Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

Валерий Ворона: «Чайковский, Рубинштейн и многие другие исторические величины вряд ли прошли бы тест на эффективность»

25.06.2014 11:31 Музыка Рубрика: Интервью

По результатам выборов ректора в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Ипполитова-Иванова на новый срок переизбран музыкант, общественный деятель, заслуженный деятель искусств России, профессор, президент фонда «Русское исполнительское искусство», художественный руководитель Московского молодежного камерного оркестра Валерий Иосифович Ворона. С главой одного из самых престижных музыкальных ВУЗов столицы встретилась корреспондент InterMedia Анна Ефанова.

—Насколько волнительными для вас стали прошедшие выборы ректора?

- Когда мне что-то удается, я стараюсь не впадать в эйфорию, когда наоборот — не отчаиваться. Готов был принять любой результат. Тайное голосование — это факт, к которому надо относиться, как к данности. Волнение началось после оглашения результатов. Такое отношение коллег, с одной стороны, невероятно окрыляет. Но возложенная на меня ответственность за судьбу Ипполитовки, каждого ее сотрудника и вопрос к самому себе: «смогу ли соответствовать такому доверию?» — конечно же, вызывает немалое волнение.

— Вы были уверены, что вас переизберут на второй и третий срок?

- Я никогда не собирался быть ректором и не считал это своим жизненным направлением. Но я проработал в этом замечательном коллективе более 30 лет, и 10 лет назад не смог устоять перед его настоятельной просьбой: выдвинуть мою кандидатуру на выборы, хотя довольно долго сопротивлялся.

На первых выборах у меня было 70 % голосов, на вторых — лишь один голос «против». Прошедшая пятилетка стала самой сложной в связи с всеобщей оптимизацией и новыми критериями эффективности, с внутренней реструктуризацией, а это всегда стрессовые ситуации, болезненные процессы, зачастую связанные сокращениям коллектива. Я думал, что на этот раз у меня будет рейтинг ниже, а вышло 100 %. Сам удивился, не ожидал. Было приятно, что коллектив поддерживает и понимает то, что мы делаем.

— Выборы ректора в Московской консерватории закончились стопроцентной победой Александра Сергеевича Соколова. Как вы считаете, мог ли быть другой результат?

- Честно говоря, я даже не могу представить, что кто-то мог бы лучше соответствовать этой должности. Сегодня Александр Сергеевич — один из лидеров музыкального сообщества с колоссальным опытом и знанием своего дела.

— Откуда тогда взялись сомнения вокруг итогов?

- А что, разве у кого-то были сомнения? Я не интересуюсь кулуарными разговорами, но не трудно понять, что Московская консерватория — особое учебное заведение, где в одном месте сосредоточены крупнейшие мировые имена, с неординарными взглядами и убеждениями, где возможны пересечения интересов, где высказанное в приватной беседе мнение становится всеобщим достоянием и почвой для пересудов. В данном случае результаты выборов говорят сами за себя.

— Как вы относитесь к новой системе определения эффективности учебных заведений?

- Это очень непростой вопрос. Вся проблема в том, что эффективность любого творческого процесса малопредсказуема, проявляется через десятилетия и чаще всего оценивается уже будущими поколениями. Творчество, любое искусство не развивается без доверия и поддержки, образно говоря, без аплодисментов. Здесь нет аксиом, теорем, единых рецептов. Здесь все единично, уникально, индивидуально и экслюзивно. Приведу один пример: однажды в юности мне попался прекрасно изданный за рубежом фотоальбом Давида Ойстраха. Разглядывая его, я реально стал лучше играть. Давайте попробуем сделать этот факт правилом и применим в законодательном порядке – получится совершенно обратный эффект, и нас все засмеют.

Еще пример: вы не задумывались, почему на концерте одного исполнителя зал замирает, а у другого кашляет, хотя оба играют качественно? Какими критериями это объяснить и оценить? Здесь все можно делать по правилам, говорить правильные слова, но это отнюдь не гарантия положительного результата. Одного студента за одно и то же нужно поругать, а другого похвалить. Мы воспитываем неординарные личности. Они не вписываются в общепринятые нормы, и их не всегда принимает социум.

— Одна из ипполитовских выпускниц Алла Пугачева не была распознана педагогическим коллективом как будущая звезда во время учебы.

