Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

16.10.2017
15.10.2017

"Ленинград" - "Последний концерт "Ленинграда" ***

13.10.10 15:35 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Ленинград" - "Последний концерт "Ленинграда" ***

"Союз". Релиз диска состоялся в сентябре.
Не успел этот диск попасть на прилавки, как утратил актуальность в связи с возобновлением деятельности группы "Ленинград". Объявлены реюнион-концерты, и Шнуров опять фонтанирует новыми песнями. Песни вряд ли лучше старых, но билеты продавать надо — и лидер "Ленинграда" повышает процент провокативности: новинки звучат либо грубее обычного, либо будоражат больные темы. Самый яркий пример — "Химкинский лес". Не очень тонкий наезд на озабоченных политикой коллег не делает чести Сергею Шнурову как талантливому автору, но вызывает резонанс. Высказаться о том, какую Шнур написал… дурацкую песню, посчитали нужным тысячи блогеров — таким образом сделав возвращению группы на сцену серьезную рекламу.
В свете этих событий на "Последний концерт", превратившийся в еще одну иллюстрацию подходящего для многих наших звезд анекдота про "прощается и не уходит", нужно взглянуть по-новому. Утратив прощальный статус, диск остался собранием условно лучших песен "Ленинграда", иллюстрирующим как разные вехи в истории группировки, так и ее сильные и слабые стороны. К первым, несомненно, относится концертный драйв, ко вторым — неразборчивость в средствах достижения оного. В первые годы существования "Ленинграда" группа выполняла неожиданно оформившийся социальный заказ офисных работников, мечтающих о настоящем отрыве. Шнуров и компания отчаянно рубились на сцене, грязно матерились и устраивали на сцене натуральный психдом — то есть делали все то, чего не существовало в жизни их зрителей. Концерты "Ленинграда" были чистой воды сублимацией — по крайней мере для публики, музыканты-то, пока силы были, поддерживали имидж ухарей-бухарей и в быту. Вкусовые провалы в ту пору у Шнура были просто дикие, но на это мало кто обращал внимание, к тому же местами у него получались крайне складные образы. Но и провалы стали "классикой", документами эпохи, и попали на этот диск — см., например, песни "Пидарасы", "Все это рейв" и "День рождения". Фактически "Ленинград" спустя десять лет повторил эффект "Ласкового мая". Публика конца 80-х отлично понимала, что это очень плохая музыка — но с "Белыми розами" и "Седой ночью" поневоле связаны какие-то истории взросления. А под песни "Ленинграда" в конце 90-х люди отрывались так, как никогда и нигде больше не отрывались; запомнилось это, а не немотивированный фак-перефак солиста.
Потом Шнуров повзрослел (в отличие от части его слушателей), оказавшись гением самопиара, а также моментами точным трендсеттером и едким наблюдателем. Самопиар у него получался более чем естественным — говорить о нем заставляли как происходившие всегда вовремя антиобщественные поступки, так и мелодии с текстами. Песни "www" и "Мне бы в небо" обнаружили в нем даровитого композитора, а произведения вроде "Свободы" и "Менеджера" - человека, который при всем разгильдяйском имидже "сечет фишку" похлеще некоторых коллег. Шнур не забывал спародировать хит, переречитативить рэперов или простебать социальную язву, при этом оставаясь вполне "танцевальным" исполнителем, главное предназначение которого — заставить публику потеть в пьяном угаре. Большинство песен "Последнего концерта" все-таки направлены именно на это.
И, кстати, после прослушивания пластинки остается ощущение, что "Ленинград" здесь олицетворяет какую-то ушедшую эпоху. Сможет ли Шнуров, вернувшийся под лозунгом "Снова живы для наживы", опровергнуть эту мысль? Вот не уверен.
Алексей Мажаев, InterMedia