Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

"Телевизор" - "25 лет в одной лодке" ****

"Геометрия". Релиз двойного DVD состоялся в октябре.
Вот еще одна видеозапись юбилея, на сей раз не музыканта, а группы. В отличие от 50-летия Гарика Сукачева (см. МУЗЫКА от 13.11.10), четвертьвековой юбилей группы "Телевизор" не был похож ни на подведение итогов, ни на дружеские посиделки с элементами трибьюта. Михаил Борзыкин и Ко устроил концерт в двух отделениях в видавшем виды ДК Ленсовета, где 25 апреля прошлого года представил ретроспективу своего творчества. Почти все из своих 25 лет лодка "Телевизора" плыла против течения. Даже в конце 80-х, когда рокеры усиленно выполняли общественный заказ на песни протеста, голос Борзыкина звучал чересчур радикально. Неудивительно, что чуть ли не единственный в своем поколении, лидер "Телевизора" остался если не в андерграунде, то в индепенденте. С этой точки зрения 25-летний юбилей выглядит практически подвигом — потому что это праздник творческой и человеческой несгибаемости. Без минимальной медиа-поддержки и испытывая порой колоссальные финансовые трудности, Михаил Борзыкин продолжать выражать в песнях свою гражданскую позицию, тоже неизменную. Его извечная резкость всегда шла в разрез с компромиссной психологией, характерной для мейнстрима, который пытается приспособиться к любым временам (а к таким "приспособленцам", как ни крути, относится большинство публичных людей). Когда любой телевизионный намек на критику в адрес первых лиц на следующий день обсуждается в блогах как великое завоевание свободы слова, Борзыкин запросто называет вещи своими именами, вынося на публику мысли, которые эта публика боится высказывать даже на своих кухнях. В жанровом отношении Михаил тоже вполне постоянен. Возможно, эта приверженность к синтезаторному звучанию первоначально была обусловлена желанием где-то сэкономить — но в итоге превратилось в фирменный саунд "Телевизора". Особенно эффектно эти клавиши работают в песнях-прокламациях - жестких рубленых тоталитарных речевках, которые наиболее интересны в творчестве Борзыкина последнего времени.
Первое отделение юбилейного концерта "Телевизор" начал с вещей того периода, когда мало что предвещало превращение "нововолнового" ленинградского коллектива в пламенных обличителей папы-фашиста и рыбы, гниющей с головы. Почти аутентичный костюм из 80-х, синтипоп-прическа (разве что виски исполнителя посеребрены сединой) и песни "С вами говорит телевизор", "Шествие рыб" и "Я не виноват" выполнили функции машины времени. Правда, чуть барахлящей, потому что надрыва в голосе исполнителя стало заметно меньше, чем в оригиналах. Но не знаю, много ли зрителей испытали печаль по этому поводу. Ведь в более свежих песнях Борзыкин яростен и прекрасен. В результате вполне достоверно воссозданное звучание двадцати-с-лишним-летней давности выглядит немного неуместным, пародийным: хочется, знаете ли, опустить вводную часть и сразу приступить к обличению. В первом отделении особенно ярко получились "Пока мы сидим", "Квадраты" и предваряющие антракт "Три-четыре гада".
После перерыва Борзыкин поменял куртку и добавил горечи и социальщины. Сплетение старых и новых тем при этом получилось очень органичным. Прозвучали "На Желябова, 13", "Отечество иллюзий", "Заколотите подвал", "Очки", "Пронесло", "Мегамизантроп", "Газпромбайтер", "Рыба гниет с головы" (с комментарием "я думаю, она не устарела"), "Твой папа — фашист", а на закуску — "Сыт по горло-2". Даже юбилей можно превратить в индивидуальный марш несогласных.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+