- Чайковский, Рубинштейн и многие другие исторические величины получали преимущественно невысокие оценки своих современников и вряд ли прошли бы нынешний тест на эффективность. В этом, наверное, и есть суть выражений: «Нет пророка в своем отечестве!», «Лицом к лицу лица не увидать — большое видится на расстоянии» и так далее. Поэтому у нас именная, авторская педагогика. Сами по себе критерии эффективности, без понимания специфики творческого процесса, ни к чему не приведут. И потом, давайте не будем лукавить и обманывать себя — мы теряем свои лидирующие позиции, престиж профессии, совсем не из-за отсутствия критериев. Ни какие новые критерии, контролирующие мероприятия, и бумагооборот эту ситуацию не спасут.

— Ипполитовка, в целом, соответствуем критериям эффективности?

- Да. Хотя есть позиции, которые, к сожалению, не вписываются в установленные нормы. Прежде всего, это касается материальной базы. Но это не наша вина, а беда. Мы давно, образно говоря, выросли из своей одежды. Здание строилось для училища, которое было ориентировано только на москвичей, поэтому общежитие не предполагалось. Сейчас в нем находятся и колледж, и вуз федерального подчинения, где обучаются более 60% иногородних студентов. При этом нам удается быть по творческим показателям на уровне лучших вузов. У нас 99% трудоустроенности выпускников! В этом смысле, можно смело сказать, что у нас повышенная эффективность

Будем делать все от себя возможное, чтобы привести его в соответствие федеральному статусу. Через пять лет нашему учебному заведению, давшему стране не только плеяду выдающихся музыкантов, почитаемых в академических кругах, но и народных любимцев, творчество которых вошло в каждый дом, исполняется 100 лет.

— Многие творческие проекты гибнут помимо воли ректоров — у них просто нет государственной поддержки. По вашему мнению, можно воплотить их желанием инициативных групп?

- Система поддержки государственных учреждений существует априори — они живут на государственные деньги. А вот система поддержки общественных культурных инициатив у нас пока в зачаточном состоянии. Это не менее, если не более важно. Возможность осуществления инициатив активной части общества — на мой взгляд, главный признак его демократичности и цивилизованности.

Общественные организации сегодня — это пока недооцененный огромный ресурс, в том числе и экономический, консолидирующий общество и снимающий существенную часть социальной нагрузки с государства. Общественными усилиями можно достигнуть многого. Мы убедились в этом на собственном опыте, когда в 1992 году одними из первых предприняли попытку объединить музыкантов и создали Ассоциацию «Русская исполнительская школа» (ныне Общественный фонд «Русское исполнительское искусство»). Мы попытались использовать новые возможности, которые появились в результате демократических преобразований и поставили перед собой задачу — показать, что может одна организация в новых условиях без помощи государства. Время брюзжания на кухнях прошло, появилась возможность действовать: объединяться по интересам, реализовывать собственные идеи, привлекать для этого общественные ресурсы и по мере своих сил влиять на ситуацию.

— Каких результатов за 20 лет удалось достичь в работе Фонда?

- Нам удалось осуществить десятки крупных общенациональных и международных проектов, которые стали заметными явлениями культурной жизни и стали позитивным признаком нового времени. Одного этого достаточно, чтобы утверждать, что поддержка общественных благотворительных организаций очень полезна и выгодна государству.

В нашей стране энтузиастов, настоящих патриотов, неравнодушных к судьбе страны, ее культуры, действующих зачастую вопреки обстоятельствам, больше, чем в любом другом государстве. Не использовать их энергию, по меньшей мере, непродуктивно. Если бы законодательство способствовало осуществлению социально значимых благотворительных проектов, привлечению для этого внебюджетных средств, у нас уже сегодня была бы совсем другая страна.

— Программу «Основ государственной культурной политики», которая сейчас проходит общественное обсуждение, вы поддерживаете?

- Пока я не изучил ее досконально, но мне важен сам факт, что государство поставило этот вопрос и его решает — это революционный процесс. Он должен был стоять во главе угла с 1991 года, тогда мы бы не понесли такие потери, какие несем сегодня. Такие революции сегодня очень нужны. Русская исполнительская школа держится, в основном, на уходящем поколении. Если мы не предпримем кардинальных мер и не посмотрим в сторону молодежи, то передачи эстафеты от старших к младшим может не произойти.

