Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016
04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"Оптимальный вариант" - "Рок и лирика" ****

04.05.10 13:46 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Оптимальный вариант" - "Рок и лирика" ****

"Союз Мьюзик". Релиз диска состоялся в апреле.
Признаться, я с огромным трудом научился не путать группы "Оптимальный вариант" и "Последний шанс". Не знаю, почему, но их названия в моем сознании вечно сливались в единое целое. Может, дело в том, что обе команды никогда не претендовали на какое-то лидерство в русском роке, зато имели немногочисленных, но верных поклонников, исполняя нарочито немодную музыку. "Оптимальный вариант" - а здесь и далее речь пойдет только о нем, и никаких "Последних шансов"! — будто бы специально тщательно старил свои песни, чтобы они выглядели так, словно время навсегда остановилось где-то на рубеже 80-х. Поэтому творчество Олега Чилапа и компании крайне редко попадало в поле зрения рецензентского взгляда — ну что можно сказать про музыкантов, которые усердно тащат музыку назад? Такое отношение сохранялось, пока ко мне в руки не попал сборник "Рок и лирика" - свежевыпущенная компиляция лучших песен с нескольких последних альбомов "Оптимального варианта". Выяснилось, во-первых, что это исключительно комфортное слушание для тех, чье меломанское становление происходило в конце 80-х, а во-вторых, Олег Чилап и его упертое пристрастие к наивным хиппистским идеалам (в музыке, по крайне мере) заслуживают уважения хотя бы за бережное отношение к этим самым идеалам. Вот где сейчас меломан может проникнуться настроением, к примеру, раннего "Аквариума" или "Зоопарка", если иных уж нет, а те в своих стилистических изысканиях ушли так далече, что корней не держатся? А хотя бы на концерте "Оптимального варианта", который, подобно рок-н-ролльному Питеру Пэну, не взрослеет и не меняется - и ему это чертовски идет. Например, "Вальс" Олега Чилапа страшно напоминает прекрасную гребенщиковскую "Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом", которую БГ давно уже не поет.
В сборник вошли композиции с пластинок "Шверинка" (1996), "Рыжий альбом" (1999), "Имэйлы" (2002) и "Гринвич" (2006). В принципе, эта информация является абсолютно лишней, ибо в творческой методе Чилапа никаких подвижек за это десятилетие не произошло. Ныне поэту полтинник, однако в его голосе невозможно заметить следов старения, а в новых текстах почти не появилось признаков брюзжания. Напротив, автор будто бы только укрепился в верности выбранному пути и уже по-взрослому дает еще больше блюзового настроения. Тексты "Оптимального варианта" отличаются редкой и качественной внятностью: слышно каждое слово, и даже если оно не отличается глубокой мудростью, все равно работает на создание правильного настроения. В целом новость о том, что в ХХI веке кто-то из музыкантов всерьез размышляет о проблемах, о которых последние лет двадцать размышлять как-то не принято, действует весьма утешительно. Ну кто еще будет сегодня старательно сравнивать Beatles и Rolling Stones? А для "Оптимального варианта" это по-прежнему важная тема. "Аквариум", "Секрет" и "Крематорий", отголоски которых явственно слышатся в музыке Чилапа, с тех пор убежали так далеко, что наверняка забыли, какими они были. "Оптимальный вариант" остался на том же месте; он не заработал при этом денег и славы, зато дает всем желающим возможность совершить бесплатное путешествие в молодость. Деревья тогда были большими, советские блюзы — кондовыми, а рок-н-роллы — слишком задумчивыми, чтобы под них танцевать. Сборник "Оптимального варианта" - апофеоз уютной предсказуемости, гомеопатической акустики и ностальгии без ворчания, выпущенный в нужном месте в нужное время.
Алексей Мажаев, InterMedia