Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

Василий Шумов - "Акустика" ***

30.07.10 15:17 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
Василий Шумов - "Акустика" ***

"Союз мьюзик"/Zenith. Релиз диска состоялся в июне.
В 1996 году наша планета была гораздо больше. В частности, у нас не было возможности послушать в Москве новую песню Василия Шумова через несколько секунд после того, как артист выложил ее в сеть в Лос-Анджелесе. Поэтому история с эмиграцией лидера группы "Центр" воспринималась куда более драматично, чем воспринималась бы сейчас: какая разница, где жить творцу — музыка-то вот она, вся здесь в интернете! Два десятка лет назад отъезд Шумова казался личной потерей: не безвозвратной, как в советские времена, но вполне ощутимой — по крайней мере из музыкальной жизни Отечества Василий себя плотно исключал. Ведь даже для того чтобы выпустить тут его новый альбом, нужно было совершить массу странных по нынешним временам телодвижений. В частности, переправить болванку через океан, долго утверждать оформление и дай бог через полгода познакомить-таки россиян с творением "голливудского Василька".
Романтическое было время, располагающее к сильным чувствам. Когда весной 1996 года Василий Шумов впервые приехал в Россию с концертами, это вызвало ажиотаж. Сейчас даже поход на "Металлику" не считается обязательным, не говоря уже о то и дело наведывающихся в Москву эмигрантах с гитарами, а тогда к визиту Шумова отношение было как к возвращению блудного сына, а если совсем точно сформулировать — как к обретению (пусть и кратковременному) утраченного пласта русской культуры. Все клубные концерты Василия прошли с большим успехом, что позволило ему заметить, что за все восемь лет доамериканской музыкальной карьеры он не испытывал такого внимания к своей персоне, как за эти недели. В Москве Шумов задержался тогда почти на три месяца: посещал он не только свои концерты и забрел, в частности, на презентацию второго выпуска Российского музыкального ежегодника. Время, напоминаю, было романтическим, располагающим к спонтанным решениям. "А давайте пригласим его на сцену, пусть споет", - предложил кто-то. Вне программы, без переговоров, райдеров, договоров, гонораров, концертных директоров! "А почему бы и нет", - ответил Василий Шумов. Некоторые трудности вызвали поиски гитары для добровольца. В частности, Александр Градский давать свой инструмент отказался наотрез, еще и обозвав лидера группы "Центр" нехорошим словом. В конце концов — у музыкантов хорошая взаимовыручка — гитара была найдена, и Шумов со сцены МДМ спел то ли одну, то ли две песни. Для автора этих строк, присутствовавшего при сем событии, это было форменной визуализацией чуда: утерянное культурное явление не просто само явилось пред очи, да еще и взяло чужую гитару и поет классику!
На диске "Акустика" записан один из концертов тогдашнего шумовского тура по исторической родине, а именно — выступление в Смоленске, где вообще крайне внимательно относились к фиксации живого творческого самовыражения Василия Шумова. Неделю назад (см. МУЗЫКА от 21.07.10) была рецензия на альбом, частично записанный в Смоленске в 1988 году, а теперь пришла пора обозреть "Акустику", состоявшуюся восемью годами позже. Тут наконец можно расслышать то, чему мало кто придал значение в эйфории от приезда заокеанской звезды. Шумов выступал тогда в сопровождении своего американского друга-гитариста Фаста Фредди. Пел замечательные песни "Мальчик в теннисных туфлях", "Криминальная Раша", "Навсегда", "Тургеневские женщины", "Гуд, я еду в Голливуд", "Привет тебе" и др. Счастье от живого прослушивания того, что казалось потерянным навсегда, не позволяло тогда вслушиваться в аранжировочные нюансы. Ознакомившись с записью 14 лет спустя, я был удивлен весьма непривычным звучанием песен "Центра". Группа всегда тяготела к электронике, как нельзя лучше аккомпанирующей отстраненному вокалу Шумова — здесь же эти песни представлены в сопровождении виртуозной гитарной акустики, порой заглушающей певца, порой придающей произведениям неуместную фламенко-страсть, порой отвлекающей от содержания песен. Местами это, если честно, звучит занятно — но в истории "Центра" остается кратковременным любопытным экспериментом. В дальнейшем Шумов вернулся к более естественным для себя компьютерным звукам.
Алексей Мажаев, InterMedia