— Какие вопросы можно рассмотреть на государственном уровне, чтобы творческий процесс стал действительно таковым?

- Прежде всего надо передать инициативу в выработке стратегии развития культуры специалистам, профессиональному сообществу. Государство вкладывает в их воспитание огромные средства, но в сложившейся с советских времен иерархии, эти голоса долгое время не могли быть услышаны, и это очень тормозило развитие. Наши специалисты лучшие в мире — ими надо гордиться, они заслуживают всяческого доверия. Русская исполнительская школа достойна стоять на витрине отечественной культуры. За более чем столетнюю историю своего влияния она стала одним из главных признаков России. Закручивание гаек здесь, мягко говоря, просто неуместно и ни к чему хорошему не приведет. Слава Богу, сейчас ситуация начинает меняться в лучшую сторону

— Вы не боитесь, что после вступления этой программы в силу ваши приоритеты не совпадут с интересами государства?

- Мне ясно, что абсолютно предсказуемого результата не будет. Важно, что появилась государственная воля в сфере культуры, которой раньше не было. А культура всегда будет нуждаться в поддержке и может окупиться только в перспективе, но суть в том, что она окупается во всех сферах жизни общества. Это поле надо постоянно засеивать и возделывать, несмотря ни на какие сложности и обременения в других сферах. Тогда это будет беспроигрышный вариант, в том числе и экономический. Надо понимать, что, образно говоря, экономя на культуре, мы будем разоряться на тюрьмах.

— Чиновники часто спрашивают, зачем нам нужно так много музыкантов. Как вы отвечаете на этот вопрос?

- Сейчас все захвачены футболом. Приведу один пример: Голландия — маленькое государство, которое немного больше Московской области, зато они кормят весь мир прекрасными футболистами и от этого, почему-то, не страдают, а извлекают для себя максимальную пользу. Мы тоже кормим весь мир музыкантами, но вместо того, чтобы радоваться и использовать это во благо России, их сокращаем. Там, где у нас все плохо — мы ничего не делаем. Там же, где все хорошо — беспокоимся, зачем это нужно и, соответственно, теряем один из важнейших наших приоритетов и конкурентных преимуществ.

Если русская исполнительская школа угаснет, то неизбежно и мировая планка исполнительского искусства упадет. Но важно понимать, что без великого исполнителя не может быть и великого композитора. Нам надо быть активней. Самим объединяться, чтобы нас слышали и понимали на всех уровнях.

— Как представить за рубежом русскую культуру в условиях сложной политической ситуации?

- Мы недавно провели в Италии крупный фестиваль российско-итальянской культуры «Очи черные». Должен сказать, что, не смотря на антироссийскую истерию, он привлек внимание всей Европы. Ничего другого, кроме восторга, уважения и любви к России, ее культуре, нашим музыкантам и деятелям культуры со стороны публики мы не ощутили. Это важнейший фактор нашего влияния. Тем более в ситуации, когда мы не обладаем адекватным Западу ресурсом воздействия в информационном поле.

— Что произойдет с музыкальной профессией в будущем, если все неурядицы удастся предотвратить?

- Я убежден, что по мере развития цивилизации музыка будет выходить на авансцену общественного сознания, станет главным приоритетом в развитии личности и в жизни общества. Искусство музыканта стало в России законодательно принятой профессией всего 150 лет назад (здесь эпоха придворных крепостных музыкантов не в счет). В этом отношении она одна из самых молодых, но уже стала раритетной, поскольку в ней проявляются высшие возможности человека.

Мы не знаем, что такое музыка. Она до конца непознаваема: как космос, бесконечность и любовь. Музыканты убеждены, что наша цивилизация существует для музыки. Музыка стала главным ее признаком. Возможно, это космический язык. Недаром же американцы послали на космическом корабле в иные миры Девятую симфонию Бетховена!

Очень хочется, чтобы наше поколение по отношению к великой музыке было достойно наших великих предшественников, и чтобы Россия, как и прежде, оставалась ведущей музыкальной державой!

Победитель «Евровидения 2024» уронил и разбил свой приз

12.05.2024 14:02 Музыка Рубрика: Хроника 16+
соцсети

Победитель конкурса песня «Евровидение» Немо разбил свой трофей всего через несколько минут после того, как удостоился его во время финального шоу 11 мая 2024 года в Мальмё. 24-летний швейцарский исполнитель получил статуэтку в виде стеклянного микрофона из рук прошлогодней победительницы Лорин и исполнял на бис свою песню «The Code». В финале номера он упал на колени на сцену и, когда собирался встать, приз в его руках разбился об пол с громким звуком (хорошо слышным даже в трансляции). Когда Немо поднялся, половина статуэтки была у него в руках, а вторая оставалась лежать.

Подобный инцидент уже имел место – в Москве, в 2009 году, когда победителем «Евровидения» стал норвежский исполнитель Александр Рыбак с песней «Fairytale». На финальную пресс-конференцию он пришел с половинкой своего трофея. Тогда продюсеры приняли решение дополнительно укрепить конструкцию двумя кольцами, соединяющими верхнюю и нижнюю половины конструкции.

Уникальное произведение искусства ручной работы имеет форму классического микрофона и изготовлено из массивного прозрачного стекла с пескоструйной обработкой и окраской деталей. Статуэтка была спроектирована Кьеллом Энгманом из Коста-Бода в 1946 году.

Приз существует не в единственном экземпляре. Автор текста и композитор песни-победителя также получают уменьшенную версию трофея. Есть еще одна полноразмерная статуэтка, которая обычно размещается в приемной штаб-квартиры Европейского вещательного союза.

Победитель «Евровидения 2024» Немо Меттлер — швейцарский певец, рэпер и мультиинструменталист, он также умеет играть на скрипке, фортепиано и барабанах и учился оперному пению. Он родился в Биле/Бьене, двуязычном городе в кантоне Берн. Дебютировал как поп-исполнитель в 2015 году, а его сингл «Du» 2017 года достиг четвертого места в швейцарских чартах. В 2021-22 годах участвовал в швейцарской версии шоу «Маска» в костюме розовой панды. Песня «The Code» была написана Немо в соавторстве с Бенджамином Аласу, Лассе Мидцианом Нюманном и Линдой Дейл в смешении самых разных жанров: от оперы до рэпа.

Фото: соцсети
Теги: статуэтка, Евровидение-2024
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на клип Игоря Цыбы «Больно»: Хали-гали, цыпер-триппер

обложка сингла

2024, Ицык Цыпер.

Оценка: 7 из 10.

Я так понимаю, Игорю Цыбе наконец пригодился его псевдоним Ицык Цыпер, который почему-то на всех обложках пишется через запятую с его настоящим именем. Сидел человек, придумывал рифмы к слову «Цыпер», так и нарисовалась тема новой песни, посвящённой… трипперу (который в тексте также рифмуется с шифером и чифиром). Я даже не думал, что эта проблема до сих пор актуальна и что народное название этого ЗППП по-прежнему в ходу. Но комментарии под клипом полны респектов к непростому выбору:

- Видно – мужик давно живет, все песни жизненные. Классно, что он поднимает такие проблемы в обществе через свое творчество.

- Дед опять выдал качающий музон.

- Песни деда на летних дискачах зайдут!

- Ну всё, трихопол поднимут в цене, еще не одна реклама не звучала так красиво и правдиво.

Правда, в комментах есть и критика, например:

- Ты выпускаеш песни чаще, чем я дышу (орфография сохранена. – А.М.).

Ну а что тянуть с релизом, если, в отличие от шансонье прошлых лет, Цыба-Цыпер не стремится рассказать историю во всех подробностях, а ограничивается двухминутными зарисовками. Три несложных куплета, проникновенный припев, качающий бит – и трек готов. Игорь Цыба наловчился ещё снимать малобюджетные видеоролики, слегка расширяющие сюжет песни. На сей раз режиссёр Алина Джагалтаева уложила пациента на операционный стол, с которого он пытается сбежать, не веря в столь радикальные методы лечения гонореи, и является в аптеку за таблетками. При этом соседка Мила, которая, по тексту, всех и заразила, в клипе не появляется – зрителю даётся возможность нафантазировать её самостоятельно.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла
Теги: рецензии, клип, Алексей Мажаев, Игорь Цыба

Сегодня родились Рами Малек и Владимир Холстинин

Sipa/Fotodom

12 мая 2024 года, воскресенье.

