Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.05.2017
21.05.2017
20.05.2017
19.05.2017

Елена Ваенга – «Лена» ***

29.07.13 11:28 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Елена Ваенга – «Лена» ***

2012 «Квадро-диск»

Я должен совершить своеобразный coming out и признаться, что до «Лены» не слышал ни одного сольного альбома Елены Ваенги, несмотря на всю бешеную популярность последней. Это совершенно не мешало мне потешаться над зажигательными интервью певицы и непосредственностью ее сценических манер, которые можно описать гребенщиковскими словами «пожилая ткачиха желает войти, гневно машет большими руками», и возмущаться ее безграмотно-капслоковым выпадом в адрес «пусей-хрюсей». Я не сомневался, что она поет в стиле «ужас-ужас», вздрагивал, встретив в прозе у Конецкого словосочетание «прошли Ваенгу», вместе со всеми издевался над пресловутой «тишиной, взятой за основу», и удивлялся, как можно сменить родную неблагозвучную фамилию на еще более тяжеловесный псевдоним. Но при этом не слушал, не слушал никакие пластинки Елены Ваенги, хотя она по дороге к своей всенародной популярности навыпускала их целую прорву.

Став одной из главнейших артисток страны, обильно гастролирующая Ваенга темп выпуска альбомов заметно снизила. Немного отдохнуть от концертных поездок ей удалось в декретном отпуске. Напрасно думать, что большую его часть она посвятила судам с желтыми изданиями — заодно она подготовила новый альбом, с помощью которого не только отдала какие-то аудиодолги поклонникам, но и сумела удивить нерадивого критика, для которого этот диск Ваенги оказался первым.

Название «Лена» и оформление пластинки с «романтишным» полупрофилем на обложке характерны как раз для альбомов больших звезд: в этом видится некая фамильярная снисходительность по отношению к слушателям — мол, для вас я все та же Лена, хотя мы все и понимаем, что это давно уже не так. Но и это ощущение оказалось обманчивым: такими вещами, как регулирование дистанции с поклонниками, Ваенга явно не заморачивается, и ее искренность совсем не наигранная. И в трек-лист «Лены», похоже, попали песни, которые нравятся певице, а не потенциальные хиты, проверенные на фокус-группах.

И вот тут-то начинается самое интересное. Женщина, которую трудно заподозрить в наличии тонкого музыкального вкуса, включила в этот альбом не то что не «ужас-ужас», но вообще ни разу не ужас. Здесь есть произведения разных форматов, и некоторые из них оторвали бы с руками, например, на «Нашем радио», кабы не знали имени исполнительницы. Конечно, в большинстве аранжировок преобладает некая шансонно-кабацкая бесшабашность, а в вокальной манере Елены часто проскальзывает псевдонародность не самого аутентичного пошиба. Вероятно, именно она находит понимание у основной части целевой аудитории Ваенги, но это не отменяет того факта, что на пластинке есть несколько вещей, сильных не своей примитивностью, а просто сильных. Это, например, тихие баллады «Лодочка» и «По моей щеке», самоироничная «Сложная песня» и композиция «Больно», представляющая собой нечто среднее между театрализованными ранними хитами Пугачевой и произведениями русского женского рока. «Ре, ля» — этакий эстрадный блюз, а «Виски» легко представить в репертуаре если не Земфиры, то Дианы Арбениной точно. И это не шутка.

Возможно, если бы я услышал альбомы Ваенги раньше, к выходу «Лены» я бы уже смог сформулировать ответ на вопрос, как в одном человеке сонграйтерский талант сочетается с хабалистым имиджем, а музыкальный вкус — с тягой к прописным буквам. Но теперь придется как минимум ждать следующего диска.

Алексей Мажаев

Теги: Романс