Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

«Ляпис Трубецкой» – «Рабкор» ****

05.05.12 00:06 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
«Ляпис Трубецкой» – «Рабкор» ****

«Яндекс-музыка». Релиз состоялся 1 мая.

После едкой антиглобалистской трилогии «Капитал»-«Манифест»-«Культпросвет» Сергей Михалок и компания в прошлом году выпустили более эклектичный альбом «Веселые картинки». Некоторые треки с него даже напомнили о временах раннего, «жлоб-рокового» «Ляписа», а пацифистско-примирительная композиция «Я верю» собрала несколько премий и в целом может претендовать на звание одной из главных песен 2011 года. Вот только дальнейшие события показали, что о мире, дружбе и всепрощенчестве «ляписы» запели рано. Группу окончательно запретили в родной Белоруссии, а в России началось такое беспорядочное закручивание гаек, что того гляди резьба слетит. Московские концерты «Ляписа Трубецкого» начали превращаться в многотысячные политические шоу – короче говоря, «я верю», что времена для добрых песен настанут, но сейчас не до этого: сначала нужно дать сволочам «п…ды», как справедливо заметил Сергей Михалок на церемонии вручения «Чартовой дюжины».

Разница между «Веселыми картинками» и «Рабкором» - впечатляющая. Из самоуглубленных шутников-физкультурников, толкающих путаные философские телеги, «ляписы» за этот год превратились в свирепых и непримиримых рок-борцов за свободу. Михалок совсем бросил давать интервью, но в песнях высказывается жестче и однозначнее, чем в любой газете: кто против свободы, тот кровью умоется. Лозунг, не сомневаюсь, найдет большой отклик в сердцах слушателей, а пластинка «Рабкор», которая лет через двадцать вряд ли будет почитаться в качестве серьезного музыкального достижения «ЛТ», именно сейчас представляется крайне важной и своевременной. Фактически Михалок сделал то, от чего отказался Нойз МС (см. МУЗЫКА от 04.05.12): стал рупором освободительного движения. У него получилось более прямолинейно и радикально, чем мог бы сделать Иван Алексеев – но очень веско. Группа планировала выпустить альбом осенью, но не смогла держать его в себе столько времени: пепел Клааса, сообщения рабочих корреспондентов и рабский хардкор требовательно постучали в сердца.

«Ляпис Трубецкой» звучит на «Рабкоре» резче любых оскаленных альтернативщиков: даже смягчающие саунд ска-панковские дудки работают максимально злобно. Тембр Сергея Михалка, от природы будто бы предназначенный для пения глумливых строчек вроде «ты Роксана, я Бабаян», благодаря сосредоточенности и жестокой инструментальной поддержке превращается в мощное оружие (а когда не превращается, ему бескомпромиссно помогает второй вокалист Павел Булатников). Новых мелодических ходов мало: композитору не до этого, он генерирует мощь и ярость. Если опубликованная ранее песня «Путинарода» могла сойти за беззлобную социальную сатиру, а «Не быць скотам!» на стихи Янки Купалы при всей актуальности затронутой темы вызывала ассоциации с бедственным положением трудового крестьянства в Белоруссии столетней давности, то новые композиции несут однозначный месседж. «Разные фамилии, одна эмблема – Адольф Виссарионович Сатана» («Рабкор»), «ты ни при чем, равнодушие убивает не хуже пули, ты ни при чем, мир погибает, ну и х…ли», «полиция дрочит властный орган за пакет социальной блевоты» («Броненосец»), «убей раба в себе» («Убей раба!») – вот какие слоганы теперь будет орать молодежь на концертах «Ляписа Трубецкого», а вероятно, что и за их рамками. Даже мат в текстах «Рабкора» воспринимается буднично, ибо – ну а что и как тут еще скажешь? Целых четыре песни на белорусском языке ничуть не выбиваются из концепции: слова понятны не все, но эмоции изгнанных из Минска музыкальных повстанцев считываются на раз.

«Рабкор» - напористый и безжалостный альбом, никоим образом не отвечающий на вопрос: «ну хорошо, эту систему мы разрушим а дальше что?» Во-первых, давайте сначала действительно разрушим (с помощью в том числе новых песен «Ляписа Трубецкого»), а во-вторых, некоторые созидательные рецепты Михалок и Ко предлагали в той же «Я верю». Услышал их тогда кто-нибудь? Последовал ли? Пока с Адольфом Виссарионычем не будет покончено, с «Веселыми картинками» придется повременить.

Алексей Мажаев, InterMedia