Никита – «Танец в темноте» **
Никита. Релиз диска состоялся в июне.
Это очередное, так сходу и не скажешь, какое уже по счету, возвращение певца Никиты. Вот бывают в поп-музыке такие ньюсмейкеры, у которых все новости одинаковые – «опять нашел себя и возвращается». Попытки перейти к рутинному существованию и заставить пресс-службу писать спокойные информационные заметки типа «Никита представит коллекцию очков» не вызывают, как правило, никакого отклика, кроме: «Коллекцию очков? А кто это, Никита? Он что, вернулся?» Возможно, такое восприятие и не совсем справедливо, но Никита (по паспорту Алексей Фокин) всю карьеру катализирует подобное к себе отношение. Поиски своего жанра, своей музыки и своего имиджа не затихают у него никогда (иногда, правда, происходят вдали от журналистских микрофонов); он часто даже находит всё это, потом понимает, что нашел не то, и начинает заново. Публика попросту ни разу не успела привыкнуть к очередному облику Никиты.
Забавно, что даже работа с продюсером Юрием Айзеншписом, благодаря которому певца узнала страна, началась с казуса. Некоторое время Никиту называли, как героиню популярного сериала – Никита с ударением на последний слог. Айзеншпису пришлось делать специальное заявление о том, что ударять артиста надо на второй слог – «по-русски и по-мужски». Продюсер знал, как продвигать певца на телевидение и в СМИ, но что делать с творческой составляющей, даже Айзеншпис не понял. В итоге Никита запомнился только песней «Улетели навсегда», точнее, двумя заглавными словами этой композиции (кто-нибудь знает, о чем ее текст?). Остальное – и лирическая вещь «Однажды», и секс-клип «Отель» - столь же органичными не показались. У Никиты довольно запоминающийся голос, толкового применения которому он пока так и не нашел.
Хронику промежуточных возвращений Никиты мы опускаем и сразу переходим к нынешнему. «Музыка получилась полностью клубная, - сообщает певец о новом альбоме «Танец в темноте». - Я решил уйти от попсового звучания. Хотя там есть, конечно, что-то попсовое, но оно все равно клубное! Мне хочется под нее танцевать, когда я ее слышу! Я хочу чтобы вся планета, весь земной шар, вся наша огромная страна – танцевала! Сейчас я хочу танцевать! И никто меня не остановит!» Обилие восклицательных знаков не предвещает ничего хорошего. Если переводить экзальтированные восклицания звезды на язык музыкальных терминов, получится, что Никита практически отказался от попсы в пользу электро-хауса. Да, сам он сможет вдоволь натанцеваться под свой альбом, но в том, что его устремления разделят завсегдатаи танцполов, есть некоторые сомнения: вряд ли артисту удалось создать что-то реально остромодное для клубов. Ну а поклонников качественной поп-музыки он разочаровал по полной программе. Узнаваемый голос расходуется вхолостую, почти не пробиваясь через зубодробительную танцевалочку. Отличить одну песню от другой непросто – каждую из них можно предъявлять в виде визитной карточки «нового Никиты» и ни одну из них не захочется переслушать для души. Исключение составляет лишь трек «Прости»: в середине альбома музыкант позволил себе единственную передышку и присовокупил к дэнс-аранжировке внятную мелодию.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia