Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Александр Алексеев - "Кто есть кто в российской рок-музыке" ***

"АСТ/Астрель". Книга вышла в свет в декабре.
Первый выпуск "Кто есть кто" (тогда еще "в советском роке") был издан в 1991 году и стал для меня важнейшей настольной книгой. Мало того, что я использовал "иллюстрированную энциклопедию отечественной рок-музыки" в качестве материала к своему диплому "Электронная обработка текстовой и изобразительной информации…". В условиях информационного дефицита книжка была одним из главных источников знаний о советской рок-музыке. О многих коллективах я сначала прочитал в "Кто есть кто", а уже потом услышал их музыку. Были и такие группы, которые остались только на страницах издания, более ничем и никогда себя не проявив. Как бы то ни было, в течение нескольких лет после выпуска "Кто есть кто в советском роке" оставалась самым точным, полным и красиво сверстанным справочником по данной теме. (Тогда же были изданы несколько энциклопедий о зарубежном роке, но они представляли собой либо перевод западных источников, либо взгляд на рок-музыку через призму собственного эмоционального восприятия, как "Лирическая рок-энциклопедия" Александра Кутинова).
Известие о выходе четвертого издания (в одном из предыдущих автор-составитель Александр Алексеев пытался систематизировать даже отечественную поп-музыку) в первую очередь вызвало к жизни законный вопрос: а способен ли "устаревший" книжный формат энциклопедии конкурировать с теми же интернет-ресурсами? Кто сейчас захочет черпать знания о российском роке из увесистого (560 страниц), но все равно "не резинового" тома?
Ответы будут даны ниже, а пока сосредоточимся на достоинствах и недостатках новейшего выпуска "Кто есть кто". К первым относится очень удачный макет: фотографии теперь размещаются не на вклейках, а напрямую иллюстрируют тексты, в оформлении находится место и логотипам групп, и обложкам их главных альбомов, да и вообще дизайн (от студии "Дикобраз") заслуживает теплых слов. Среди недостатков — одновременно массивность и неполность издания: за 18 лет, прошедших с выхода первого "Кто есть кто", появились тучи групп и случилась масса событий, и если все их можно было бы скрупулезно отследить, энциклопедия стала бы многотомной. Автору пришлось серьезно отфильтровать список фигурантов, но непонятно, как сквозь фильтры проскочили какие-нибудь "Вавилон", "Бен Ганн", "Ромин стон", "Команда Сталинград", "Паранойя" и масса групп клубного уровня, а также зачем нужны дублирующие друг друга отдельные главы про Сукачева и "Неприкасаемых" или Крупнова и "Черный обелиск". Не удалось решить извечную проблему: что применительно к отечественной музыке считать главными вехами истории групп. В аналогичных западных справочниках всЈ понятно: альбом (успешность или провал которого оценены объективными цифрами) — тур (аналогично) — смена состава — смерть - реинкарнация. У нас такая схема действует с большой натяжкой, поэтому Александр Алексеев с переменным успехом комбинирует эти данные, например, с собственными субъективными описаниями творческой составляющей пластинок, а в качестве важных событий в биографиях по необъяснимым причинам фигурируют презентации того или иного релиза (с указанием точной даты и места! А вот к датам смертей своих героев автор далеко не так внимателен). Время от времени проскакивает информация о том, что альбом такой-то "продавался очень успешно" - при этом на каких данных основываются подобные выводы, не сообщается; даже на оценочном уровне с некоторыми из них я бы серьезно поспорил. Попытки автора что-то сообщить и о музыке, как правило, сводятся к неумеренному употреблению термина "драйв" и примерно таким пассажам: "В альбоме заметна тяга группы к психоделическому поп-року, спокойные, слегка утомленные интонации солиста контрастируют с сжатой, как пружина, энергетикой саунда. Саксофон и виртуозная работа басиста добавляют в альбом ощущений непредсказуемости окружающих нас страстей и хаоса", а то и "наводя на зрителей ужас, истерику и страх". Особенно интересно читать подобное про хорошо знакомые пластинки.
Откровенно разочаровывают в текстах многочисленные "рекламные компании", "полные аншлаги", неверное употребление слова "культовый" и многочисленные ошибки в фамилиях музыкантов и названиях альбомов. Вот лишь несколько примеров: "Чужие песни и несколько своих" Крупнова дважды именуются "Свои песни и несколько чужих" (несмотря на то, что опубликованная тут же обложка вопиет об обратном), скрипачка "Короля и шута" на одной странице названа и Нефедовой, и Бессоновой, кроме того, автор уверен, что барабанщики Сергей Наветный и Сергей Подрезенко - это один и тот же человек, а Константин Арбенин — родной брат Дианы. В некоторых местах видны "швы", по которым тексты для нового издания соединяются с предыдущими версиями. Так, в короткой главе про Юрия Наумова в четырех последних абзацах трижды (!) повторяется, что музыкант живет на Манхэттене, раз в год приезжает с концертами на родину, но совсем возвращаться не собирается.
С этими-то ляпами как раз все понятно: запарка, спешка, дедлайны, контроль верстки — тут уж, учитывая объемность труда, не уследишь за такими мелочами, как доведение до совершенства собственно справочной части. Это лишний раз доказывает, что подобные проекты не должны держаться на энтузиазме героя-одиночки: ценою титанических усилий справиться со столь объемным трудом еще возможно, но чтобы получилось хорошо, а не абы как, нужен хотя бы внимательный редактор. В силу вышесказанного четвертое издание "Кто есть кто" Александра Алексеева сложно расценивать как точный и аккуратный справочник: тут есть некие базовые данные по теме, есть небезынтересные сведения по современному состоянию подзабытых проектов, но для получения более полной биографии интересующей группы придется привлекать дополнительные источники.
Таким образом, книжная рок-энциклопедия, конечно, уступает интернету по многим пунктам. Она ограничена объемом, в ней нет возможности оперативного исправления неточностей и онлайн-добавления новых сведений. ВсЈ так. Но ведь и в сети до сих пор нет удобного ресурса, аккумулирующего биографические справки по данной теме. На некоторых порталах есть энциклопедические разделы — которые, как правило, составлены одним махом и весьма нерегулярно обновляются. Наличие, точность и подробность биографий на сайтах групп всецело зависят от энтузиазма самих музыкантов и их пресс-служб, а появление вменяемых справок на Википедии — от фанатской активности. И там, и там сложно рассчитывать на объективность — неоднозначные страницы истории музыканты, как правило, предпочитают обойти молчанием. А про некоторых Википедия вообще ничего не сообщает, так что для того, чтобы получить точную и полную биографию того или иного проекта, нужно задействовать много источников, одним из которых вполне может стать фолиант Алексеева.
Биографический рок-портал (полный, подробный, постоянно действующий и оперативно обновляемый) Рунету действительно очень нужен. Однако физически его не потянуть даже группе энтузиастов — необходимы компетентность редакторов, четкая координация и достойное финансирование. Если будут предметные предложения по последнему пункту — я готов взяться за создание и поддержку такого ресурса.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+