Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Сборник «За Троицкого» ****

«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в сентябре.

На пресс-конференции, посвященной выходу этой пластинки, Артемий Троицкий назвал себя «веселым беспечным болтуном» (см. МУЗЫКА от 09.09.11), которым почему-то заинтересовалась государственная репрессивная система. Комментарии Троицкого по любым вопросам действительно всегда остроумны, циничны и неполиткорректны, но, оценивая ситуацию объективно, сложно не удивиться тому, что высказывания довели Артемия Кивовича до реальных штрафов, административных и уголовных дел. «Даже такие певчие дрозды, как я, становятся объектами повышенного интереса и карательного правосудия», - констатировал критик. В то же время преследование Троицкого отлично иллюстрирует «диктатуру кровавой гэбни» как таковую. Современный российский тоталитаризм не запрещает проклинать себя в интернете и никого, за редким исключением, не терроризирует до кровопускания – нервы, правда, своим врагам старается измотать изрядно, в результате чего вызывает у свободолюбивых граждан не столько ненависть, сколько раздражение. Такой режим не свергают, а игнорируют. «Веселому болтуну» Троицкому хватило юмора не принимать репрессии близко к сердцу, его единомышленникам хватило выдержки не переводить этот шутейный поединок по борьбе без правил в партизанскую войну, однако нашелся Дон Кихот, атаковавший злобных великанов, прикинувшихся ветряными мельницами, со всей доблестью.

Благородного идальго зовут Василий Шумов, и секрет его неравнодушия, вероятно, заключается в том, что он 20 лет прожил в Америке. Уезжал он в эпоху перемен, а вернулся в атмосферу безнадеги и равнодушия. Деятельная натура Шумова озаботилась как бессодержательностью российской поп-музыки, так и несправедливыми санкциями по отношению к Артемию Троицкому. Василий стал собирать вокруг себя музыкальную молодежь, мечтающую заниматься осмысленным творчеством, выпускать сборники, организовывать концерты, защищать опального критика. В конце 80-х все эти акции вызвали бы мощнейший резонанс и, не исключено, смогли бы сдвинуть какие-то тектонические пласты. Сейчас значительная часть общества просто не замечает шумовских усилий либо относится к ним с полнейшей апатией и недоумением. Знают, что всё бесполезно. А Василий Герардович пока в этом не так уверен.

Затянувшееся предисловие я веду вот к чему: если вас заинтересует сборник «За Троицкого», вы все-таки постарайтесь его купить, а не скачивать бесплатно, иначе смысл затеи (помочь Троицкому оплатить судебные расходы) искажается до неузнаваемости. Участники июньского концерта в поддержку Артемия Троицкого в клубе «Хлеб» и сочувствующие этой акции бесплатно предоставили для компиляции свои треки. Из более чем сотни предлагаемых песен Василий Шумов выбрал 23, обеспечив максимальный 80-минутный хронометраж компакт-диска. Возможно, стоило выбирать еще жестче или более концептуально – мог бы получиться отменный сборник «песен протеста» от мэтров и молодежи. Отчасти он и получился, особенно его первая часть: «Ляпис Трубецкой» поет «Буревестника», Юрий Шевчук – «Господь нас уважает», Вася Обломов – «С чего начинается Родина», Нойз МС протестует против войны во Вьетнаме, Михаил Борзыкин – против чекистской кремляди, сам Шумов высмеивает новый застой, а «Мумий Тролль» вспоминает «Владивосток 2000» - конфликта там вроде бы никакого, но духа свободы хоть отбавляй. Более чем к месту громкий ернический «НОМ» с «Миротворцами», тихий философский «Хроноп» с «Москвой» и «Барто» с «Че»: возможно, не все знают, что команданте Че Гевара является кумиром Артемия Троицкого, каковой факт не только романтизирует опального критика, но и отчасти реабилитирует самого Че, давно воспринимаемого как героя масскульта. Но чем ближе к финалу альбома, тем неотчетливее становится месседж песен и болотистее состав участников: есть ощущение, что многих взяли хронометража ради, и потенциально резкий и опасный сборник из-за этого превратился во внеочередной смотр шумовской творческой акции «Содержание».

Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+