теги: статуэтка, Евровидение-2024
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на клип Игоря Цыбы «Больно»: Хали-гали, цыпер-триппер

обложка сингла

2024, Ицык Цыпер.

Оценка: 7 из 10.

Я так понимаю, Игорю Цыбе наконец пригодился его псевдоним Ицык Цыпер, который почему-то на всех обложках пишется через запятую с его настоящим именем. Сидел человек, придумывал рифмы к слову «Цыпер», так и нарисовалась тема новой песни, посвящённой… трипперу (который в тексте также рифмуется с шифером и чифиром). Я даже не думал, что эта проблема до сих пор актуальна и что народное название этого ЗППП по-прежнему в ходу. Но комментарии под клипом полны респектов к непростому выбору:

- Видно – мужик давно живет, все песни жизненные. Классно, что он поднимает такие проблемы в обществе через свое творчество.

- Дед опять выдал качающий музон.

- Песни деда на летних дискачах зайдут!

- Ну всё, трихопол поднимут в цене, еще не одна реклама не звучала так красиво и правдиво.

Правда, в комментах есть и критика, например:

- Ты выпускаеш песни чаще, чем я дышу (орфография сохранена. – А.М.).

Ну а что тянуть с релизом, если, в отличие от шансонье прошлых лет, Цыба-Цыпер не стремится рассказать историю во всех подробностях, а ограничивается двухминутными зарисовками. Три несложных куплета, проникновенный припев, качающий бит – и трек готов. Игорь Цыба наловчился ещё снимать малобюджетные видеоролики, слегка расширяющие сюжет песни. На сей раз режиссёр Алина Джагалтаева уложила пациента на операционный стол, с которого он пытается сбежать, не веря в столь радикальные методы лечения гонореи, и является в аптеку за таблетками. При этом соседка Мила, которая, по тексту, всех и заразила, в клипе не появляется – зрителю даётся возможность нафантазировать её самостоятельно.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла
Теги: рецензии, клип, Алексей Мажаев, Игорь Цыба

Сегодня родились Рами Малек и Владимир Холстинин

Sipa/Fotodom

12 мая 2024 года, воскресенье.

Пьесу Арбузова «Мое загляденье» про «советского Теда Лассо» покажут в МХТ.

«Ретро» по пьесе Александра Галина станет спектаклем Театра Армии.

«Божья коровка», «Стрелки» и «Вирус» будут бороться за победу в «ВИА Суперстар!».

27 лет актрисе Одейе Раш.

30 лет актёру Василию Буткевичу.

37 лет актёру Денису Васильеву.

37 лет певице Вике Дайнеко.

41 год актёру Доналу Глисону.

41 год олимпийской чемпионке по художественной гимнастике Алине Кабаевой.

43 года актёру Рами Малеку.

44 года писателю Сергею Шаргунову.

53 года актрисе Джейми Лунер.

57 лет лидеру группы «Рок-острова» Владимиру Захарову.

58 лет актёру Стивену Болдуину.

62 года актёру и режиссёру Эмилио Эстевесу.

64 года продюсеру Александру Толмацкому.

66 лет барду Алексею Иващенко.

66 лет барабанщику группы Kiss Эрику Сингеру.

66 лет гитаристу группы «Ария» Владимиру Холстинину.

67 лет клавишнику и вокалисту группы «АВИА» Николаю Гусеву.

67 лет композитору и певцу Андрею Косинскому.

74 года актёру Гэбриэлу Бирну.

76 лет музыканту Стиву Уинвуду.

80 лет назад эстрадный певец Вадим Козин был арестован за «антисоветскую агитацию» и приговорен к 7 годам магаданских лагерей.

140 лет назад умер композитор Бедржих Сметана (1824-1884).


13 мая.

«Жара Music Awards» пройдёт на «ЦСКА Арене».

Новый сезон «Универа» с вернувшимся Виталием Гогунским покажет ТНТ.

«Постучись в мою дверь в Москве» покажет ТНТ.

Дмитрий Губерниев проверит российскую сферу услуг для внесения в «Черный список».

29 лет актёру Тейлору Джону Смиту.

34 года актёру Максиму Емельянову.

38 лет актрисе и режиссёру Лине Данэм.

38 лет актёру Геле Месхи.

38 лет актёру Роберту Паттинсону.

38 лет певцу Александру Рыбаку.

50 лет гитаристу группы «Бригадный подряд» Анатолию Скляренко.

60 лет телеведущему Стивену Кольберу.

60 лет певице Маше Распутиной.

63 года баскетболисту Деннису Родману.

64 года актёру и певцу Ефиму Александрову.

67 лет актрисе Людмиле Нильской.

74 года певцу и композитору Стиви Уандеру.

85 лет актёру Харви Кейтелю.

1 год назад умер телепродюсер Эдуард Сагалаев (1946-2023).

5 лет назад умерла актриса Дорис Дэй (1922-2019).


14 мая.

28 лет диджею Мартину Гарриксу.

34 года певице Марии Гончарук.

36 лет композитору Дмитрию Емельянову.

40 лет композитору и участнику группы Hurts Адаму Андерсону.

40 лет Марку Цукербергу.

42 года продюсеру Татьяне Тур.

44 года экс-участнице группы «Рефлекс» Алёне Торгановой.

48 лет актрисе Мартине Маккачон.

49 лет лидеру группы «Океан Эльзы» Святославу Вакарчуку.

50 лет актрисе Анне Михалковой.

53 года кинорежиссёру Софии Копполе.

54 года актёру Ярославу Бойко.

55 лет актрисе Кейт Бланшетт.

59 лет лидеру группы «Кар-Мэн» Сергею Лемоху.

62 года ведущему Василию Стрельникову.

63 года актёру Тиму Роту.

72 года лидеру группы Talking Heads Дэвиду Бирну.

72 года кинорежиссёру Роберту Земекису.

72 года композитору Владимиру Матецкому.

80 лет театральному режиссёру Льву Додину.

80 лет кинорежиссёру Джорджу Лукасу.

5 лет назад умер актёр Тим Конуэй (1933-2019).

95 лет назад родилась актриса Зинаида Шарко (1929-2016).

Фото: Sipa/Fotodom На фото: Рами Малек
Теги: Владимир Холстинин, Рами Малек, события дня
β 16+