Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"Муха" - "Стечение обстоятельств" ***

18.03.11 17:54 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Муха" - "Стечение обстоятельств" ***

CD Land. Релиз диска состоялся в марте.
"Такой молодой, а уже Сергей Галанин" - знаменитую фразу из песни "Тараканов" можно применить и к группе "Муха". Антона Якомульского и Александру Чугунову знают все, у них тысячи друзей на фейсбуке, они очень симпатичные и приятные люди — ну прямо как рубаха-парень из группы "СерьГа". Но вот собственно музыка Галанина нередко вызывает у слушателя чувство неловкости — как раз потому, что обидно, когда хороший человек пишет какую-то ерунду. Была бы какая-нибудь гнида попсовая — диссонанса не возникло бы. А если свой парень сочинил глупость и на радио ее отнес — как-то это неправильно. И как ему сказать об этом? И стоит ли? И что важнее — дружба или истина? Со времен Платона ответ на эту дилемму неочевиден. Так вот, в творчестве группы "Муха" нечто галанинское начало проявляться с первых же песен, тем более что и музыкальные жанры у них в общем-то схожи. Музыке Якомульского не хватало хитовости, в текстах Саши претенциозность порой сочеталась с примитивностью; отрицая приторную трогательность своего школьного шлягера "Только ты сегодня не придешь", экс-СашаЧ не предлагала взамен нового цельного образа — то есть личность за этими песнями чувствовалась, но языком музыки несколько недоформулированная. К тому же небезынтересные вокальные экзерсисы не всегда совпадали со стилистикой произведения. Некие творческие озарения тоже были слышны, но носили спорадический характер: участники "Мухи" предпочитали самовыражаться, а не выискивать в своих песнях и развивать коммерчески привлекательные нотки.
Большинство этих недостатков не преодолены до конца и на альбоме "Стечение обстоятельств", но в целом можно сказать, что "Муха" стала меньше похожа на пресловутого Галанина. Бережно сохранив собственное мироощущение, группа стала звучать более профессионально и цельно, и ее песни (какую-то часть, по крайней мере) теперь можно показывать не только друзьям, но и совсем посторонним людям. Правда, в рецензии мне не удастся избежать упоминания недочетов, которые задевают и все еще вызывают ощущение того самого диссонанса. Истина дороже.
Открывающая альбом песня "Не жалей о них" звучит вполне мощно, особенно припев: тут в полной мере раскрылись и вокальный талант Саши Чугуновой, и композиторский — Антона Якомульского. Еще один запоминающийся припев содержит трек "Нажимай и входи" - однако тут его настроение не вполне соответствует меланхоличности куплетов. "Муха" стремится к стилистическому разнообразию, иногда получается удачно — в иронически приджазованной песне "Микрофон" и почти романсе "Завтра начинается сейчас". В манерно-юмористических "Под мухой", "За любовь" и "Ты будешь первым" слух режут недостаточно изящные стихи, например, такие: "Оторвались вчера на славу, все всмятку: мышцы и суставы. И что надеть? Пора худеть! Ну что же это за подстава!" Есть здесь и несколько вещей относительно социального звучания: "Поколение", "Нафталин", "100 песен". Не сказать, что печальные наблюдения за проблемами поколения выглядят в устах Александры Чугуновой очень органично, но вот "100 песен" явно повествует о наболевшем. Сделанное в 2008 году предположение журнала Rolling Stone о том, что "Муха" способна занять в сердце Константина Эрнста место "Города 312" не оправдалось. Группа винит в этом теленачальников, сознательно отупляющих население с помощью "душной попсы". Впрочем, чтобы рассуждать об этом более компетентно, "Мухе" надо бы для начала сочинить как минимум один всенародный хит. Предпосылки к этому на новом альбоме уже слышны: вот и посмотрим, захочется ли Саше после выхода на новый виток популярности столь же бескомпромиссно и банально биться с попсой.
Алексей Мажаев, InterMedia