"Мордор" - "Жажда!" ***
Ко второму альбому группы стало ясно, что "Мордор" не прельщает слава "русских Rammstein" и даже титул лучших отечественных "данс-метальщиков". Сохранив театрализованность имиджа и укрепив инструментальный профессионализм, Оркус, Вольфган, Омбре Пахаро и Бумзен-Бумзен собственноручно отказались от права отвязно дурачиться, которое давали им их диковато-пародийные образы. В "Жажде" практически нет наглых выпадов в социальную сферу или откровенно глупых (и, соответственно, смешных) текстов. Музыканты в монструозных масках лишь в двух песнях за диск как-то соприкасаются с реальностью: в "32 дюймах" они предсказуемо, пафосно и уныло клеймят отупляющую роль телевидения ("мерцаньем золота манит своих рабов гниющий телеВавилон"), а в заглавном треке намекают на "черный фонтан" нефти. Гламур, попавший в название первой пластинки, больше не является предметом исследования российских данс-металлеров. Что же остается таким предметом? Увы, законы "Мордору" тут диктует жанр и имидж. Поэтому на диске героические боевики чередуются с мрачными замогильными балладами. И то, и другое исполняется не от имени чистеньких, волосатеньких и сверкающих заклепками металлистов, а от лица какой-то инфернальной нечисти: слушатель понимает, что все не взаправду, да и исполнители демонстрируют слишком наигранный надрыв. Формула получается слишком линейной: вырядился монстром — пой страшным голосом про подземелья и мрак. Воют и поют про это самое "мордоры", надо признать, старательно, но остается ощущение, что им тесновато в придуманных правилах игры. А может, наоборот, - в эти рамки они себя загнали сознательно, не очень-то полагаясь на то, что их таланты смогут проявиться в более широком жанре.
В "Жажде" ощутимо не хватает безумия. То его количество, которое здесь есть, инспирировано сугубо имиджевыми моментами: понятно, что пауэр-метал в таких костюмах исполнять не станешь, поэтому какая-то квота "десухи" в музыку "Мордора" заложена автоматически. А вот неожиданных ходов, ярких жестов, смелых тем в альбоме явно недостаточно. Это диск профессионалов тяжелой музыки, не более того. Вылизанный и скучный. Тогда как ждут от "Мордора" решительных лидерских поступков законодателей мод: заметный имидж придумали, с чувством юмора все в порядке, чего же теперь стесняться?
Возможно, эти отдающие вкусовщиной претензии к "Жажде" и не возникли, если бы группа оказалась способна поместить в трек-лист пару-тройку захватывающих, запоминающихся песен. Однако выявить таковые здесь крайне сложно. Даже утробный вокал Оркуса кажется вымученным, хотя солист всего-навсего четко выдерживает заявленный стиль. Но от этого и весь индастриал-саунд выглядит каким-то усталым — а хитов или хотя бы шуточных композиций, способных развеять это впечатление, здесь нет. Весь материал можно разделить на песни умирающих зомби ("Проклятые ночи", "Город", "Песня для…", "Зона безопасности миров", "Привал странника") и песни зомби воспрявших и атакующих ("Банзай", "Мясорубка", "Марш сорвиголов"). И только в "Форсаже" "Мордор" комбинирует обе своих манеры: здесь дремлющий внутренний зомби Оркуса внезапно просыпается в припеве, и это чуть ли не единственное проявление вариативности и разнообразия в "Жажде".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)