Пьесу Арбузова «Мое загляденье» про «советского Теда Лассо» покажут в МХТ.

«Ретро» по пьесе Александра Галина станет спектаклем Театра Армии.

«Божья коровка», «Стрелки» и «Вирус» будут бороться за победу в «ВИА Суперстар!».

27 лет актрисе Одейе Раш.

30 лет актёру Василию Буткевичу.

37 лет актёру Денису Васильеву.

37 лет певице Вике Дайнеко.

41 год актёру Доналу Глисону.

41 год олимпийской чемпионке по художественной гимнастике Алине Кабаевой.

43 года актёру Рами Малеку.

44 года писателю Сергею Шаргунову.

53 года актрисе Джейми Лунер.

57 лет лидеру группы «Рок-острова» Владимиру Захарову.

58 лет актёру Стивену Болдуину.

62 года актёру и режиссёру Эмилио Эстевесу.

64 года продюсеру Александру Толмацкому.

66 лет барду Алексею Иващенко.

66 лет барабанщику группы Kiss Эрику Сингеру.

66 лет гитаристу группы «Ария» Владимиру Холстинину.

67 лет клавишнику и вокалисту группы «АВИА» Николаю Гусеву.

67 лет композитору и певцу Андрею Косинскому.

74 года актёру Гэбриэлу Бирну.

76 лет музыканту Стиву Уинвуду.

80 лет назад эстрадный певец Вадим Козин был арестован за «антисоветскую агитацию» и приговорен к 7 годам магаданских лагерей.

140 лет назад умер композитор Бедржих Сметана (1824-1884).


13 мая.

«Жара Music Awards» пройдёт на «ЦСКА Арене».

Новый сезон «Универа» с вернувшимся Виталием Гогунским покажет ТНТ.

«Постучись в мою дверь в Москве» покажет ТНТ.

Дмитрий Губерниев проверит российскую сферу услуг для внесения в «Черный список».

29 лет актёру Тейлору Джону Смиту.

34 года актёру Максиму Емельянову.

38 лет актрисе и режиссёру Лине Данэм.

38 лет актёру Геле Месхи.

38 лет актёру Роберту Паттинсону.

38 лет певцу Александру Рыбаку.

50 лет гитаристу группы «Бригадный подряд» Анатолию Скляренко.

60 лет телеведущему Стивену Кольберу.

60 лет певице Маше Распутиной.

63 года баскетболисту Деннису Родману.

64 года актёру и певцу Ефиму Александрову.

67 лет актрисе Людмиле Нильской.

74 года певцу и композитору Стиви Уандеру.

85 лет актёру Харви Кейтелю.

1 год назад умер телепродюсер Эдуард Сагалаев (1946-2023).

5 лет назад умерла актриса Дорис Дэй (1922-2019).


14 мая.

28 лет диджею Мартину Гарриксу.

34 года певице Марии Гончарук.

36 лет композитору Дмитрию Емельянову.

40 лет композитору и участнику группы Hurts Адаму Андерсону.

40 лет Марку Цукербергу.

42 года продюсеру Татьяне Тур.

44 года экс-участнице группы «Рефлекс» Алёне Торгановой.

48 лет актрисе Мартине Маккачон.

49 лет лидеру группы «Океан Эльзы» Святославу Вакарчуку.

50 лет актрисе Анне Михалковой.

53 года кинорежиссёру Софии Копполе.

54 года актёру Ярославу Бойко.

55 лет актрисе Кейт Бланшетт.

59 лет лидеру группы «Кар-Мэн» Сергею Лемоху.

62 года ведущему Василию Стрельникову.

63 года актёру Тиму Роту.

72 года лидеру группы Talking Heads Дэвиду Бирну.

72 года кинорежиссёру Роберту Земекису.

72 года композитору Владимиру Матецкому.

80 лет театральному режиссёру Льву Додину.

80 лет кинорежиссёру Джорджу Лукасу.

5 лет назад умер актёр Тим Конуэй (1933-2019).

95 лет назад родилась актриса Зинаида Шарко (1929-2016).

Фото: Sipa/Fotodom На фото: Рами Малек
Теги: Владимир Холстинин, Рами Малек, события дня
β 16+