Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016
04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"Рубль" - "Сдачи не надо" ***

20.05.10 14:37 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Рубль" - "Сдачи не надо" ***

"Союз мьюзик". Релиз диска состоялся в апреле.
В декабре прошлого года Сергей Шнуров выложил на сайте своего нового проекта 28 песен и предложил всем желающим самостоятельно составить из них альбом группы "Рубль". Шнур настаивал только на одном — чтобы диск назывался "Сдачи не надо", - рекомендовал оптимальное количество треков числом 13 и называл все происходящее актом легального пиратства. Тринадцать-то тринадцатью, только как их выбрать, если их не отличить? Об этом говорилось в рецензии на интернет-релиз "Сдачи не надо" (см. МУЗЫКА от 22.01.10): закрыв "Ленинград" и открыв "Рубль", Сергей Шнуров не стал утруждать себя поисками новой концепции, сосредоточившись на эксплуатации былых "ленинградских" успехов — грязный гаражный рок, емкие матерные слоганы, короткие песенные выкрики… Несмотря на громкость и тщательно подчеркиваемую "дикость", все это производило довольно скучное впечатление.
Спустя почти полгода альбом был издан на физическом носителе. Из уважения к автору обложку украсила странная в этом контексте (все-таки диск теперь продается за деньги) надпись "Акт легального пиратства", а человеком, который согласился выбрать из 28 песен лучшие, стал Артемий Троицкий. Правда, тринадцати треков ему показалось мало, поэтому в окончательный вариант вошло 18. Выбор и расстановка композиций осуществлены "без ведома и противодействия Шнурова". Нужно сказать, что секвестирование пошло пластинке на пользу: стилистического разнообразия, конечно, не прибавилось, но в концентрированном виде эти песни выглядят более цельно, да и кончается альбом быстрее. На мой вкус, 40-минутный хронометраж был бы еще оптимальнее, но после выбора Троицкого осталось почти 49 минут звучания. Артемий Кивович не смог пройти мимо тем, которые интересуют лично его — видимо, этим обусловлено появление на диске песен "Русский рок" и "Легенды говнорока" - и постарался по возможности обойтись без пережевывания вечных страданий про баб и бухло. Примечательно, что в трек-листе нет ни одного матерного слова: так, получившая известность благодаря запрещению клипа "Я х…ярю на гитаре" именуется здесь "Я, гитара и костюм", "Пох…й" теперь называется "Без разницы", а в песне "Любовь — это…" нелицеприятное определение скрывается за многоточием.
Песни диска все равно сливаются в единую оруще-ревущую массу, однако мы можем попытаться представить, чем руководствовался мэтр, отбирая ту или иную вещь. В "Олимпиаде" Шнуров эпатирует рефреном "наш бог давно подох" (если я правильно расслышал сквозь "стену звука"), песня "В мире животных" может сойти за аллегорию человеческих отношений, а "Я, гитара и костюм" радует какой-то первобытной дикостью и простотой (кстати, в новой, "цензурной", версии клипа член Шнурова прикрыли купюрой. Денежной). "Терпи", вероятно, попала на диск благодаря несложной языковой игре "терпи-терпи-терпи/Питер-Питер-Питер", а "50" - из-за откровенно-безысходной фразы "вряд ли мы доживем до писят". Далее идут две песни "про любовь": Шнуров безо всякой грусти констатирует, что "Любовь — это п…ц", а затем вдруг включает печального, но сильно матерящегося лирика в композиции "Без разницы". "Праздник", "Доширак" и "Выходной" - это триумф фитнес-рока, потогонные концертные боевики с некоторым влиянием хард-рока 70-х. В "Рождестве" компилятор, очевидно, усмотрел социальную критику, в "Легендах говнорока" - самоиронию (впрочем, вполне самоповторную), а в песне "Время водка" - небезынтересную идею измерять время количеством выпитого. "Ничего нового" не могла попасть на диск, будучи точным и беспощадным очерком нравов и одновременно авторецензией на этот альбом, а "Сдача" - потому что в пластинке нельзя без заглавной песни. "Мы играли" - удачная эпитафия группе "Ленинград" с ярким образом "шли мы к Солнцу, а пришли к залупе". Завершает диск почти психоделическая, шестидесятническая "Любовь".
Алексей Мажаев, InterMedia