Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

28.03.2017

Александр Алексеев - "Кто есть кто в российской рок-музыке" ***

18.05.10 14:49 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
Александр Алексеев - "Кто есть кто в российской рок-музыке" ***

"АСТ/Астрель". Книга вышла в свет в декабре.
Первый выпуск "Кто есть кто" (тогда еще "в советском роке") был издан в 1991 году и стал для меня важнейшей настольной книгой. Мало того, что я использовал "иллюстрированную энциклопедию отечественной рок-музыки" в качестве материала к своему диплому "Электронная обработка текстовой и изобразительной информации…". В условиях информационного дефицита книжка была одним из главных источников знаний о советской рок-музыке. О многих коллективах я сначала прочитал в "Кто есть кто", а уже потом услышал их музыку. Были и такие группы, которые остались только на страницах издания, более ничем и никогда себя не проявив. Как бы то ни было, в течение нескольких лет после выпуска "Кто есть кто в советском роке" оставалась самым точным, полным и красиво сверстанным справочником по данной теме. (Тогда же были изданы несколько энциклопедий о зарубежном роке, но они представляли собой либо перевод западных источников, либо взгляд на рок-музыку через призму собственного эмоционального восприятия, как "Лирическая рок-энциклопедия" Александра Кутинова).
Известие о выходе четвертого издания (в одном из предыдущих автор-составитель Александр Алексеев пытался систематизировать даже отечественную поп-музыку) в первую очередь вызвало к жизни законный вопрос: а способен ли "устаревший" книжный формат энциклопедии конкурировать с теми же интернет-ресурсами? Кто сейчас захочет черпать знания о российском роке из увесистого (560 страниц), но все равно "не резинового" тома?
Ответы будут даны ниже, а пока сосредоточимся на достоинствах и недостатках новейшего выпуска "Кто есть кто". К первым относится очень удачный макет: фотографии теперь размещаются не на вклейках, а напрямую иллюстрируют тексты, в оформлении находится место и логотипам групп, и обложкам их главных альбомов, да и вообще дизайн (от студии "Дикобраз") заслуживает теплых слов. Среди недостатков — одновременно массивность и неполность издания: за 18 лет, прошедших с выхода первого "Кто есть кто", появились тучи групп и случилась масса событий, и если все их можно было бы скрупулезно отследить, энциклопедия стала бы многотомной. Автору пришлось серьезно отфильтровать список фигурантов, но непонятно, как сквозь фильтры проскочили какие-нибудь "Вавилон", "Бен Ганн", "Ромин стон", "Команда Сталинград", "Паранойя" и масса групп клубного уровня, а также зачем нужны дублирующие друг друга отдельные главы про Сукачева и "Неприкасаемых" или Крупнова и "Черный обелиск". Не удалось решить извечную проблему: что применительно к отечественной музыке считать главными вехами истории групп. В аналогичных западных справочниках всЈ понятно: альбом (успешность или провал которого оценены объективными цифрами) — тур (аналогично) — смена состава — смерть - реинкарнация. У нас такая схема действует с большой натяжкой, поэтому Александр Алексеев с переменным успехом комбинирует эти данные, например, с собственными субъективными описаниями творческой составляющей пластинок, а в качестве важных событий в биографиях по необъяснимым причинам фигурируют презентации того или иного релиза (с указанием точной даты и места! А вот к датам смертей своих героев автор далеко не так внимателен). Время от времени проскакивает информация о том, что альбом такой-то "продавался очень успешно" - при этом на каких данных основываются подобные выводы, не сообщается; даже на оценочном уровне с некоторыми из них я бы серьезно поспорил. Попытки автора что-то сообщить и о музыке, как правило, сводятся к неумеренному употреблению термина "драйв" и примерно таким пассажам: "В альбоме заметна тяга группы к психоделическому поп-року, спокойные, слегка утомленные интонации солиста контрастируют с сжатой, как пружина, энергетикой саунда. Саксофон и виртуозная работа басиста добавляют в альбом ощущений непредсказуемости окружающих нас страстей и хаоса", а то и "наводя на зрителей ужас, истерику и страх". Особенно интересно читать подобное про хорошо знакомые пластинки.
Откровенно разочаровывают в текстах многочисленные "рекламные компании", "полные аншлаги", неверное употребление слова "культовый" и многочисленные ошибки в фамилиях музыкантов и названиях альбомов. Вот лишь несколько примеров: "Чужие песни и несколько своих" Крупнова дважды именуются "Свои песни и несколько чужих" (несмотря на то, что опубликованная тут же обложка вопиет об обратном), скрипачка "Короля и шута" на одной странице названа и Нефедовой, и Бессоновой, кроме того, автор уверен, что барабанщики Сергей Наветный и Сергей Подрезенко - это один и тот же человек, а Константин Арбенин — родной брат Дианы. В некоторых местах видны "швы", по которым тексты для нового издания соединяются с предыдущими версиями. Так, в короткой главе про Юрия Наумова в четырех последних абзацах трижды (!) повторяется, что музыкант живет на Манхэттене, раз в год приезжает с концертами на родину, но совсем возвращаться не собирается.
С этими-то ляпами как раз все понятно: запарка, спешка, дедлайны, контроль верстки — тут уж, учитывая объемность труда, не уследишь за такими мелочами, как доведение до совершенства собственно справочной части. Это лишний раз доказывает, что подобные проекты не должны держаться на энтузиазме героя-одиночки: ценою титанических усилий справиться со столь объемным трудом еще возможно, но чтобы получилось хорошо, а не абы как, нужен хотя бы внимательный редактор. В силу вышесказанного четвертое издание "Кто есть кто" Александра Алексеева сложно расценивать как точный и аккуратный справочник: тут есть некие базовые данные по теме, есть небезынтересные сведения по современному состоянию подзабытых проектов, но для получения более полной биографии интересующей группы придется привлекать дополнительные источники.
Таким образом, книжная рок-энциклопедия, конечно, уступает интернету по многим пунктам. Она ограничена объемом, в ней нет возможности оперативного исправления неточностей и онлайн-добавления новых сведений. ВсЈ так. Но ведь и в сети до сих пор нет удобного ресурса, аккумулирующего биографические справки по данной теме. На некоторых порталах есть энциклопедические разделы — которые, как правило, составлены одним махом и весьма нерегулярно обновляются. Наличие, точность и подробность биографий на сайтах групп всецело зависят от энтузиазма самих музыкантов и их пресс-служб, а появление вменяемых справок на Википедии — от фанатской активности. И там, и там сложно рассчитывать на объективность — неоднозначные страницы истории музыканты, как правило, предпочитают обойти молчанием. А про некоторых Википедия вообще ничего не сообщает, так что для того, чтобы получить точную и полную биографию того или иного проекта, нужно задействовать много источников, одним из которых вполне может стать фолиант Алексеева.
Биографический рок-портал (полный, подробный, постоянно действующий и оперативно обновляемый) Рунету действительно очень нужен. Однако физически его не потянуть даже группе энтузиастов — необходимы компетентность редакторов, четкая координация и достойное финансирование. Если будут предметные предложения по последнему пункту — я готов взяться за создание и поддержку такого ресурса.
Алексей Мажаев, InterMedia