Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

Юрий Маликов - "Мой адрес — не дом и не улица" ***

21.05.10 14:50 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
Юрий Маликов - "Мой адрес — не дом и не улица" ***

Частное издание. Книга появилась в продаже в апреле.
Художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля "Самоцветы" Юрий Федорович Маликов начал писать свои мемуары не от хорошей жизни. В конце 80-х — начале 90-х его главное детище оказалось невостребованным, и деятельному продюсеру (хотя он никогда не ассоциировал себя с этим словом) показалось, что пора поневоле уходить на пенсию и заниматься книгой воспоминаний. Тогда он даже успел надиктовать несколько фрагментов мемуаров. Однако вскоре тенденция огульного отрицания совка сменилась ностальгическим трендом, и "Самоцветы" практически триумфально вернулись со своими старыми песнями и даже в нескольких составах. Вершиной карьеры своего ВИА Маликов теперь считает концерт в Государственном Кремлевском дворце, посвященный 35-летию коллектива. После этого юбилея Юрий Федорович — так сказать, на гребне успеха — решил вернуться к работе над мемуарами. Первоначальный тираж издания составил тысячу экземпляров и раздаривался друзьям и знакомым, а в книжные магазины "Мой адрес — не дом и не улица…" поступил совсем недавно.
Вероятно, чтение этой книги тоже лучше растянуть на несколько месяцев — прочитав одну из восьми глав, к следующей стоит возвращаться, когда крепко забудешь содержание предыдущей. Дело в том, что у Юрия Федоровича получилось совсем не линейное повествование, и, несмотря на его феноменальную память на даты, он не очень старался соблюдать хронологический порядок. Гораздо важнее для отца Дмитрия и Инны Маликовых оказалось лишний раз как-то защитить дело своей жизни — поэтому он то и дело сбивается на пропаганду искусства ВИА, критику современной поп-культуры (без конкретных имен) и рассказы об успехах "Самоцветов" (и вообще эстрады) советского периода. Это небезынтересно, но когда читаешь книжку "насквозь", возникает ощущение, что и автор, и редактор готовили текст по частям. Фразы типа "мне все песни из репертуара "Самоцветов" очень дороги и своей трепетностью, и патриотизмом, и актуальностью на все времена" поначалу не раздражают — ибо даже сквозь такую "суконность" чувствуются душевность и доброта автора. Но когда подобные формулировки встречаются в пятый раз, они уже откровенно веселят, а на восьмой начинают слегка… надоедать. Юрий Федорович отвел отдельные главы на воспоминания о родителях, своем становлении как музыканта, рассказы о детях, историю знакомства с женой — эти места наиболее информативны и занимательны, хотя и в них автор иногда будто спохватывается и опять возвращается к "Самоцветам" и стариковскому брюзжанию в адрес нынешней попсы или вдруг рассыпается в благодарностях людям, которые помогали ему на протяжении жизненного и творческого пути. Таким образом, мысли, которые Юрий Федорович считает самыми важными, в книге повторяются множество раз. Читатель не однажды понадеется, что автор вот-вот проговорит самое главное и наконец приступит собственно к мемуарам, но большому счету эта надежда так и не сбудется. При этом в рассказах о семье встречаются моменты, которые уже были много раз озвучены в интервью — например, история о потерянном во время прогулки на саночках Диме Маликове или случай, когда из длительной зарубежной поездки Маликов-старший вместо денег и подарков семье привез тонны музыкальной аппаратуры для создания своего ансамбля.
В главе о любимой жене никак не объясняется, почему отца Людмилы Михайловны, у которого молодожены Маликовы прожили три года, зовут Александром Васильевичем. На помощь любознательному читателю неожиданно приходит "постепенный" метод создания книги: в следующем разделе, написанном явно через большой временной промежуток, Александр Васильевич оказывается отчимом. Не менее забавно обнаружить на фотографии, подписанной "ВИА "Самоцветы", 1984 год" человека в футболке с надписью "Перестройка". Вообще же в книге много редких иллюстраций, причем семейные хроники Маликовых теснейшим образом переплетены с биографией "Самоцветов". Следует также отметить прекрасную работу корректора. А профессионалы шоу-бизнеса почерпнут из издания крайне любопытный анализ ВИА как одного из главных жанров в нашей музыке — сделанный изнутри, с большим знанием дела и не меньшей любовью.
Алексей Мажаев, InterMedia