Умер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»

Федор Чистяков – «Updated 2012» ***

«Отделение Выход». Релиз диска состоялся 1 октября. Сетевой релиз диска состоялся в октябре на сайте fchistyakov.ru.

«Я помню себя над дипломным проектом сидящим и ночи, и дни. Теперь дни и ночи тусовки и пьянки, и сейшена одни. Но я не жалею о том, что так стало, я не опустился на дно. Я верю, что только в наших подвалах широкое в мир окно». Нет, это не из альбома цитата, а из старой песни Александра Лаэртского. А вот пластинка «Updated2012» иллюстрирует обратный процесс в творчестве Федора Чистякова: из подвалов и с сейшенов – к серьезности и умеренности. Не знаю, насколько уместно теперь вспоминать Дядю Федора середины 80-х. В его руках баян оказался самым рок-н-ролльным инструментом, он придумал термин «говнорок», а концерты группы «Ноль» по энергетике превосходили шоу нынешних героев альтернативной сцены. Профессионализма в этом, возможно было меньше, чем драйва – но, если переслушать старые альбомы (так и хотелось написать «кассеты») Чистякова, легко вспомнить, сколько прекрасных, классических песен он записал; и речь тут не только о «Человеке и кошке», «Настоящем индейце» и «Иду, курю». Взять, например, «Ехали по улице трамваи» или «Маленький цикорий»: совершенно прекрасное безумство. Или театр абсурда, если угодно.

Нет, все-таки безумство, потому что мы знаем, что было дальше. После лечения Федор Чистяков вернулся другим. Интерес к музыке у него время от времени появлялся и исчезал. Да и песни стали другими. Когда уж совсем было объявлено, что он решил посвятить себя искусству видеомонтажа, Чистяков неожиданно нашел подходящих аккомпаниаторов (из петербургской группы «Кафе», которая находилась в подвешенном состоянии из-за тяжб с московским продюсером) и получил мощный концертный состав. В этом же составе был записан «Updated2012», необычное название которого вполне отражает его содержание. Это сборник – но не компиляция величайших хитов, а скорее сиквелов к ним. Здесь есть, например, песни «Кошка и человек» и «Улица Ленина 20 лет спустя», а также баянные вариации Федора на его излюбленную тему «Время, вперед» Георгия Свиридова. Кое-что, например, «Настоящий ондатр», перекочевало в «Апдейты» с более поздних проектов «пост-нолевого» Чистякова. А от себя времен «Ноля» Федор по-прежнему старательно абстрагируется; так, из сиквелов «старья» выхолощен разгульный настрой оригиналов, хотя в «Улице Ленина» солист однажды взвывает так, что напоминает Машу Распутину. Однако в остальном это весьма добропорядочный альбом, записанный профессиональными, талантливыми и изобретательными музыкантами, которые больше не позволяют себе пускаться не то что во все, но и вообще ни в какие тяжкие. Не знаю, как кому, но мне у нового Чистякова не хватает бешенства и исступления. Зачем хоронить тещу, если баяны никто не рвет?

Впрочем, если говорить не о музыке, а об индустрии, то технологии распространения пластинки дают большой материал для осмысления. Сам Федор Чистяков – вежливый, серьезный и умеренный господин средних лет – выложил на сайте подробнейший отчет о своем опыте сетевого релиза. Там есть статистика скачиваний, рейтинг песен и многое другое. Самое интересное – Чистяков без утайки сообщил, сколько денег заплатили ему благодарные слушатели, скачавшие этот альбом. Какие-то деньги перечислил каждый сотый, и общая сумма зашкалила… за триста долларов. «Думаю, что ежегодная запись альбомов - это не единственный путь для артиста и музыкальной группы, - резюмирует певец. - Более того, по моему мнению – малоэффективно. Не исключено, что «Updated 2012» станет для меня последним альбомом в привычном понимании». Что и требовалось доказать.

Алексей Мажаев,InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+