Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

Нино Катамадзе и Insight – “Redline” ****

«Мистерия рекордс». Релиз DVD состоялся в июле.

Главная ценность Нино Катамадзе и ее группы – в том, что они возвращают в музыку первоначальные и, казалось бы, утраченные смыслы. Ведь по всему, ну просто по всему выходит, что их успех в наше время невозможен – и стиль не тот, и национальность, и нежелание подстраиваться под вкусы публики. Любой ведущий продюсер, любой программный директор пошлет такую музыку и ее исполнителей далеко и надолго – потому что как он сможет такое продать? как такое способно развлекать алчущую удовольствий толпу? А вот поди ж ты: запись концерта сделана 26 ноября прошлого года в заполненном Crocus City Hall. Лица зрителей иногда показывают: да, там есть представители грузинской диаспоры, но они не в большинстве – остальные добровольно и с радостью пришли послушать музыку на непонятном для них языке, плакать под нее, грустить и мечтать. Нино Катамадзе не нужны продюсеры – ее связь со зрителем прямая, несмотря на то, что по-русски она говорит с трудом.

Музыку не всегда слушали для развлечения: под нее танцевали, но одновременно испытывали радость свободы; она катализировала душевные переживания, она служила утешением, учила жизни и открывала горизонты – как исполнителям, так и слушателям. Теперь мы к музыке относимся как к разновидности сферы обслуживания: а ну-ка спойте нам про несчастную любовь! или вот потрясите козой и порычите гитарами! или побыстрее тыц-тыц, менеджеру нужно хорошенько оторваться в пятницу! Индустрия реагирует на социальный запрос, бесперебойно поставляя музыкальные развлечения на любой вкус. Но когда талантливые люди создают музыку по запросу собственной души, получается нечто настоящее, что выходит за рамки развлекательного бизнеса. Катамадзе – один из ярких примеров именно потому, что в ее случае люди реагируют на вещи, противоположные тем, которые считаются правильными в шоу-индустрии.

Insight играет в странном жанре – джаз не джаз, world music не world music, психодел не психодел, но точно ничего остромодного. В группе собрались настоящие фанатики своего дела, слишком уважающие это дело, чтобы подстраиваться под какие-то форматы. В итоге рождается синтетический стиль, впитавший и богатый грузинский фольклор, и мировой джаз, и, скажем, арт-рок с трип-хопом. Если исключить голос Нино, будет очень интересная и качественная инструментальная музыка, которая при добавлении к себе Катамадзе местами становится гениальной. При этом вокал солистки сам по себе сложно назвать уникальным. Есть куда более техничные певицы, на концерты которых зрители ходят как на аттракцион, подобный шоу претендентов в Книгу Гиннесса. На концерты Нино Катамадзе идут за эмоциями и чувствами, а этот эффект рождается из сочетания вокального диапазона, мастерства и душевных вложений инструменталистов и искренности солистки. Нелепый наряд Нино, ее путаные реплики на русском, ее уходы в зрительный зал с последующими извинениями перед съемочной группой и детская радость при виде букетов – даже в записи прекрасно видно, что она не рисуется.

В случае с Катамадзе полной ерундой оказывается и разность менталитетов между русскими и грузинами – казалось бы, усугубленная донельзя пятидневной войной 2008 года. Судя по лицам зрителей в зале, они уже готовы опять объединиться в одну страну с Грузией – хотя бы потому, что Нино Катамадзе и Insight делают из своей музыки какую-то наднациональную субстанцию, где совершенно не важно, о чем поют. Мысли о чем-то большем вызывают не слова и даже не ноты, а какие-то неуловимые и трудноформулируемые вибрации. Впрочем, те, кто со времен Советского Союза соскучился по грузинскому многоголосью, увидят в середине концерта два номера с участием вокального ансамбля «Тбилиси».

Ставя этот концертник на play, я понятия не имел, о чем будет рецензия, но заранее был совершенно уверен в том, что музыка создаст некое правильное и важное настроение и точно не разочарует. Так и получилось. Приятного просмотра и вам.

Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+